Профориентация подростков групп социального риска
Самарский В.В.,. Кузьменко Н.Ю, Матвиенко К.Б.
АНБО Оздоровительный конный центр «Солнечный остров»
Санкт-Петербург
Подготовка специалистов среднего и высшего звена в системе российского образования начинается, как правило, с учебно-подготовительных курсов, задача которых познакомить школьников с основами той или иной профессии, ее особенностями, заинтересовать, увлечь, помочь определиться с выбором дальнейшего обучения.
Возможность молодых людей самостоятельно прикоснуться к профессии, иначе говоря, сориентироваться, чрезвычайно важный аспект, ведь большинство из них выбирают будущую профессию неосознанно, под давление родителей, сверстников, или тенденций моды, не имея представления о том, насколько та или иная область знаний отвечает именно их индивидуальным потребностям и ожиданиям. Особенно остро этот вопрос стоит у детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Из-за волевой незрелости таким детям сложнее адаптироваться к требованиям взрослой жизни, из-за недостаточного самоконтроля, а также сниженной мотивации к обучению многие молодые люди часто не получают среднее специальное образование или не сохраняют работу. Поэтомувыпускники интернатных учреждений относятся к группе риска относительно асоциального поведения, имеют повышенный риск алкоголизации и вступления в криминальное сообщество.
В 2008 году в Петербурге некоммерческой благотворительной организацией "Оздоровительный конный центр "Солнечный остров" был разработан проект "Равные возможности - социальная адаптация и профориентация детей-сирот и детей-инвалидов с применением иппотерапии", цели которого - социальная адаптация и обучение трудовым навыкам детей-сирот.
Целевой аудиторий проекта стали воспитанники детских домов и школ-интернатов Санкт-Петербурга возрасте от 14 до 18 лет.
Потребность обратиться к данной аудитории была вызвана, с одной стороны, накопленным опытом работы в "Солнечном острове" с данной категорией детей, с другой - отсутствием у детей, проживающих в интернатных учреждениях возможности познакомиться с особенностями работы в области конного дела и заинтересоваться ею. Кроме этого, дети данной категории, достигшие подросткового возраста, имеют ряд особенностей, затрудняющих психокоррекционную работу с ними. А именно:
- сложившиеся стереотипы общения в среде детей (цинизм, грубость, враждебность, иерархия сильный - слабый),
- негативное отношение детей к себе и своим возможностям (неуверенность в своих силах, страх нового, сильная тревога, агрессия, апатия в незнакомых ситуациях),
- суженность интересов (как правило, это интересы одобряемы и принятые в коллективе детей),
- закрепившиеся роли детей (асоциальное поведение, половая расторможенность, недоверие взрослым, обесценивание социальных нормативов).
У Центра «Солнечный остров» накоплен значительный опыт работы с асоциальными подростками, в том числе в рамках социальных проектов, реализованных, как и «Равные возможности…» на средства гранта Президента РФ. Основным методом социальной реабилитации в проектах стал метод иппотерапии. В ходе реализации проектов специалисты центра не раз отмечали, что особенный интерес среди подростков вызывают не только непосредственные занятия на лошадях, но и сама возможность общения с лошадью.
Курс профориентации с применением иппотерапии, который проходят участники в рамках проекта «Равные возможности», включает в себя 12 занятий иппотерапией и верховой ездой, 12 занятий по обучению уходу за лошадьми и знакомству с основами профессий в данной области (профориентация), а также 5 занятий видеоклуба.
На занятиях верховой ездой участники выполняют различные упражнения на лошади, обучаются основам верховой езды и вольтижировки.
В программе теоретических занятий особое внимание уделяется средствам и способам управления лошадью, амуниции, средствам ухода. Большой блок занятий посвящен теме профессий и их различным характеристикам:
- педагогическим (требованиям к уровню образования, учебным заведениям, необходимому опыту и стажу работы);
- экономическим (отраслям использования; спросу на рынке труда; оплате; льготам и компенсациям);
- медицинским (уровню здоровья, условиям, противопоказаниям);
- технологическим (целям труда, рабочему времени).
Кроме этого, на теоретических занятиях ознакомительно затрагиваются такие темы, как виды конного спорта, использование лошади в иппотерапии и лечебной верховой езде, основы ветеринарных аспектов (болезни и пороки лошадей).
Задачи теоретических занятий: расширить кругозор участников, сформировать адекватное представление о профессиях в области конного дела.
Программа теоретических занятий разработана сотрудниками Центра: инструкторами по иппотерапии и педагогами. Весь теоретический материал представлен в виде картинок и таблиц, макетов и наглядных пособий. Для изучения некоторых тем используется видеооборудование (видеопроектор, экран).
На практических занятиях, которые проходят на конюшне, дети отрабатывают навыки чистки и седловки лошадей, участвуют в процессе кормления.
Участие в курсе занятий иппотерапией с профориентацией позволяет детям оценить свои возможности в сфере труда, получить основы верховой езды и навыки ухода за лошадьми, прояснить и опробовать свои способности и возможности дальнейшей деятельности в данной области, свои профессиональные склонности, повысить мотивацию к учебе и соблюдению социальных норм.
В качестве дополнения к конным занятиям, которые проходят на базе Центра "Солнечный остров" в г. Всеволожск Ленинградской области, в проекте используется еще один метод психологической работы - коммуникативный тренинг, который проходил в формате видеоклуба.
Видеоклуб проводится психологом проекта непосредственно в интернате, в привычной для участников среде, и включает в себя две части:
- психологическую часть (игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, формирование норм общения);
- просмотр видеофильма о лошадях и его дальнейшее обсуждение.
Задачами видеоклуба являются:
· преодоление привычки грубого и несдержанного общения с товарищами,
· расширение коммуникативного диапазона,
· снижение тревожности и агрессивности,
· обучение социальным нормам общения,
· получение позитивного опыта общения и поведения в рамках норм,
· получение детьми обратной связи по поводу своего поведения.
По мнению, специалистов Центра, полноценная работа с подростками, направленная на повышение уровня их социальной адаптации, не может происходить без психологической составляющей. Такой составляющей в данном случае выступают занятия видеоклуба, на котором с одной стороны отрабатываются коммуникативные навыки подростков, с другой – закреплялся полученный на конюшне материал.
В процессе занятий верховой ездой психологом проводится также видеосъемка детей. В дальнейшем полученный материал демонстрируется участникам на занятиях видеоклуба. Дети имеют возможность оценить себя со стороны, увидеть ошибки, допущенные при верховой езде, оценить успехи своих сверстников.
Большое значение в проекте уделяется получению обратной связи от участников. Для этого используются различные психо-диагностические методы: беседы, наблюдение, анкетирования, которые, кроме того, позволяют качественно и количественно оценить результаты работы.
Полученные данные позволяют судить об эффективности комплексных форм работы с сочетанием учебной, трудовой, развивающей и психокоррекционной деятельности.
Работа по проекту показала, что использование иппотерапии в сочетании с трудовой деятельностью - общение и уход за лошадьми - позволяют преодолеть трудности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Занятия иппотерапией и верховой ездой создают уникальные возможности для изменения представления ребенка о себе и способе общения с окружающими. Так как на начальном этапе возникает значительное эмоциональное напряжение (неуверенность перед лошадью, чувство беспомощности во время первых занятий, острое ощущение некомпетентности, растерянности), а затем в течении короткого времени (часто во время первого же занятия) снятие этого напряжения - это позволяют участнику преодолеть страх, почувствовать себя в состоянии управлять, и т.д. За счет этого дети получают сильный заряд положительных эмоций и впечатлений («я могу», «у меня получилось», «она меня слушается»), появляется чувство осознания своей успешности. В ходе занятий меняется представление детей о себе, повышается их самооценка и вера в собственные силы и успешность.
Во время занятий иппотерапией ребенок вынужден находить контакт с лошадью (чувствовать ее, не давать ей управлять процессом, но и не быть слишком жестким, необходимость четко соблюдать правила), что является своего рода коммуникативно-эмоциональным тренингом. Таким образом, в процессе общения с лошадью участник приобретает качественно иной опыт общения и взаимодействия. Это взаимодействие является разнонаправленным:
а) взаимозависимым (т.к. результат, на который нацелен участник, напрямую зависит от лошади, как и лошадь от него);
б) автономным (где только ребенок несет ответственность за результат (слушается, не слушается);
в) доверительным (лишенным манипуляций и привычных враждебных реакций).
Таким образом, исходя из опыта реализации проекта, можно сделать вывод об эффективности применения именно комплексной работы - сочетания иппотерапии, трудовой и учебно-развивающей деятельности для решения насущных адаптационных проблем детей-сирот и детей-инвалидов. Можно также с уверенностью сказать, что выбранные формы работы эффективны в преодолении сложностей в социальной адаптации детей-сирот именно в подростковом возрасте.
Профессиональная ориентация подростков, приучение их к труду и ответственности, способствует становлению активной жизненной позиции у детей, профилактике негативного влияния социальной среды, и может применяться в принципе в любой области, применительно к любой профессии. Тем не менее, в данном случае верховая езда является дополнительным мотивирующим фактором, благодаря которому дети с интересом и желанием вступают в процесс обучение, что во много раз увеличивает его эффективность.
Общение с лошадьми и базовые знания, полученные на занятиях по профориентации в проекте, служат мотивирующим фактором для детей к дальнейшему обучению, а также позволяют им трудоустроиться в качестве конюха или помощника инструктора, в качестве работников смежных областей сельского хозяйства.
В настоящее время в центре «Солнечный остров» продолжаются занятия в рамках курса профессиональной ориентации. Курс уже успешно завершили 12 подростков. По завершению всех мероприятий по проекту, будут сделаны выводы об эффективности работы по проекту и приведены количественные и качественные показатели.
Модель проекта "Равные возможности - социальная адаптация и профориентация детей-сирот и детей-инвалидов с применением иппотерапии" универсальна и востребована и может быть реализована на базе других конных центров или образовательных учреждений применительно к условиям их работы.
ОПЫТ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ