Уровни взаимодействия на занятиях вольтижировкой
На занятиях вольтижировкой ребенку придется взаимодействовать с лошадью, инструктором, другим ребенком (при групповой вольтижировке). И параллельно с этим выполнять упражнения, требующие высокой концентрации внимания и сосредоточенности на движениях своего тела.
Таким образом, взаимодействие можно разделить на несколько уровней:
а. Телесный уровень.
Ребенок подстраивается под движения лошади, учится удерживать сложные статичные позы, выполнять упражнения, требующие высокой концентрации внимания и ловкости. При групповой вольтижировке от ребенка так же требуется подстраивать свои действия под партнера.
б. Интеллектуальный уровень.
Занимаясь с инструктором или в паре, ребенок осваивает имитацию, подражая инструктору или, что гораздо важнее своему партнеру. При групповой вольтижировке можно, что бы один ребенок показывал упражнение, стоя в манеже, а другой выполнял их на лошади (игра в «инструктора»). Хорошо, если при этом ребенок «инструктор» будет оценивать исполняемые партнёром упражнения по пятибалльной системе. Таким образом, отрабатывается внимание к партнёру, навык оценки работы другого и сравнение действий партнера со своими действиями.
Выполняя совместные упражнения на групповой вольтижировке, ребёнок учиться работать в команде, оказывать помощь партнеру.
в. Эмоциональный уровень.
Успешно выполняя элементы вольтижировки, и получая положительную оценку от инструктора или своего партнёра, ребенок повышает свою самооценку, получает заряд положительных эмоций, получает моральное удовлетворение от своих действий. Важную роль на этом уровне могут сыграть показательные выступления и соревнования по вольтижировке, так как появляется возможность для ребенка испытать чувство соперничества и гордость за свои достижения.
Исходя из описанных возможностей занятий по вольтижировке, мы можем ставить и реализовывать определенные задачи. Причем при индивидуальной и при групповой вольтижировке они будут несколько различаться.
3. Цели и задачи, реализуемые на занятия вольтижировкой и методы их достижения.
Индивидуальные занятия.
а. Цели и задачи (формирование балансных реакций, силы и гибкости мышц, координации, ловкости, внимание, повышение самооценки, самореализация)
Индивидуальные занятия по вольтижировке направлены на улучшение координации, концентрации внимания и развитие мышечной силы и ловкости ребенка. Для этого ему предлагается освоить комплекс упражнений, которые он выполняет сначала на стоящей лошади, затем на шагу, на рыси и если есть такая возможность на галопе.
б. Методы (поэтапное освоение комплекса упражнений, игры с дополнительными предметами)
Комплекс упражнений следующий: махи ногами через шею лошади, круг, вертушка, переворот (полу-ножницы вперед), ножницы (вперёд и назад), баланс, мостик, упоры, ласточка, флажок, полустойка (на коленях), стойка.
Для внесения разнообразия и закрепления навыков можно использовать игры на лошади с элементами вольтижировки. Например, перекидывание мяча через «мостик», игра в мяч во время упражнения «круг» и другие.
Групповая вольтижировка.
а. Цели и задачи (социализация, формирование умения работать в команде, оказывать помощь, оценивать себя и партнера, умение подстраиваться под партнёра, формирование рефлексии)
Групповыми называются занятия по вольтижировке, в которых участвуют два и более всадника. На занятиях групповой вольтижировкой происходит формирование умения работать в команде, ориентироваться на партнера, оказывать взаимопомощь, способность оценивать собственные достижения и достижения партнёра. Эти цели достигаются совместным выполнением комплекса упражнений, играми и подготовкой к показательным выступлениям и соревнованиям.
б. Методы (освоение комплекса упражнений, игры с дополнительными предметами)
Комплекс упражнений для групповой вольтижировки может быть бесконечно разнообразен и зависит от фантазии инструктора и умений и возможностей всадников.
Например, таки упражнения: качели, две ласточки, две берёзки, мостик через бревно, а так же различные комбинации из упражнений для индивидуальной вольтижировке (полустойка и стойка, двойной уголок и другие).
При творческом подходе можно так же изобретать интересные игры для групповой вольтижировки с использованием дополнительных предметов. Например, повесить колечко на стойку, Перекидывание мяча по кругу и другие.