Развитие межполушарного взаимодействия на занятиях по иппотерапии

Ионов И.И., педагог-психолог,

инструктор по иппотерапии, к.пс.н.

Детский экологический центр «Живая нить», г. Москва

Изучению взаимосвязи движений тела и работы мозга посвящено немалое количество научных исследований. Проблема эта интересовала ученых на протяжении многих лет. Она и сегодня продолжает оставаться актуальной. И, прежде всего, в психотерапии и коррекционной педагогике.

В настоящее время в сфере коррекции психического состояния и абилитации детей с особенностями развития существует два основных подхода – когнитивный и телесно-ориентированный. Первый включает методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второй – методы, ориентированные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Наиболее известной и действенной методикой, совмещающей в себе оба данных подхода, является «Метод комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития», в которой когнитивные и двигательные техники применяются в определенном «иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния» [6, с. 2].

Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику ребенка. Здесь мы уже имеем естественный «иерархизированный комплекс» воздействий. Нет надобности что-либо искусственно соединять. Нам уже дана система, в рамках которой можно и нужно успешно работать. Вопрос в том, как правильно использовать данное преимущество и не упустить имеющиеся возможности.

Иппотерапия - это психомоторный процесс [12], в течении и в результате которого активно стимулируется сенсомоторныйуровень. Согласно теории замещающего онтогенеза (Б.А.Архипов, А.В.Семенович и др.) специфическое воздействие на этот уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций [6]. Верно подобранные движения не только создают определенный потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. А.В. Семенович указывает на то, что «актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями» [6, с. 4].

Э. Д. Айрес – автор теории сенсорной интеграции – также уделяет особое внимание данному уровню: «сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение» [1, с. 24]. Далее она пишет: «маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную» [1, с. 24]. Иппотерапия представляет нам здесь массу возможностей по развитию и активации именно сенсомоторных процессов. С точки зрения немецкого эрготерапевта У. Кислинг, иппотерапия и лечебная верховая езда – это «…сенсорная интеграция верхом. Ребенок получает от лошади раздражители, воздействующие одновременно на вестибулярную систему, кожу и кинестетическое восприятие» [4, с. 229].

Процесс иппотерапии совмещает в себе воздействие ритма движения лошади и специально подобранных упражнений на тело и психику ребенка. На занятиях реализуется принцип взаимосвязи телесного и психического - через движения, выполняемые ребенком на идущей шагом лошади, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций. При выборе упражнений важно учитывать то, на что в первую очередь должно быть направлено воздействие. Известно, что одно и то же упражнение можно использовать для разных целей - в зависимости от того, какая особенность в развитии у того или иного ребенка. Таким образом, целью написания данной статьи является дифференциация физических упражнений, используемых в иппотерапии и ориентация их на решение конкретных проблем. В качестве примера мы рассматриваем развитие межполушарного взаимодействия.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой. Для их совместной работы требуется функциональная связь. Она формируется в период младенчества, во время ползания, благодаря постоянным перекрещивающимся движениям рук и ног. Если же период ползания сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Таким образом, при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, в итоге каждое из них постигает внешний мир по-своему, в результате - отставание в психическом развитии.

Для чего еще необходимо межполушарное взаимодействие?

На ранних этапах формирования психических функций межполушарное взаимодействие необходимо для осознания эмоций. Только выделив эмоцию в качестве объекта, человек может ею управлять, что «невозможно без взаимодействия между глобальным, в том числе и аффективным, оцениванием информации, и аналитическим, категориальным, т. е. между право - и левополушарными стратегиями переработки информации» [3, с. 21].

Как указывалось выше, от сформированности связей между полушариями зависит координация движений (например: ходьба, работа двумя руками); на более высоком уровне - формирование связей между вербальными и невербальными функциями.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве правого и левого полушарий мозга. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с формированием навыков письма, чтения, счета.

Специфическая коррекционная работа, направленная на формирование связей между полушариями мозга, включает: развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие реципрокной координации рук и ног, формирование межфункциональных связей, осмысление собственных переживаний.

Для развития межполушарного взаимодействия используются специальные кинезиологические упражнения, цель которых привести мозг и тело человека в сбалансированное состояние, установить гармоничную связь между мышлением, эмоциями и телом, что в итоге дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать сложными интеллектуальными действиями.

Кинезиологические упражнения, описанные в широко известной методике П. Деннисона «Гимнастика мозга», рекомендованы для развития координации и интеграции движений, интеллекта, повышения сопротивляемости стрессу, страху, боли, снижения гиперактивности, агрессии, чрезмерного эмоционального возбуждения. Они способствуют решению различных проблем школьной дезадаптации: дислексия и трудности обучения, недостаточная концентрация внимания, проблемы в работе долговременной и кратковременной памяти, неадекватное поведение и недостаток социальных навыков; используются при работе с детским церебральным параличом, аутизмом; полезны для людей со специальными потребностями на физическом и интеллектуальном уровнях, для тех, кто испытывает проблемы в моторно-сенсорном развитии. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов [8].

Межполушарное взаимодействие можно эффективно развивать, в процессе иппотерапии [5, 9]. В соответствии с принципами «Метода комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации отклоняющегося развития» (Семенович А.В., Архипов Б.А. и др.) и «Гимнастики мозга» П. Деннисона, мы подобрали упражнения, при выполнении которых происходит воздействие на формирование связей между полушариями мозга.

Данные упражнения адресованы детям, имеющим явные признаки отставания в развитии - задержку и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенную возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматические проблемы.

Следует учесть, что при выполнении любого упражнения на развитие межполушарного взаимодействия необходимо обращать особое внимание на осуществление ребенком точной и четкой координации в системе “глаз-рука” (ребенок должен не механически перекладывать предмет, а следить взглядом за своими действиями: искать и находить цель, откуда взять и куда положить предмет, куда перенести ногу или руку).

Далее представлен комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия на лошади.

Упражнение 1. «Ладушки».

Так как обычно занятие начинается с приветствия, осуществить его можно в этой игре. Полезно этим же упражнением и заканчивать занятие. Получается своеобразная рамка из знакомых движений (упорядоченность во времени, предсказуемость – это важно для детей с нарушениями эмоциональной сферы).

Если ребенок не может произвольно соблюдать очередность рук, то инструктор и его ассистент вначале поочередно придерживают его руки на ручках гурта.

Задачи:

  • установление эмоционального контакта с ребенком,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание игры.

Ребенок сидит на лошади, руками держится за гурт и, отсоединяя поочередно руки от ручек гурта, хлопает крест-накрест (самостоятельно или с помощью взрослого) по ладоням иппотерапевта и его помощника. Хлопки производятся сначала одной, а потом двумя ладонями. Иппотерапевт произносит короткое стихотворение.

Ладушки, вы - ладушки.

Где были?

У бабушки.

А что ели?

Кашку.

А что пили?

Бражку.

А что на закуску?

Кислую капустку.

Попили? Поели?

Кыш, полетели.

На головку сели.

Упражнение 2. «Вёдра».

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие межполушарного взаимодействия.

Описание упражнения

Иппотерапевт идет с одной стороны от лошади, его ассистент - с другой. Оба держат в руках пластиковые ведра разного цвета. Одно из ведер полное, другое - пустое. Задача ребенка взять предмет (мячик, кубик, колечко и т.д.) левой рукой из полного ведра, которое находится справа и переложить в пустое ведро, которое находится слева от него. Когда ведро слева заполнится - поменять руки и наполнить ведро справа.

Если ребенок не выделяет ведро с предметами, то необходимо привлечь его внимание, например, потряхивая ведро, вызывая тем самым специфические звуки от соприкосновения предметов в ведре.

Важно эмоционально окрашивать каждое успешное действие ребенка.

Часто полезно сделать небольшой перерыв в середине упражнения. Во время такого перерыва можно, например, перевести лошадь на прибавленный шаг. Внимание ребенка «переключится», он получит иную стимуляцию, а затем сможет эффективнее закончить упражнение - продолжить наполнять ведро, но уже другой рукой.

Когда данное упражнение будет освоено, полезно несколько изменить стереотип, внеся элемент новизны. Например, использовать не ведра и мячики, а гимнастические палки и кольца.

Наши рекомендации