Подготовительный этап: формирование базисной основы для развития игровой деятельности
1. Сенсорные и ритмические игры
2. Тактильные и ритмические игры
3. Подвижные игры, направленные на развитие взаимодействия (совместного игрового действия)
Основной этап: развитие игровой деятельности
1. Предметная игра.
2. Начальная сюжетная игра.
3. Развернутая сюжетная игра.
4. Сюжетно-ролевая игра (со скрытыми правилами).
5. Игры по правилам (со скрытыми ролями).
Хотя в большинство из перечисленных игр можно и нужно играть с ребенком на лошади, мы, в виду тематики статьи, опишем только некоторые из них.
Итак, на иппотерапевтическом занятии с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения, наиболее востребованы игры подготовительного этапа, направленные на формирование игровой деятельности.
Игра №1
«Ладушки»
Вид игры: ритмическая и тактильная игра (для детей с «полевым» поведением).
Задачи:
· установление эмоционального контакта с ребенком,
· развитие межполушарного взаимодействия (за счет пересечения средней линии тела)
Описание игры.
Ребенок сидит на лошади, руками держится за гурт и, отсоединяя поочередно руки от ручек гурта, хлопает крест-накрест (самостоятельно или с помощью взрослого), то по ладони иппотерапевта, то по ладони его помощника.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Ладушки, вы - ладушки.
Где были?
У бабушки.
А что ели?
Кашку.
А что пили?
Бражку.
А что на закуску?
Кислую капустку.
Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Примечание. Так как обычно занятие начинается с приветствия, осуществить его можно в этой игре.
Игра №2
«За орехами»
Вид игры: сенсорная, ритмическая, тактильная игра (для детей с «полевым» поведением).
Задачи:
· установление и углубление эмоционального контакта с ребенком,
· создание игрового контекста,
· активизация и повышение тонуса ребенка,
· формирование устойчивости внимания,
· привлечение внимания к речи,
· наблюдение и фиксация реакций ребенка - двигательных и эмоциональных (получает ли ребенок удовольствие от взаимодействия с взрослым),
· добиться того, чтобы ребенок сказал «бух» или издал какой-либо иной звук на остановку лошади.
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Ехали, ехали, ехали,
За орехами, за орехами, за орехами,
По кочкам, по кочкам, по кочкам,
В ямку….. БУХ!
У игры есть два варианта. В первом случае осуществляется следующий алгоритм:
· коновод останавливает лошадь на слово «бух»,
· в момент остановки лошади корпус всадника отклоняется назад, а затем снова возвращается в исходное положение, ребенок испытывает определенные ощущения, которые в дальнейшем связываются у него с остановкой лошади, звуками голоса иппотерапевта (со словом «бух»),
· иппотерапевт голосом эмоционально окрашивает остановку лошади,
· иппотерапевт повторяет стишок 6-8 раз, каждый раз спрашивая: «Ну что, поедем за орехами?» (обычно, в дальнейшем ребенок начинает ждать этой игры и звуками или словами выказывает свое согласие).
Примечание. Важно уметь слушать ребенка, дать ему время как-то отнестись к событию (остановке лошади, вопросу иппотерапевта и т.д.), отреагировать. Нервной системе необходимо время для переработки нервного импульса и формирования ответа. Вовремя сделанная пауза дает возможность ребенку проявить свою активность.
Второй вариант игры
Используется для детей, выделяющих лошадь, иппотерапевта, окружающие объекты.
Соединяем движение и остановки с определенной целью. Например, доехать до ведерка с грецкими орехами, стоящего на возвышении, снять его оттуда двумя руками и, беря по одной штуке, переложить орехи в ведерко инструктора (либо помощника).
Примечание. Всегда необходимо спрашивать в начале игры хочет ли ребенок начала (или продолжения) действия. Важна обратная связь. Пусть это будет лишь только намек на ответ (кивок, головой, какой-либо звук и т.п.). Далее, закрепляясь, этот ответ будет все устойчивее проявляться.
Необходимое условие: наличие лошади с хорошим амплитудным шагом.
Игра №3
«Идет бычок»
Вид игры: ритмическая и тактильная игра (для детей с «полевым» поведением).
Задачи: (см. игру №2)
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
В процессе проговаривания стихотворения иппотерапевт:
· произнеся слово «упаду», укладывает ребенка на спину лошади,
· голосом эмоционально окрашивает «падение» ребенка на спину.
· старается добиться того, чтобы он в дальнейшем сам ложился на спину при произнесении им этого слова.
Игра №4
«В гости к медведям»
Вид игры: предметная игра (предусматривает манипулятивную деятельность с предметами).
Задачи:
· развитие взаимодействия и подражания,
· внесение эмоционального смысла в игры с предметами,
· использование освоенных предметных действий в игровых ситуациях.
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Едем, едем, едем
В гости к белым медведям,
Далеко, далеко, далеко,
Держи мяч высоко-о-о, высоко-о-о-о…
Примечание 1. На слово «высоко» ребенок должен поднять мячик (или любой другой предмет, например, гимнастическую палку) как можно выше над головой. Хорошо использовать для детей, имеющих неправильную осанку. Тогда вместо «мяч» мы, например, говорим «держи нос или голову высоко-высоко».
Примечание 2. Иногда ребенок некоторое время не приступает к выполнению задания (не включается в игру), а наблюдает за педагогом и только после нескольких занятий решается сам осуществить какое-либо действие с помощью взрослого
Игра №5
«Ваня-простота»
Задачи:
· формирование представлений о собственном теле, о теле лошади,
· формирование представлений о положении в пространстве,
· осознание себя через телесные ощущения.
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Ребенок самостоятельно или с помощью инструктора пересаживается на бок лошади, а затем задом наперед. Иппотерапевт голосом сопровождает действия ребенка, акцентируя его внимание на частях его тела, частях тела лошади.
Отметим основные положения, отраженные выше.
В процессе занятия иппотерапией с ребенком раннего или дошкольного возраста, имеющим множественные нарушения развития, задачи по развитию двигательной, сенсорной сферы, взаимодействия, познавательной сферы должны решаться в рамках игровой ситуации.
Игры, описанные в статье, характеризуются повторением ребенком определенного количества повторяющихся действий. Получая удовольствие от повторения, ребенок совершенствует технику осуществления действия, учится регулировать свое поведение, приобретает новые навыки.
В игре - через развитие непроизвольных действий - происходит закладывание фундамента произвольной регуляции деятельности (то, к чему мы всегда должны стремиться в работе с детьми с тяжелыми нарушениями).
Библиография
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
2. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: науч.-практ. сб. –М.: Теревинф, 2006.
3. Карабанова О.А. Периодизация психического развития // Психология развития. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
4. Моржина Е.В., Захарова И.Ю. Игровые стратегии в работе с детьми, имеющими различные, в том числе множественные нарушения в развитии // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 6-7: науч.-практ. сб. –М.: Теревинф, 2009. С. 153-171.
5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. – М.: Теревинф, 2009. – 240 с.
6. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. - М.: Теревинф, 2006. - 72 с.
Вольтижировка как метод ЛВЕ на примере занятий в ЦРИД «Наш Солнечный Мир»
Сафонова М.Ю. член НФ ЛВЕ и ИКС, инструктор ЛВЕ
Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» г.Москва