Экспертная оценка факторов окружающей среды и отечественные проблемы инвалидности и инвалидов с детства
Орлова Г.Г., д.м.н., профессор ЦНИИОИЗ,
Кафедра профилактической медицины РУДН г. Москва
Для эффективной реабилитации огромное значение имеет уровень и качество взаимоотношения индивидуума с обществом в пределах реальных жизненных задач и действий в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому одной из важнейших задач сотрудников реабилитационных центрах разных типов и уровней является необходимость выявлять степень активности и участия пациента, а также имеющиеся нарушения, приводящие к индивидуальным ограничениям жизнедеятельности на уровне личности и среды (семьи и общества). Эта задача во многих РЦ сводится до минимума, нередко в связи с отсутствием у сотрудников теоретических знаний и практических навыков. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть более подробно факторы, способствующие созданию гармонии в сферах жизнедеятельности или нарушающие её.
Гармония возможна при условии положительных показателей в реальных разделах: обучения и применения знаний: в бытовой жизни и самообслуживании, в мобильность, в общении и межличностных взаимодействиях и отношениях, в главных сферах жизни (образование, работа и занятость, экономическая жизнь, жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь).
Как свидетельствуют данные сотрудников центров реабилитологии, показатель наличия, или отсутствия ограничений жизнедеятельности является более информативным не только в плане анализа инвалидизирующих состояний, но и при планировании реабилитационных мероприятий.
Для определения содержания и сущности сферы жизнедеятельности характеризующую конкретную жизненную ситуацию используются ряд терминов и понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Активность - это выполнение задачи или действия индивидом. Она представляет индивидуальную сторону функционирования. Ограничение активности - это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид. Ограничение активности может варьировать от легкого до тяжелого качественного или количественного отклонения в выполнении активности, как по форме, так и по величине, в сравнении с людьми без изменения здоровья.
Участие - это вовлечение индивида в жизненную ситуацию. Оно представляет социальные стороны функционирования. Понятие «вовлечение» могут быть использованы как принятие участия или занятость в жизненных сферах, принятие или наличие доступа к ресурсам. Индикатором участия может служить показатель реализации, однако это не означает, что участие автоматически приравнивается к реализации. Понятие участие (вовлечение) должно быть отграничено от субъективного опыта вовлечения (чувства «причастности» или «сопричастности»). Участие индивидуума в решении проблем функционирования это активный процесс, способствующий социализации личности.
Ограничение возможности участия - это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации. Наличие ограничения возможности участия определяется при сравнении с участием индивида без ограничений жизнедеятельности в данной культуре или обществе. Следует подчеркнуть, что понятие ограничение возможности нельзя интерпретировать как ограниченные возможности индивидуума.
В инновационной реабилитации термин ограниченные возможности не используется как дискриминирующее понятие по отношению к личности.
Ограничения или ограничения возможности фиксирует несоответствие между тем, что имеется и тем, что ожидается. Ожидаемый уровень реализации должен быть соотнесен с популяционными нормами для людей без специфичного нарушения благополучия и может соответствовать или даже превосходить эту норму.
Активность и участие могут быть отражены и квалифицированы двумя определителями – реализацией и потенциальной способностью.
Реализация - это параметр, описывающий, что индивиды делают в условиях реально окружающей его среды, выявляя, таким образом, сам факт, аспект вовлечения в жизненные ситуации. Так как реальная окружающая среда включает социальный контекст, реализация может пониматься как «вовлечение в жизненную ситуацию» или «жизненный опыт» человека в условиях, где он живет. Характеристики реальной окружающей среды должны учитываться совместно с изучением факторов социального окружения, т.е. включать все аспекты природного и искусственно созданного мира (физическая, социальная среда, мир отношений, установок и т.д.).
Социальный аспект среды проживания может оказать решающее значение в реализации и соответственно в функционировании даже в тех случаях, когда у индивидуума отсутствует сам факт «нарушения». Например, индивидуумам с генетической предрасположенностью к какой-либо болезни или с положительной реакцией на ВИЧ-инфекцию, имеющим достаточную работоспособность, может быть отказано в приеме на работу, более того, они могут подвергаться дискриминации или чувствовать на себе клеймо неполноценности.
Потенциальная способность — это параметр, отмечающий как определитель максимально возможного уровня функционирования, которого может достигнуть человек в каком-либо комплексе (домене) перечня активности и участия в данный момент. Потенциальная способность измеряется в типичных или стандартных условиях окружающей среды и отражает способности индивида в определенных условиях среды.
Характеристики типичных или стандартных условий окружающей среды могут быть представлены в факторах окружающей среды. Потенциальная способность индивидуума позволяет выявить возможность выполнения той или иной задачи или действия. Этот параметр предназначен для отражения наиболее высокого уровня возможного функционирования, которого может достигнуть индивидуум в данной обстановке.
Для оценки способностей индивида необходимо иметь «стандартное» окружение, чтобы нейтрализовать неравнозначное воздействие разного окружения на его способности и показатели.
Потенциальная способность индивидуума отражает различия факторов реальной и созданной социальными мероприятиями, окружающей обстановки с целью восстановления возможностей пациента.
Ограничения жизнедеятельности, как совокупности некоторых способностей, возникающие вследствие длительных нарушений здоровья, весьма разнообразны и неоднородны по своему характеру. Они не всегда могут быть обусловлены самим дефектом, или заболеванием, а зачастую усугубляющую роль играют факторы внешней среды, имеющие «недружественные» качества по отношению к инвалиду.
Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время. Эти факторы являются внешними по отношению к индивиду и могут оказывать положительное или отрицательное влияние на реализацию индивида в обществе, потенциальную способность индивида или на функции и структуру организма индивида.
Факторы окружающей среды рассматриваются на двух уровнях: на уровне индивида и служб и систем.
К внешним факторам, безусловно, могут быть отнесены факторы окружающей среды на уровне индивида - в непосредственном окружении: включающем семейную и домашнюю обстановку, место работы, школу.
В нашей стране серьезные проблемы для инвалидов и, в особенности, для инвалидов с детства связаны с особенностямиадминистративной системы и политики.
Административная система должна включать административный контроль и механизмы контроля, установленные местной, региональной, национальной, международной властью или другой признанной властью, с целью организации деятельности служб, реализации программ и другой деятельности инфраструктур в различных областях общественной жизни.
Политика включает правила, инструкции, стандарты, установленные местной, региональной, национальной, международной властью или другой признанной властью, согласно которым осуществляется деятельность и регулируются системы контроля служб, реализуются программы и другая деятельность инфраструктур в различных областях общественной жизни.
Административные системы здравоохранения: административный контроль и механизмы мониторинга, которые регулируют обеспечение физического, душевного и социального благополучия индивида, в разнообразных условиях, призваны законодательно определять такие его черты, как доступность, универсальность, мобильность, финансирование обществом и широту охвата.