Положительные и отрицательные эмоции, эмоциональная напряженность.
Эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости действующих обстоятельств, выражаемые, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей индивида; это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла явлений и ситуаций, возникающих в процессе иппотерапии, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям пациента.
По словам И. Декавеля «физический контакт лошади и всадника – особый тип близкого общения между этими двумя существами. Из этой близости, из этих особых взаимосвязей, которые постепенно завязываются между двумя партнерами, рождаются эмоциональные реакции» (И. Декавель [6, 15]) , которые, будучи хорошо понятыми и использованными инструктором, становятся основным рычагом обучения социальным связям. Через познание другого человек познает себя. И у лошади, и у всадника в жизни есть свои эмоции, свой характер, каждый день лошадь немного другая, у нее свой набор реакций, иногда агрессивных, иногда нежных и ласковых. В ответ на эти особенности поведения животного у всадника возникают ответные чувства отчаяния, радости и пр. Причем для процесса реабилитации важны как положительные, так и отрицательные эмоции. Во взаимодействии всадника и лошади не все просто и благополучно, поскольку лошадь не все снесет от всадника, а всадник не все стерпит от лошади. Таким образом, это школа смелости, воли, преодоления себя и как следствие генератор сильных эмоций. По мнению М. Майер-Тринклер лошадь из-за своего размера и большой жизненной силы «может вызвать совершенно реальный страх по отношению к себе, а ощущение и восприятие реального страха может послужить толчком для избавления от страха как компенсирующего чувства или страха в форме психоза» (М. Майер-Тринклер [8, 29]). Таким образом, как положительные, так и отрицательные эмоции органично входят в терапевтический процесс, определяя его течение.
Эстетический фактор
Взаимодействие с лошадью, наблюдение за ними предоставляет богатую возможность реализации потребности в красоте. Инвалид, привыкший видеть других из своего инвалидного кресла, на лошади может по иному видеть людей и окружающую природу. Обычно скованный, ограниченный инвалидным креслом инвалид находится в подавленном состоянии, но верхом на лошади его настроение улучшается, что проявляется, например, в появлении улыбке, смехе. Эстетическое восприятие лошади может служить источником вдохновения для творческой деятельности ребенка, гармонизации личности, психо-эмоционального равновесия.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы показать выделяемые пациентом в процессе иппотерапии факторы, отражающие его восприятие лошади, и определяющие его отношение к животному как к объекту привязанности.
В исследовании нами были использованы два метода – метод семантического дифференциала (СД) и метод проективного рисуночного теста.
Охарактеризуем причины использования в исследовании метода семантического дифференциала.
Реконструкция индивидуальной системы значений (через призму которой происходит восприятие лошади участниками процесса) входит в задачу психосемантики – области отечественной психологии, исследующей различные формы существования значений в индивидуальном сознании - образов, символов, коммуникативных и ритуальных действий, а также словесных понятий (В.Ф. Петренко [9]). Процесс получения экспериментальных данных в психосемантике включает в себя связывание исследуемого значения (стимула, предмета) с другими значениями, системами значений (стимулами, объектами), дальнейшее выделение наиболее значимых связей, интерпретация отношения испытуемого к исследуемому значению (на основе выделенных связей) и обобщение полученных результатов (построение модели субъективного опыта) (В.П. Серкин [11]). Выявление значения лошади как символа в сознании индивида в процессе анализа психологического восприятия человеком значений и смыслов различного рода объектов послужило поводом для использования в исследовании метода семантического дифференциала.
Для выявления бессознательных проявлений участниками иппотерапии своего отношения к лошади помимо метода семантического дифференциала мы использовали в исследовании метод рисуночных тестов. В практике иппотерапии рисуночные тесты используются за рубежом с одной стороны в качестве приложения к верховой езде - как возможность самовыражения пациентов, выявление и фиксация образов, рождающихся в их сознании в процессе взаимодействия с лошадью, с другой стороны – в качестве метода диагностики состояний (Д. Гийеме [4], Д. Дарке [5] М. Шайдхакер [15]). Естественно, что тематика объектов интерпретации - рисунков – так или иначе, связана с изображением пациентом лошади и себя в процессе своего с ней взаимодействия. Например, по мнению Д. Гийеме, положение в рисунках всадника по отношению к лошади и другим элементам среды «позволяет интерпретировать тип связи, пережитой во внутреннем мире субъекта в этот момент, по отношению к другому, к другим, к тому, что не является им самим» (Д. Гийеме [4, 110]).
Как указывалось выше, нашей задачей являлось выявление через рисунок отношения участников процесса иппотерапии (пациентов) к ее основному средству – лошади, бессознательное выделение ими ее определенных функций, проявляющихся в процессе реабилитации. Соответственно и логика анализа полученных рисунков базировалась на специфике тематики.
Выделение респондентами таких функций и отражение их в рисунке зависит от параметров восприятия ими данного объекта: частоты и длительности взаимодействия респондента с лошадью, причины такого взаимодействия, возникающих в процессе ощущений.
Выбор метода рисуночных тестов также был обусловлен спецификой тестируемых пациентов, а именно затруднениями в доступе к интеллектуальной сфере детей с психическими отклонениями, заключающимися в бедности речи, обусловленной ограниченными способностями к абстракции, трудностями в выражении своих более или менее диффузных телесных ощущений и впечатлений, не говоря уже о затруднениях в словесном выражении мысли при умственной отсталости.
Экспериментальная база исследования: Детский экологический центр (ДЭЦ) «Живая нить», Московский конно-спортивный клуб инвалидов (МККИ), конно-спортивный клуб «Битца», Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) «Белка» (Московская область), государственное учреждение социального обслуживания Московской области (ГУСОМ) «Домодедовский центр реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Надежда» (г. Домодедово), отдел социально-творческой реабилитации «Круг» ГОУ ДЮЦ «Норд-Вест» (г. Москва). Всего в исследовании приняли участие 60 человек. Было осуществлено распределение пациентов по группам. Экспериментальная группа включала 30 человек регулярно (1-2 раза в неделю) занимающихся иппотерапией. Контрольная группа состояла из 30 человек, никогда ранее не занимавшихся иппотерапией. Возраст детей 9-12 лет. Специфика заболевания – органическое поражение мозга на фоне ДЦП, умственная отсталость.
При использовании метода семантического дифференциала для выявления факторной структуры описания понятия «лошадь» матрицы результатов оценивания были обработаны с помощью математической процедуры редукции данных – факторного анализа с использованием статистической программы SPSS 13.0.
По итогам интерпретации 60 рисунков факторной обработке были подвергнуты две матрицы, каждая из которых содержала данные по одной из двух групп респондентов.
Выделенные факторы были объединены в компоненты и представлены в виде моделей (см. диаграммы 1 и 2).
В интерпретации полученных данных нами приняты следующие условные обозначения:
1. Компонент – наименование массива представлений респондентов о процессе иппотерапии, выделившееся в результате анализа в виде компонента, характеризующегося единой направленностью всех составляющих его факторов.
2. Фактор – суть компонент (или же составляющая компонента), сгруппированный в результате факторного анализа представленного массива исходных данных и наиболее полно объясняющий связи между переменными.
В экспериментальной группе по методикам было выделено 10 факторов, из которых было собрано 5 компонентов (см. таблицу 1).
Таблица 1. Экспериментальная группа
№ | компонент | Фактор | вес фактора | сумма |
взаимодействие | Взаимодействие | 7,54 | 7,54 | |
привязанность | Привязанность | 26,04 | 48,84 | |
потребность ребенка в привязанности | 11,45 | |||
Устойчивость | 5,8 | |||
Уверенность | 5,55 | |||
эмоции | положительные эмоции | 20,74 | 33,43 | |
Тревожность | 6,47 | |||
эмоциональная напряженность | 6,22 | |||
эстетика | Эстетика | 20,34 | 20,34 | |
патология | Патология | 9,83 | 9,83 |
В контрольной группе по методикам было выделено 9 факторов, из которых было собрано 4 компонента (см. таблицу 2).
Таблица 2. Контрольная группа
№ | компонент | Фактор | вес фактора | сумма |
потребность в привязанности | недостаток опоры | 5,64 | 23,85 | |
Незащищенность | 4,90 | |||
безопасность, уверенность | 13,30 | |||
эмоции | положительные эмоции_1 | 7,41 | 50,25 | |
положительные эмоции_2 | 18,35 | |||
эмоциональная напряженность | 10,06 | |||
отрицательные эмоции | 7,80 | |||
Негативизм | 6,62 | |||
симпатия | Симпатия | 24,16 | 24,16 | |
информационный фактор | информационный фактор | 15,00 | 15,00 |
Произведем сравнительный анализ выделенных респондентами факторов.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Важным отличием является отсутствие выделения респондентами контрольной группы компонента «взаимодействие», что объясняется отсутствием контакта с лошадью. Компонент «взаимодействие» в экспериментальной группе занимает 6%. Это можно объяснить тем, что во взаимодействии с животным респонденты контрольной группы получали соответствующий коммуникативный опыт, который откладывался в их сознании и может быть выявлен при использовании проективных методов. Здесь следует заметить, что данный фактор выделился в результате факторного анализа данных, полученных в результате интерпретации проективного рисунка «Я и лошадь».
На первом месте по значимости в экспериментальной группе стоит компонент «привязанность» (41%). В контрольной группе этот показатель составляет лишь 21%. Причем факторы, составляющие данные компоненты в обоих случаях различны. Для респондентов экспериментальной группы, имеющих регулярные контакты с лошадью, характерно наличие сформированного чувства привязанности к животному, что подтверждается наличием в компоненте факторов «привязанность» (52%), «устойчивость» (12%) и «уверенность» (12%). Фактор «потребность в привязанности» (24%) составляет в конечном итоге четвертую часть этого компонента, дополняя существующую картину - имеющаяся у пациента потребность в привязанности удовлетворяется посредством его контакта с лошадью. В контрольной группе респондентов, не имеющих регулярных контактов с лошадью компонент «привязанность» составляют лишь три фактора – «недостаток опоры» (24%) и «незащищенность» (19%) компенсируются наличием фактора «безопасность, уверенность» (57%). Таким образом, выделение в лошади функций объекта привязанности представлено со стороны респондентов обеих групп, но в разном объеме.
Компонент «эмоции» занимает наибольший объем в совокупности компонентов контрольной группы, где его доля достигает 45%. В экспериментальной группе доля компонента «эмоции» составляет 28%. Такая разница обусловлена на наш взгляд закономерной трансформацией у респондентов экспериментальной группы эмоционального компонента в компонент «привязанность» в процессе их взаимодействия с лошадью. Данный компонент в экспериментальной группе составлен из трех факторов: «положительные эмоции» (60%), «тревожность» (20%), «эмоциональная напряженность» (20%). Как видно из представленных данных, положительные эмоции преобладают над отрицательными. В контрольной группе компонент состоит из пяти факторов: «положительные эмоции_1» (15%), «положительные эмоции_2» (36%), «эмоциональная напряженность» (20%), «отрицательные эмоции» (15%), «негативизм» (14%). Положительные и отрицательные эмоциональные проявления у респондентов контрольной группы находятся примерно в равном объеме.
Дополнительные факторы, выделившиеся в результате факторного анализа в экспериментальной группе представлены компонентами «эстетика» (17%) и «патология» (8%), а в контрольной «симпатия» (21%) и «информация» (13%). Каждый из обозначенных компонентов включает один фактор. Компонент «эстетика» отражает выделение респондентами экспериментальной группы эстетических качеств лошади. Компонент «патология» указывает на наличие определенных проблем в их психическом развитии. Наличие компонента «симпатия» указывает на наличие соответствующих чувств, испытываемых респондентами контрольной группы. Компонент «информация» отражает имеющийся в наличии у респондентов определенный набор представлений о лошади.
Литература
1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.
2. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
3. Гарриг Р. Оценка эффективности использования лошади в терапевтических целях // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда / Учебное пособие университета Paris-Nord. М: МККИ, 2003. С. 26.
4. Гийеме Д. «Неси меня конь». Психосоциальное влияние практики верховой езды на лиц с умственными недостатками // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда / Учебное пособие университета Paris-Nord. М: МККИ, 2003. С. 105.
5. Дарке Д. От языка жестов к письменному языку // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда / Учебное пособие университета Paris-Nord. М: МККИ, 2003. С. 138.
6. Декавель И. Теоретические основы применения РВЕ // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда / Учебное пособие университета Paris-Nord. М: МККИ, 2003. С. 10.
7. Жоллинье М., Гарриг Р. Реабилитация с помощью верховой езды в детском возрасте // Адаптивная (реабилитационная) верховая езда / Учебное пособие университета Paris-Nord. М: МККИ, 2003. С. 38.
8. Майер-Тринклер М. Критические вопросы и мысли об использовании лошади в области психотерапии // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде. М: МККИ, 2004. С. 27.
9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - СПб.: Питер, 2005.
10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
11. Серкин В.П. Методы психосемантики. – М.: Аспект Пресс, 2004.
12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель / Институт Молодежи. М, 1999.
13. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004.
14. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. - М.: Издат-во Института Психотерапии, 2002.
15. Шайдхакер М. Особенное значение лечебной верховой езды при лечении разных психических заболеваний // Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике / Учебные материалы и исследования Немецкого кураториума по терапевтической верховой езде. М: МККИ, 2004. С. 113.
16. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.
ОЦЕНКА ЛОШАДЕЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИППОТЕРАПИИ
Бейссель Наталья Александровна,
студентка 6-го курса Российского университета дружбы народов; инструктор по иппотерапии, Детский экологический центр
«Живая нить», г. Москва, 2008 г.
Целью нашего исследования является определение типа лошади наиболее подходящего для лечебной верховой езды. В процессе теоретического анализа были выявлены основные функциональные параметры лошадей, используемых в иппотерапии. Была проведена оценка лошадей в ведущих реабилитационных центрах Москвы, использующих иппотерапию в качестве основного метода реабилитации инвалидов. Это Детский экологический центр «Живая нить», Московский конноспортивный клуб инвалидов, Учреждение «Центр реабилитации инвалидов детства "Наш солнечный мир» и в конноспортивном комплексе «Битца»,
Оценка лошадей была проведена по экстерьерным особенностям, движению и темпераменту.
Далее теоретические данные были сопоставлены с полученными данными основных функциональных параметров лошадей в указанных организациях.
Хотелось бы сразу заметить, что не существует такой породы лошадей, которую бы выращивали специально для иппотерапии, – есть специфические требования в отношении типа, характера, нрава и экстерьера животного, пригодного для иппотерапии. Соответствующая подготовка вырабатывает необходимые качества для использования лошади в иппотерапии. В итоге подбор диктуется индивидуальными особенностями пациента (будь то взрослый человек или ребенок). [4,8]
Ниже рассматриваются основные параметры, которые должны присутствовать у лошади для иппотерапии.
Нрав
Характер животного имеет решающее значение. Обязательное и неукоснительное правило: лошадь должна быть добронравной и смелой. Для иппотерапии подходят лошади только уравновешенного типа высшей нервной деятельности (к примеру, лошадей ахалтекинской, арабской и чистокровной верховой пород не используют, потому что чаще всего у этих лошадей пылкий, «взрывной» темперамент). Лошадь должна легко и охотно идти на контакт с человеком, от природы быть послушной,терпеливой, покладистой и надёжной, не игривой, но и не вялой, не ленивой. Пугливая или нервная лошадь для иппотерапии не годится. Она ничего не должна бояться, в особенности всех предметов, используемых во время занятий, в том числе инвалидных колясок и костылей. Она должна терпимо относиться к ошибкам всадника, а также к различным шумам и беспорядку, создаваемому, например, группой детей. Панфилов К. М. отмечает, что лошадь должна быть не щекотливой, не слишком чувствительной, но в то же время хорошо отзывающейся на сигналы поводом, прикреплённым к плотно пригнанному недоуздку (это умение у лошади можно развить и тренингом, оно необходимо при занятиях верховой ездой пациентов с непроизвольными резкими движениями рук, так как трензель в таком случае может травмировать рот лошади). Совершенно недопустимы такие формы поведения лошади, как шараханье от чего бы то ни было, инстинктивная агрессивная реакция на страх пациента, удары копытами или укусы, любые дурные привычки или капризы. Более того, лошадь должна быть способна преодолевать возможное чувство страха у всадника и гасить его агрессию. Всё это обеспечит безопасность занятий. [6,7]
Экстерьер
В плане экстерьера предпочтение отдается лошади с «прямоугольным» строением туловища. Штраус И. замечает, что продолговатая спина лошади удобна для сидения, когда она раскачивается. Однако у лошадей этого типа могут быть проблемы со спиной, если они плохо тренированны или слишком много работали. Такая лошадь может развить у пациента привычку отклоняться назад, приводящую к болям и перенапряжению мускулатуры спины, что нежелательно в иппотерапии. Лошадь с «квадратным» строением туловища менее удобна для сидения из-за своей короткой спины. [9]
Индивидуальные элементы экстерьера лошади могут оказаться полезными, однако важнее всего их гармоничное сочетание.
Голова не должна быть слишком большой по отношению к телу. Будучи отнесена от центра тела, она представляет собой значительный груз для контр-балансирования. Взгляд должен выражать доверие. Если глаза близко посажены, то задний обзор животного меньше, поэтому предпочтительнее широко посаженные глаза, так как они делают поле видимости оптимальным. Уши должны быть активными, а значит внимательными. Место соединения головы и позвоночника должно допускать достаточную подвижность, так как это помогает лошади удерживать в равновесии собственный вес и вес всадника. [2]
Наивысшая точка шеи должна быть расположена в области затылка, плавно и гармонично переходит в холку. Мускулатура шеи должна быть развита вдоль гривы. Развитая мускулатура вдоль нижней части шеи – «овечья шея» – затрудняет нахождение равновесия. Длинная шея представляет собой преимущество для пациента.
Холка лошади должна быть заметна, но не слишком высока, широко и плавно переходя в спину. Здесь необходимы хорошие мышцы спины, в особенности для терапии без использования седла.
Плечи не должны быть крутыми. Чем круче плечи, тем короче длина шага, и тем более резки движения, так как амортизирующая сила суставов уменьшена.
Корпус должен быть вертикально овальным, так как данная форма больше подходит к анатомическому строению пациента, чем круглая. Это очень важно, в частности для пациентов со спазмами приводящих мышц и ограниченной подвижностью тазобедренных суставов.
Поясница (между последним ребром и тазом) – область вдоль поясничного отдела позвоночника. Эта часть тела также имеет огромное значение, так как она передает поступь задних ног через тазобедренные суставы и тазовую область далее, на грудной и шейный отделы позвоночника. Неправильная передача этого движения из-за прогибания (лордоза) или выгибания (кифоза) верхней линии в этой области корпуса может привести к различным нарушениям в спине, прежде всего к потере гибкости. Наибольшую пользу пациент получает от колебательных движений спины.
Круп, состоящий из тазовой области и тазобедренных суставов, и угол наклона крупа определяют способность лошади ступать под центр своей тяжести и контр-балансировать добавочный вес всадника, облегчая, таким образом, нагрузку на переднюю часть туловища лошади. Чем мягче, более пружинисто и гармоничнее это движение, тем лучше оно для пациента и для лошади. Суставы – основа здоровья лошади. [9]
Характеристика ног. Дж. Спинк пишет в своей книге «Развивающая верховая езда», что движение лошади будет оптимальным, если ее ноги прямые и расставлены достаточно широко. Длинные и эластичные путовые суставы лошади (бабки) делают походку пружинистой и удобной. Движение шагом, которое используется в иппотерапии, должно быть свободным, живым и ритмичным, а каждый мах ноги должен покрывать большое расстояние.
Старую, лишенную гибкости лошадь с нездоровыми ногами использовать в иппотерапии нельзя. [8]
Возраст
С точки зрения возраста животное должно быть на той стадии своего развития, которая гарантирует ее хорошую натренированность. Этого невозможно ожидать от лошади моложе 5 лет, так как слишком молодые лошади могут иметь избыток энергии. Их движения могут быть недостаточно скоординированными, а техника недостаточно уравновешенной; все это приходит только с возрастом и опытом. [3]
Но, как и люди, бывают животные, развитые не по годам. Так что всякие возрастные ограничения должны восприниматься лишь как ориентиры. «Хорошо тренированная лошадь», к примеру, может по-прежнему быть идеальным партнером в иппотерапии в возрасте 18 лет, тогда как другая уже в 12 лет оказывается непригодной, и в ее движениях больше нет достаточной гибкости и мягкости, необходимой для иппотерапии.
В обоих вариантах: слишком молодой или слишком старой лошади – существует угроза безопасности всадника. Считается, что лучше всего выбирать лошадь не моложе 5 и не старше 14-16 лет. При приеме в программу животное должно быть полностью здоровым. Как правило, лошадь «среднего возраста», которая уже прошла период «юношеской неудержимости», но еще не потеряла гибкости, не заработала артрит или какое-либо другое заболевание, идеально подойдет в том случае, если она соответствует и всем другим критериям, указанным выше. [9]
Размер лошади
Более всего подходит животное среднего роста (150-160 см). В интересах пациента лошадь должна иметь соответствующий размер. Если при умеренном энергичном шаге двигательные паттерны лошади и пациента гармонизируются без усилий, то оптимальный взаимообмен движениями обеспечен. Это означает, что детей лучше всего сажать на маленьких лошадей, а взрослых, напротив, на крупных животных. Впрочем, это не означает, что длинный мах ноги у лошади повышает ценность занятий, имитирующих ходьбу. Наоборот, пациенту может быть легче воспринимать более частые двигательные импульсы. Штраус И. отмечает, что более частые шажки маленькой лошади оставляют меньше времени между колебательными движениями для того, чтобы развились неправильные ответы на них, что при определенных обстоятельствах может скорее устранить неправильные двигательные установки. Это применимо, в частности к мобилизации таза. Подвижность таза требует, помимо суставной подвижности, конечное скоординированное взаимодействие мускулатуры таза, бедер и ног так же, как и мускулатуры живота и спины. Таким образом, очень важно нормализовать мышечный тонус и активизировать эти мышцы физиологически. [1,9]
Пол
Джосвик Ф. считает, что лучше всего для иппотерапии подходят кобылы, они часто проявляют особую чувствительность к потребностям всадников-инвалидов. Однако из-за гормональных изменений, происходящих во время природных циклов, у многих кобыл могут появляться нежелательные изменения в поведении. Например, при нахождении вблизи от других лошадей они могут начать ржать, лягаться и брыкаться. Кроме того, у них могут наблюдаться резкая смена настроения, угрюмость, раздражительность и нетерпимость. К счастью, процент кобыл, которые испытывают трудности во время охоты, не велик.
Мерины обычно очень послушны и больше подходят для работы с инвалидами и ассистентами. Благодаря кастрации мерины не подвержены гормональным изменениям и циклам.
Жеребцы абсолютно не подходят для программы для инвалидов из-за их непредсказуемого поведения. [5]
Здоровье
Лошадь для иппотерапии должна быть физически и психически абсолютно здорова. Если лошадь будет использоваться долго, то желательно знать ее родословную, чтобы исключить дурную наследственность (психические отклонения иногда проявляются в самый неожиданный момент).
Постоянный санитарно-ветеринарный контроль, все необходимые предохранительные прививки, хороший уход, регулярная расчистка копыт (лошадей лучше не подковывать), идеальная чистота – обязательные требования, предъявляемые к лошади при проведении иппотерапии. [6, 7]