Учебный вопрос №6 Особенности организации оказания медицинской помощи при различных видах крупных производственных и транспортных катастроф.

Дорожно-транспортные происшествия

При ДТП значительная часть пострадавших погибает от несвоевременного оказания медицинской помощи, хотя травмы в ряде случаев не являются смертельными по тяжести. По данным ВОЗ, 20 из 100 погибших могли быть спасены, если бы медицинская помощь была оказана им своевременно.

В результате ДТП наиболее часто встречаются черепно-мозговые травмы, ранения грудной клетки и живота, переломы длинных трубчатых костей конечностей, обширные раны мягких тканей. Раны обычно рваные, глубокие, часто загрязненные землей.

Первая медицинская помощь — основа спасения жизни людей до прибытия медицинских работников. Она оказывается работниками ГАИ, прохожими, водителями, а также в порядке само- и взаимопомощи.

Доврачебная и первая врачебная помощь оказывается бригадами скорой медицинской помощи на месте аварии и в пути следования в лечебное учреждение.

В лечебном учреждении оказывается неотложная квалифицированная помощь, а специализированная медицинская помощь оказывается в условиях специализированных лечебных учреждений (отделений).

Железнодорожные катастрофы

Железнодорожные катастрофы сопровождаются поражением большого количества людей. Пострадавших может быть до 50 % от общего числа пассажиров.

Большинство из них получают механические травмы — до 90 %, термические — до 20 %. Высокий удельный вес комбинированных поражений — до 60 %.

До прибытия бригад скорой медицинской помощи пострадавшие оказывают помощь в виде само- и взаимопомощи.

Прибывшие на место катастрофы бригады скорой медицинской помощи и экстренной медицинской помощи оказывают пострадавшим доврачебную и первую врачебную медицинскую помощь, а также проводят их сортировку с учетом тяжести состояния.

Бригада скорой медицинской помощи, прибывшая первой в зону бедствия, до прибытия ответственного медицинского работника или старшего медицинского начальника является старшей, отвечает и руководит медицинской сортировкой, определяет очередность оказания медицинской помощи пораженным и подготовку их к транспортировке, остается на месте происшествия до полного окончания спасательных работ.

Эвакуация осуществляется в лечебные учреждения санитарным транспортом обязательно в сопровождении медицинского работника. При этом необходимо учитывать равномерное распределение пострадавших по лечебным учреждениям (обязанность диспетчера).

Авиакатастрофы

Громадные масштабы приобрели во всех развитых странах перевозки пассажиров и грузов авиационным транспортом. По данным мировой статистики, почти половина авиакатастроф происходит на летном поле и половина –– в воздухе на различных высотах.

Так как вместимость пассажирских авиалайнеров значительно увеличилась, то и число жертв авиакатастроф соответственно возросло. При падении потерпевшего аварию самолета на землю могут разрушаться жилые застройки, производственные здания и др. При этом жертвы могут быть как на борту, так и на земле. Особую опасность представляет падение самолетов на АЭС и объекты химической промышленности.

При катастрофе летательного аппарата отмечаются следующие виды поражений пассажиров и экипажа: травмы и термические ожоги, кислородное голодание (при разгерметизации салона самолета или кабины). Санитарные потери могут достигать 80-90 %.

Если катастрофа самолета произошла на территории аэропорта, то дежурный по связи немедленно сообщает об этом на станцию скорой медицинской помощи и в лечебное учреждение, которое обслуживает аэропорт. Прибывшие в аэропорт бригады ЭМП оказывают пострадавшим на месте происшествия медицинскую помощь, а также проводят их сортировку с учетом тяжести состояния. Затем пострадавшие эвакуируются транспортом бригад ЭМП в медпункт аэропорта (легко пострадавшие эвакуируются самостоятельно), где врачебная бригада проводит их осмотр, оказывает нуждающимся неотложную первую врачебную помощь, регистрирует больных и определяет очередность их эвакуации в лечебные учреждения. Эвакуация осуществляется санитарным транспортом обязательно в сопровождении медицинского работника (фельдшера, медсестры).

Если катастрофа самолета произошла вне зоны аэропорта, то в этом случае организация помощи пострадавшим во многом будет зависеть от местных условий.

Однако в любом случае после оказания первой медицинской помощи пострадавших нужно немедленно эвакуировать из зоны аварии во избежание повторного воздействия поражающих факторов (пожар, взрыв, разлив топлива и др.).

Принципы оказания медицинской помощи пострадавшим вне зоны аэропорта те же, что и при авиакатастрофе в зоне аэропорта.

При авиационных катастрофах, происходящих над малонаселенной (труднодоступной) территорией или над обширной акваторией, выживание людей во многом зависит от подготовленности экипажа к таким ситуациям, а также от быстроты поиска и правильной организации им помощи, так как в безлюдной местности внешняя среда может оказаться опасной для жизни (отсутствие воды, пищи, холод, жара и др.).

Наши рекомендации