Система водоснабжения пассажирских вагонов
Система водоснабжения предназначена для обеспечения пассажиров водой и для удовлетворения их бытовых нужд.
В системе водоснабжения вагона предусмотрены приборы для кипячения воды и для снабжения горячей водой. Система водоснабжения в вагоне самотечная.
Система водоснабжения плацкартных вагонов состоит из большого и мало баков, бойлерной установки, наливных труб с наливными головками, кипятильника.
Большой бак установлен за потолком туалета и малого коридора с нерабочей стороны вагона. В большой бак введены две наливные трубы, которые выходят под вагон. Они предназначены для заполнения системы водой от внешнего источника. Малый бак расположен за потолком туалета с рабочей стороны тамбура. На нем установлена труба для выхода воздуха из системы при наливе воды. Под баками установлены поддоны для сбора воды и конденсата, образующихся на стенках баков. Сеть трубопроводов обеспечивает поступление воды. Которая необходима пассажирам. К системе горячего водоснабжения вагона относится бойлерная система. Она состоит из бойлера, плиты и запасного бака. Она может работать в двух режимах: летний и зимний. В вагонах новой постройки вместо бойлерной установки установлено два водоподогревателя. Вода в нем может нагреваться электрическими тенами либо горячей водой из системы отопления.
В пути следования необходимо периодически контролировать количество воды в системе и следить за отсутствием течи воды.
4.1. Закон РБ об охране труда от 23.06.2008 № 356 вступил в силу со 2 января 2009г.
.К самостоятельной работе проводника допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие необходимую квалификацию, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по охране труда и имеющие квалификационную группу по электробезопасности II .
Проводник в процессе работы должен проходить:
повторные инструктажи по охране труда не реже одного раза в шесть месяцев;
внеплановые инструктажи по охране труда;
целевые инструктажи (при необходимости) по охране труда;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в год;
периодическое обучение и проверку знаний по пожарной безопасности не реже двух раз в год;
периодическую проверку знаний по электробезопасности не реже одного раз в год;
периодическую проверку знаний по охране труда не реже одного
раза в год;
Проводник, обслуживающий хвостовой вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона.
4.2. Проводник должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой, и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного белья.
После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание проводится дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств с последующим мытьем теплой водой.
Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу проводнику следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование.
4.2.1. Требования по охране труда при производстве внутренней уборки вагона:
1.Уборку вагона проводник должен производить в халате и резиновых перчатках.
2. При уборке багажных и спальных полок, очистке вентиляционных решеток, застилке белья проводник должен пользоваться исправными лестницами-стремянками. Не допускается вставать на откидные столики и мокрые диваны, дверные ручки, на ребра багажных рундуков, упираться ногами в стенки и перегородки вагона.
3. При подъеме спальной полки и откидного столика необходимо проверить их фиксацию в поднятом положении, потянув полку (столик) на себя.
.4. Перед началом влажной уборки и мытья полов в вагонах с электрическим отоплением проводник должен отключить питание электропечей.
5. В вагонах с комбинированным отоплением разрешается мыть полы без отключения нагревательных элементов котлов отопления, кроме полов котельного отопления.
.6. Во время уборки тамбура проводник должен закрыть боковые и торцевые (наружные) двери на замок.
.7. Обмывку нижней стороны откидной площадки производить на стоянке со ступенек, держась за поручень и убедившись в надежном закреплении поднятой площадки на фиксатор. При протирке пазов наружного дверного проема следует присесть и держаться за специальную ручку, закрепив дверь на фиксатор. При отсутствии ручки держаться за поручень.
.8. Проводник, обнаружив разбитое оконное или дверное стекло, обязан, надев рукавицы, удалить остатки разбитого стекла в ведро. Мелкие осколки должен собирать при помощи веника и совка.
9. Складывать использованное белье в мешки следует массой не более 10 кг.
10. Дверцы ящиков для хранения угля, шкафов в служебном помещении, потолочные люки после уборки должны быть закрыты на замок.
.11. Сбор мусора должен производиться в специальную емкость «для мусора» или специальные полиэтиленовые мешки. Накапливаемый в пути мусор должен сжигаться в топке вагона либо удаляться из вагона в посмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях, в пунктах формирования (оборота). Выбрасывать мусор, выливать воду и вагона, на пол тамбура и переходные площадки не допускается
Во время движения поезда туалеты закрываются на санитарных зонах. Как правило общая продолжительность их не более 30 минут.
4.2.2. 31. Требования по охране труда при эксплуатации системы водоснабжения:
1. В пути следования проводник должен периодически контролировать количество воды в системе, отсутствие течи воды из арматуры и засорение сливных труб. По термометру бойлера систематически должна проверяться температура воды в системе горячего водоснабжения.
2. Перед растопкой кипятильника проводник должен убедиться в наличии в нем воды, очистить колосники для обеспечения хорошей тяги, проверить исправность кипятильника и отсутствие в топке посторонних предметов. В качестве топлива для кипятильника использовать только древесный уголь или дрова (торф). Растопку начинать бумагой.
3. Во время работы кипятильника проводник должен следить за постоянным поступлением воды в него. В случае прекращения поступления воды проводник должен немедленно остановить нагрев кипятильника. Для этого необходимо повернуть колосники и вытащить из поддувала горячий уголь в ведро, а затем:
в зимнее время - перенести горячий уголь в топку котла системы отопления;
в летнее время - установить ведро в туалете и залить горячий уголь водой;
Включать электрические и комбинированные кипятильники без воды не допустимо.
4. При заполнении системы водоснабжения вагона водой проводник совместно с экипировщиком водой обязан следить за тем, чтобы не было переполнения баков, при котором вода через вестовую трубу выливается на междупутья.
5. В случае обнаружения признаков замораживания трубопроводов, унитазов, сливных труб умывальных чаш отогревание их производить только горячей водой из сети отопления. Не допускается отогревание производить факелом или горячим углем. При пользовании грелкой обязательно надеть рукавицы. Сливные трубы вагона допускается отогревать только внутри вагона.
Стаканы необходимо устанавливать в подстаканники, чашки на подносы, наливать их не полностью. Разносить стаканы с чаем следует не более двух штук в одной руке, а другая рука должна быть свободной. Передвигаться по вагону с горячим чаем следует медленно и осторожно, держась свободной рукой за поручни.
Белье проводник обязан раздать пассажирам за установленную цену, за исключением того случая, когда оплата входит в стоимость билета. Пакеты, в котором находится белье, должны быть целы.
4.2.3. Требования по охране труда при эксплуатации системы отопления:
1. При экипировке вагона твердым топливом через боковую тамбурную дверь проводник должен запереть противоположную и торцевую двери вагона на ключ.
2. Техническое обслуживание котла необходимо производить в рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.
3. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке, не загромождаться посторонними предметами.
Двери котельного отделения в пути следования должны быть закрыты на ключ и открываться только по необходимости.
4. Перед растопкой котла проводник вагона должен проверить:
наличие воды в системе отопления;
исправность и правильную установку колосников;
исправность водяного насоса;
открытие вентилей и заслонок, обеспечивающих циркуляцию воды в систему отопления.
5. Растопку котла необходимо производить бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта.
6. Открывать дверцу топки котла следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500-700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица и рук. Зольник в это время должен быть закрыт.
7. Во время работы котла проводник должен постоянно следить за наличием воды в расширителе путем открытия водопробного крана, не допуская кипячения воды в расширителе.
8. При очистке топки котла не допускается горячий уголь удалять сразу из топки. Его следует опустить в зольник и, дождавшись его остывания, переложить в ведро, а затем удалить из вагона предусмотренные для этого мусоросборники на железнодорожных станциях, в пунктах формирования (оборота).
9. При помешивании топлива и очистки котла от шлака при других работах с горящим углем нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело и одежду.
10. Проводнику не допускается:
хранить в котельном отделении тряпки, ветошь, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, масло и т.д.) и разжигать ими котел;
топить котел при уровне води ниже допустимого, с неисправными дымовытяжными трубами;
выбрасывать горящий уголь и шлак из вагона на пути и междупутья, как на стоянках, так и на ходу поезда;
тушить топку водой и снегом;
оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
11. Не допускается при включенном высоковольтном комбинированном отоплении производить подкачку воды ручным насосом в систему отопления.
12. В вагоне с комбинированным отоплением при исправном состоянии отопительных приборов проводник должен производить включение отопления с помощью пакетных выключателей, ставя их в положение, соответствующее автоматическому режиму отопления вагона.
13. В случае течи воды из котла комбинированного отопления для ее устранения и удаления скопившейся воды необходимо отключить высоковольтные нагреватели котла отопления установкой переключателя режимов отопления этого вагона в нулевое положение.
В случае срабатывания аппаратов защиты высоковольтных нагревателей котла отопления и повреждении других высоковольтных устройств вагона, дежурный проводник должен немедленно доложить поездному электромеханику или начальнику поезда.
Все раковины, мойки и унитазы должны находиться в чистом состоянии. Они должны быть экипированы необходимыми принадлежностями.
4.4. Виды инструктажей:
1. вводный (проводится при приеме на работу)
2. первичный (проводится на рабочем месте)
3. целевой
4. повторный
5. внеплановый