Физиологические основы эмоций
Эмоции возникли в процессе эволюции человека и животных, им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций, стремлений и удовлетворении потребностей организма.
Эмоция — особая форма психической деятельности, которая в виде непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, степень их соответствия потребностям субъекта. Эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями.
Слово «эмоция» (от лат. возбуждать, волновать) начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желания, боли и т. д.) в отличие от мыслей. По И. М. Сеченову, эмоции - это «рефлексы с усиленным концом в их последней трети». И. П. Павлов считал, что эмоции возникают при переделке динамического стереотипа. Взгляды И. П. Павлова на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970).
Изучение отражательной функции эмоций привело П. В. Симонова к разработке потребностно-информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Согласно информационной теории эмоций, положительные эмоции возникают в ситуации избытка имеющейся информации (Ис) по сравнению с необходимым (Ин) и ранее существующим прогнозом или при возрастании вероятности достижения цели. Естественно, что отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации: Ис < Ин.
Биологическая теория эмоций П. К. Анохина утверждает, что отрицательные эмоции возникают всегда, когда система (организм) не может достичь полезного для себя приспособительного результата, а положительные — в случае достижения такого полезного результата. В основе этой теории лежит представление о функциональной системе.
Функциональная система — единица интегративной деятельности целого организма. Она осуществляет избирательное вовлечение и объединение структур и процессов в выполнение какого-либо четко очерченного акта поведения или функции организма. Другими словами, это динамическая организация, в которой взаимодействие всех составляющих ее частей направлено на получение определенного и полезного для организма приспособительного результата.
Структура функциональной системы сложна и включает в себя афферентный синтез, принятие решения, акцептор результатов действия, эфферентный синтез (или программу действия), формирование самого действия и оценку достигнутого результата. Системообразующим фактором, определяющим начало функционирования системы, является потребность или мотивация.
Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую (временную) и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с по мощью специального механизма, обеспечивающего необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением активации в центральной нервной системе, создаваемой этим механизмом, являются ориентировочно-исследовательские реакции и поисковая активность человека.
Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, в которой определяется тип и направленность поведения. Принятие решения реализуется через специальный поведенческий акт - формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.
Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируются способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией.
Именно результаты сравнения определяют последующее поведение. Если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует информации, содержащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение завершается: соответствующая потребность удовлетворяется. Когда реальный и ожидаемый результаты не совпадают, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. Заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не начнут соответствовать параметрам нового акцептора результатов действия. И тогда поведенческий акт завершается последней стадией — удовлетворением потребности.
Таким образом, эмоции возникают как результат соотнесения потребности организма с возможностью ее удовлетворения. Если полезный приспособительный результат больше потребности (мотивационного возбуждения и эталона, сформированного в акцепторе результатов действия), то возникает положительная эмоция, если меньше — отрицательная. Если результат соответствует потребности, то возникает состояние физиологического комфорта.
Эмоциональные зоны находятся в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий — лимбических зонах. В регуляции эмоций большое значение имеет кора больших полушарий. Поражение лобных долей коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Билатеральное удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Передняя доля лимбической коры контролирует эмоциональные интонации, выразительность речи у человека. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится монотонной.
Можно выделить две группы центров регуляции эмоций: подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и ответственные главным образом за биологические эмоции, и корковые центры, участвующие в проявлении высших, социальных, эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Левое полушарие ответственно за положительные эмоции, а правое - за отрицательные. Опыты показывают, что правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого — с тревожностью и озабоченностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.
Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию и, следовательно, эмоционально отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций.
Больные с поражением правого полушария плохо понимают юмор. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. У пациентов с левосторонним поражением чувство юмора почти не нарушено.
Важное значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная информация: Сенсорное голодание вызывает эмоциональные расстройства. Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.
Функции эмоций.Выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обобщение всех видов деятельности организма заключается в определении локализации вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности: ориентируясь на боль, он немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, то есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека.
Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлетворению потребности. Потребность - это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация любой потребности побуждает к овладению предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, появление потребности — причина любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс, так как у него будет отсутствовать потребность в пище, являющейся подкреплением. Реальным подкреплением при выработке пищевого условного рефлекса является награда. Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций.
Переключательная функция эмоций обеспечивает способность переключаться с одних действий на другие. Особенно ярко она обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которых определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, оно переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Известно, что существуют полярные (противоположные) эмоции. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о намерениях или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде. Так, испуганное лицо сигнализирует об опасности.
Основные эмоции человека.Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он вызывается новизной объекта и пробуждает у человека желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной или двигательной активностью. Субъективное переживание интереса чаще всего сопровождается эмоциями удовлетворения и радости.
Интерес является необходимым фактором для нормального течения процесса восприятия. Без интереса развитие мышления было бы серьезно нарушено. Отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не меньше, чем разрушение тканей мозга.
Интерес — одна из фундаментальных врожденных эмоций у нормального, здорового человека и преобладает над другими эмоциями. Интерес характерен для деятельности ребенка с момента рождения. Доминирующий интерес зависит от типа личности — мыслительный, деятельный или художественный (эмоциональный).
Радость — эмоция незапланированная, абсолютно неожиданная и возникает каждый раз, когда человек получает приятную для него информацию. Выражение радости на лице универсально и легко узнается всеми народами. Биологическое и эволюционное значение этой эмоции в том, что она облегчает и усиливает социальные связи. Радость предполагает освобождение от отрицательных эмоций, разрушающих организм. Состояние радости может изменять процесс ощущения и восприятия. Все сенсорные ощущения кажутся при этом более приятными: розы краснее, небо голубее и т.д
Удивление. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное событие, например, появление друга, различная доселе неизвестная информация и т. д. Ощущение удивления длится недолго, оно сравнимо со слабым ударом электрического тока, В момент удивления возникает состояние неопределенности. Функция удивления состоит в подготовке человека к новым и внезапным событиям: нервная система выводится из того состояния, в котором она в данный момент находится, нервные пути освобождаются для новой активности, отличающейся от предыдущей. Большинство людей оценивает удивление как положительное переживание. Способность переживать удивление многие исследователи связывают с уровнем развития познавательных способностей и интеллекта.
Горе, страдание. Страдание возникает как результат продолжительного воздействия сверхсильной неблагоприятной ситуации. Это может быть боль, разочарование, неудача, потеря. Страдание может быть вызвано воспоминаниями или предвидением условий, при которых оно может возникнуть. Горе — это обычно реакция на потерю или расставание с любимыми людьми.
Отчуждениеот других людей (психологическое или физическое) является одной из основных и наиболее частых причин страдания. Быть одиноким и ощущать страдания можно даже в толпе людей. Причиной страдания может стать неудача, как реальная, так и воображаемая: Человек может страдать от того, что он не на высоте на работе или в учебе. Страдающий человек часто плачет, благодаря чему состояние его облегчается. В повседневной жизни страдание нередко сопровождается другими эмоциями. Страдание, переживаемое со страхом, ведет к росту тревожности. Когда ребенка ругают за плач, может возникнуть связь страдания и стыда, что приведет к развитию болезненной застенчивости.
Гнев. Причиной гнева является не только чувство физического или психического препятствия чему-либо, что мы хотим сделать, но и личное оскорбление, прерывание ситуации интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания. Разгневанный человек ощущает себя сильным и энергичным, чувствует потребность в физическом действии, так как происходит резкая мобилизация энергии. Гнев оценивается людьми как неприятная эмоция, потому что в состоянии гнева человек может потерять контроль над своими действиями и это впоследствии может привести к чувству вины или страдания.
В эволюции гнев имел важное значение для выживания, поскольку он дает возможность быстро мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к активной самообороне. При развитии цивилизации значение этой функции гнева снизилось. Но небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры себя), которая необходима, например, если приходится защищать себя. Неспособность выразить справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психическим расстройствам.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние. Отвращение вызывают объекты (люди, обстоятельства), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение. Человек хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него.
Отвращение может быть направлено на идею или на личность, включая свою собственную. В последнем случае оно приводит к снижению самооценки и вызывает самоосуждение.
Презрение так же, как гнев или отвращение, является отрицательным чувством. Человек относится враждебно к тому, кого (что) он презирает, и ощущает свое превосходство над этим объектом.
Враждебность - пусковой механизм для развития агрессии. Однозначно оценить агрессию как положительное или отрицательное поведение человека невозможно. В некоторых случаях агрессивность играет конструктивную роль, например, когда нужно преодолеть препятствия, создающие угрозу жизни и здоровью человека. Отрицательное значение агрессия приобретает тогда, когда она связана с чувством безысходности и отчаяния. Задача родителей не подавлять агрессию ребенка, а научить его различать конфликтные ситуации, предварительно дав возможность эмоционально отреагировать на замещающий объект (например, ударить стул).
Страх как эмоция имеет природные врожденные детерминанты. Страх одиночества, высоты, боли, неизвестности является естественным, и это чувство остается с человеком на протяжении всей жизни. Люди по-разному переживают чувство страха: одни больше, другие меньше. Это зависит от того, ощущал ли себя ребенок в детстве защищенным или его жизнь была под угрозой.
Страх — очень сильная эмоция, он ограничивает и замедляет восприятие, мышление, поведение. Страх делает поведение человека скованным и несвободным, человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Субъективное переживание страха может варьировать — от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд и застенчивость возникают только при эмоциональном контакте с другими людьми, чьи мнения и чувства наиболее значимы для человека, при нарушении социальных и моральных норм. Эти эмоции делают человека восприимчивым к чувствам и оценкам окружающих и, таким образом, действуют как факторы, сближающие людей. Стыд является регулятором сексуального поведения, кроме того, способствует развитию навыков и умений, необходимых для выживания в обществе.
Стыд и застенчивость переживаются по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей (врожденных и приобретенных) субъекта. Человек начинает испытывать стыд, если его собственное «Я» создает чувство неудачи, поражения. Некоторые люди стыдятся, когда их хвалят.
Вина — эмоциональное переживание, которое является следствием социализации и выполняет функцию упрочения социальных норм. Чувство вины развивается при условии:
• принятия человеком определенных моральных ценностей;
• усвоения чувства моральной обязанности и верности следования этим ценностям;
• достаточной способности к самокритике.
Самооценка правильности поведения зависит от нравственных, культурных, идеологических, этических и других ценностей и норм того общества, в котором человек воспитывается. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность за свои «неправильные» с точки зрения этих ценностей и норм поступки.
Чувство вины резко подавляет все остальные эмоции и нарушает общение человека с другими людьми. Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно затмевает мышление, вина заставляет человека в воображении вновь и вновь возвращаться к неприятной ситуации, «гложет» его. Это может послужить причиной формирования невроза или психических нарушений.
Приведенный здесь перечень основных эмоциональных состояний не является исчерпывающим. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний. Например, спокойное удовлетворение, радость и восторг, ликование, экстаз. Или застенчивость, смущение, стыд, вина и т. д.
Физиологическое значение эмоций.Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности животных и человека и могут изменять состояние всего организма. Отрицательные эмоции являются сигналом изменения постоянства внутренней среды: человек теряет аппетит, у него появляется бессонница, нарушаются ритмы сна и бодрствования, он часто плачет, становится раздражительным. Положительные эмоции - сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно-рефлекторных реакций (П. В. Симонов). У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например, научным открытием, выполнением производственных заданий, отличной оценкой на экзамене.
Положительные эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта; человек успешно справляется с трудностями, может выполнить работу, которая кажется невероятной. Этому способствуют большие скрытые функциональные возможности нашего организма.
Положительные эмоции влияют на процессы обучения и воспитания. Информация усваивается лучше, если она подается эмоционально, ярко, в доброжелательном тоне, на фоне психологического комфорта, в обстановке уважения и взаимного интереса. Поэтому при обучении необходимо применять наглядные средства обучения, которые способны вызвать ориентировочную реакцию на новизну. Эта реакция есть не что иное, как познавательная гностическая эмоция, которая концентрирует внимание и память.
Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе.Эмоции начинают развиваться с рождения и первоначально выражаются как реакции насыщения, неудовлетворения и т. д. Эти низшие эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных, они связаны с деятельностью подкорковых нервных структур. Этот период продолжается примерно до 3 лет и характеризуется слабостью корковых нервных процессов и, соответственно, низким уровнем развития психики. В возрасте 3-4 лет эмоции и чувства еще трудно различить, они возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. На основе этих низших реакций у детей начинают развиваться высшие эмоции. По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга происходит совершенствование психических процессов ребенка.
Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность игры, восприятие игрушек и манипулирование ими, рисование, особенно велика роль общения со взрослыми.
Период с 3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций; дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно формируется эта сфера к 20-22 годам, когда завершается формирование высших корковых отделов нервной системы.