Возрастная периодизация человека
Название периода | Возрастные границы | |
мужчины | женщины | |
Новорожденность | 1-10 дней | |
Грудной возраст | до 1 года | |
Раннее детство | 1-3 года | |
Первое детство | 4-7 лет | |
Второе детство | 8-12 | 8-11 |
Подростковый возраст | 13-16 | 12-15 |
Юношеский возраст | 17-21 | 16-20 |
Зрелый возраст: | ||
1-й период | 22-35 | 21-35 |
2-й период | 36-60 | 36-55 |
Пожилой возраст | 61-74 | 56-74 |
Старческий возраст | 75-89 | |
Долгожители | 90 лет и старше |
Такая периодизация основана на комплексе биологических признаков: размеры тела органов, масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила. В этой схеме учтены также половые особенности мальчиков и девочек и некоторые социальные признаки развития.
Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Критическим периодам развития ребенка (от 3 до 4 лет, в 7-8 лет, с 11 до 14 лет у девочек, с 12 до 15 лет у мальчиков) необходимо уделять серьезное внимание, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма. Кроме того, выделяют периоды повышенной чувствительности организма к действию внешних факторов среды, так называемые сенситивные периоды онтогенеза (до 1 года, 4-5, 7-8, 12-15 лет). Период, в течение которого нормально развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, составляет 17-20 лет. Наличие возрастных особенностей в строении и деятельности различных органов и систем ни в коей мере не является свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных этапах развития.
Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки биологического возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами. Каждый возраст характеризуется комплексом специфических особенностей, позволяющих человеку реализовать свои социально-биологические потребности и наиболее успешно адаптироваться к условиям жизни.
Неотъемлемыми свойствами живой материи являются рост и развитие. Под развитием в широком смысле следует понимать процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. При развитии многоклеточных животных происходят рост, дифференцировка органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Эти процессы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом. Причем в одних органах (кости, легкие) рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Выделяют три периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста), в течение которых размеры тела увеличиваются наиболее интенсивно. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющей степень созревания органов и систем. Поэтому наиболее значительные качественные изменения происходят от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет. Тем не менее, процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет жизни.
Основными закономерностями онтогенеза детей являются неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронность с опережающим созреванием жизненно важных систем и формирование биологической надежности организма.
Учение о гетерохронности было разработано П. К. Анохиным. Он установил, что созревание разных систем происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные периоды онтогенеза.
А. А. Маркосян к общим закономерностям индивидуального развития отнес формирование и повышение надежности биологических систем. Под надежностью принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что гарантирует приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца требует запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают оптимальное протекание жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. Приведем несколько примеров.
В крови одного человека находится столько тромбина - фермента, участвующего в свертывании крови, что его достаточно для осуществления этого процесса у 500 человек. Стенка сонной артерии выдерживает давление 20 • 105 Па, тогда как давление на этом участке кровеносной системы редко превышает 0,3 • 105 Па. Бедренная кость выдерживает нагрузку в 1500 кг, а большая берцовая кость не ломается под тяжестью груза в 1650 кг, что в 30 раз превосходит обычную нагрузку. Огромное количество нервных клеток (более 15 млрд.) рассматривают как один из возможных факторов надежности нервной системы.
Биологическая надежность организма достигается за счет нескольких механизмов: взаимозаменяемости органов и структур (например, у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания); дублирования многих процессов (выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется почками, легкими, кожей, желудочно-кишечным трактом); парности ряда органов (легкие, почки, некоторые железы внутренней секреции, верхние и нижние конечности, слуховой, зрительный анализаторы); «холодного резерва» (все органы и системы в нормальных условиях функционируют не на пределе своих возможностей, например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч \ в сутки, только 5-8 % альвеол легких участвует в дыхании).
Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетической программы (генотипа) и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни.
Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые можно свести к двум основным вариантам: акселерации (от лат.- ускорение) - ускорению и ретардации (от лат.- замедление) - задержке физического развития и созревания систем организма детей и подростков.
Термин акселерация был предложен в 1935 г. немецким ученым
Е. Кохом и первоначально обозначал лишь увеличение темпов роста и созревания детей и подростков в XX в. по сравнению с концом XIX в. В настоящее время этот термин употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерации представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах, в среднем таких детей около 20 %.
Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с проблемой школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри каждой возрастной группы достигает 13-20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Определение степени школьной зрелости поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим и психическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.
Вопросы акселерации и ретардации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира.