Возрастная периодизация человека

Название периода Возрастные границы
мужчины женщины
Новорожденность 1-10 дней
Грудной возраст до 1 года
Раннее детство 1-3 года
Первое детство 4-7 лет
Второе детство 8-12 8-11
Подростковый возраст 13-16 12-15
Юношеский возраст 17-21 16-20
Зрелый возраст:    
1-й период 22-35 21-35
2-й период 36-60 36-55
Пожилой возраст 61-74 56-74
Старческий возраст 75-89
Долгожители 90 лет и старше

Такая периодизация основана на комплексе биологических признаков: размеры тела органов, масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней сек­реции, степень полового созревания, мышечная сила. В этой схеме учтены также половые особенности мальчиков и девочек и некоторые социальные признаки развития.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период. Критическим периодам развития ребенка (от 3 до 4 лет, в 7-8 лет, с 11 до 14 лет у де­вочек, с 12 до 15 лет у мальчиков) необходимо уделять серьезное внимание, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма. Кроме того, выделяют периоды повышенной чувствительности организма к действию внешних факторов среды, так называемые сенситивные периоды онтогенеза (до 1 года, 4-5, 7-8, 12-15 лет). Период, в течение которого нормально развивающийся ребенок достигает функцио­нального уровня взрослого, составляет 17-20 лет. Наличие возрастных особенностей в строении и деятельности различных органов и систем ни в коей мере не является свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных этапах развития.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки биологического возраста, так и его характеристики определяются, прежде всего, социальными факторами. Каждый возраст характеризуется комплексом специфических особенностей, позволяющих человеку реализовать свои социально-биологические потребности и наиболее успешно адаптироваться к условиям жизни.

Неотъемлемыми свойствами живой материи являются рост и развитие. Под развитием в широком смысле следует понимать процесс количественных и ка­чественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. При развитии многоклеточных животных происходят рост, дифференцировка органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Эти процессы находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы орга­нов и организма в целом. Причем в одних органах (кости, легкие) рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.

Выделяют три периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста), в течение которых размеры тела увеличиваются наиболее интенсивно. После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки органов и тканей, определяющей степень созревания органов и систем. Поэтому наибо­лее значительные качественные изменения происходят от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет. Тем не менее, процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет жизни.

Основными закономерностями онтогенеза детей являются неравномерность и непре­рывность роста и развития, гетерохронность с опережающим созреванием жизненно важ­ных систем и формирование биологической надежности организма.

Учение о гетерохронности было разработано П. К. Анохиным. Он установил, что созревание разных систем происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависи­мости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное при­способление в различные периоды онтогенеза.

А. А. Маркосян к общим закономерностям индивидуального развития отнес формиро­вание и повышение надежности биологических систем. Под надежностью принято пони­мать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что гарантирует приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца требует запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают опти­мальное протекание жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. Приведем несколько примеров.

В крови одного человека находится столько тромбина - фермента, участвующего в свертывании крови, что его достаточно для осуществления этого процесса у 500 человек. Стенка сонной артерии выдерживает давление 20 • 105 Па, тогда как давление на этом участке кровеносной системы редко превышает 0,3 • 105 Па. Бедренная кость выдерживает нагрузку в 1500 кг, а большая берцовая кость не ломается под тяжестью груза в 1650 кг, что в 30 раз превосходит обычную нагрузку. Огромное количество нервных клеток (более 15 млрд.) рассматривают как один из возможных факторов надежности нервной системы.

Биологическая надежность организма достигается за счет нескольких механизмов: взаимозаменяемости органов и структур (например, у слепых людей существенно возрас­тает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания); дублирования многих процессов (выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется почками, легкими, кожей, желудочно-кишечным трактом); парности ряда органов (легкие, почки, некоторые железы внутренней секреции, верхние и нижние конечности, слуховой, зрительный анализаторы); «холодного резерва» (все органы и системы в нормальных условиях функционируют не на пределе своих возможностей, например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч \ в сутки, только 5-8 % альвеол легких участвует в дыхании).

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетической программы (генотипа) и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые можно свести к двум основным вариантам: акселерации (от лат.- ускорение) - ус­корению и ретардации (от лат.- замедление) - задержке физического разви­тия и созревания систем организма детей и подростков.

Термин акселерация был предложен в 1935 г. немецким ученым

Е. Кохом и первона­чально обозначал лишь увеличение темпов роста и созревания детей и подростков в XX в. по сравнению с концом XIX в. В настоящее время этот термин употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерации представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных воз­растных группах, в среднем таких детей около 20 %.

Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным обра­зом в связи с проблемой школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри каждой возрастной группы достигает 13-20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Определение степени школьной зрелости поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим и психическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Вопросы акселерации и ретардации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира.

Наши рекомендации