Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями.

Часть I:Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальностей

040101 – Социальная работа, 280101 – БЖД, 050501 – Профессиональное обучение – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 128с.

Составитель: к.м.н. доцент А.В. Жарова

Рецензенты: к.м.н. доцент Т.П. Колоскова

к.ф.н. доцент В.П. Махонина (секция методсовета ГОУ ВПО

«СибГТУ»)

Учебное пособие «Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями» (часть 1) предназначено для изучения учебных курсов «Возрастная физиология и психофизиология», «Физиология человека», «Основы социальной медицины», которые имеют важное значение в подготовке студентов различных специальностей и связаны с такими дисциплинами, как педагогика, психология.

В учебном пособии (части 1) освещены показатели здоровья, факторы риска здоровья, составляющие образа жизни и способы формирования здорового образа жизни, сущность основных понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены нервной системы, анализаторов, эндокринной системы с учетом возрастных особенностей организма человека.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 040101 – социальная работа, 280101 – БЖД, 050501 –профессиональное обучение.

© А.В. Жарова

© ГОУ ВПО «Сибирский государственный

технологический университет», 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
ГЛАВА I. ЗОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ……………………………………………...........  
1.1. Современные проблемы здоровья населения России...............................................................................
1.2. Понятие здоровья, его социальная обусловленность………………………………………………………..
1.3. Факторы, обуславливающие здоровье населения……………
1.4. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье………………………………………………………...
ГЛАВА II. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА………..............  
2.1. Представления об индивидуальном развитии человека………………………………………………………..............  
2.2. Физическое развитие как показатель здоровья и социального благополучия……………………………………………  
2.3. Адаптация как мера уровня здоровья человека……………...
ГЛАВА III. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ…………….
3.1. Общий план строения нервной системы………………………
3.2. Физиологические свойства нервной ткани……………………
3.3. Координация нервных процессов…………………………….
3.4. Особенности нервных процессов у детей и подростков…..
ГЛАВА IV. БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ КАК ОСНОВА НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………......  
4.1. Условные рефлексы………………………………………………
4.2. Торможение в коре головного мозга………………………...
4.3. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека……………………………………………………………...  
4.4. Типы высшей нервной деятельности………………………….
4.5. Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе…….
4.6. Нарушения высшей нервной деятельности…………………...
ГЛАВА V. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ……………………………….
5.1. Общие принципы строения сенсорных систем……………….
5.2. Свойства анализаторов…………………………………………..
5.3. Строение и функции зрительного анализатора……..............
5.4. Нарушения зрения. Коррекция зрения………………………
5.5. Слуховой анализатор……………………………………………..
ГЛАВА VI. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………  
6.1.Физиологические основы эмоций……………………………….
6.2. Физиологические основы памяти……………………..............
6.3. Физиологические основы внимания……………………………
ГЛАВА VII. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА..  
7.1. Понятие об утомлении……………………………………………
7.2. Работоспособность детей и подростков………………………..................................................  
7.3. Гигиенические требования к режиму дня…………….
ГЛАВА VIII. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.................................
8.1. Понятие об эндокринной системе………………………………
8.2. Регуляция деятельности желез внутренней секреции ……… 8.3.Физиологическое значение желез внутренней секреции…………………………………………………………………. 8.3. Физиология полового созревания………………………………. 8.4. Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на высшую нервную деятельность………… 8.5. Развитие эндокринной системы в онтогенезе………………..  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………….. Приложение. Перечень ключевых слов………………………….  

Введение





Учебное пособие «Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями» (часть 1) предназначено для изучения учебных курсов «Возрастная физиология и психофизиология», «Физиология человека», «Основы социальной медицины», которые имеют важное значение в подготовке студентов различных специальностей и связаны с такими дисциплинами, как педагогика, психология. Медико – социальные факторы здоровья, в том числе самих учащихся профессиональной школы, можно разделить на медицинские, психологические, социально – гигиенические, социальные, профессиональные. Учебное пособие позволяет через понимание физиологических процессов организма человека, как основы его жизнедеятельности и здоровья, эффективно решать эти проблемы.

В учебном пособии (части 1) освещены показатели здоровья; факторы риска здоровья; составляющие образа жизни и способы формирования здорового образа жизни, сущность основных понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены нервной системы, анализаторов, эндокринной системы с учетом возрастных особенностей организма человека.

Учебная программа дисциплины рассчитана на формирование знаний и понимания физиологических процессов организма человека, как основы его жизнедеятельности и здоровья.

Цель дисциплины – формирование специалиста грамотного, хорошо информированного об организме человека, как едином целом, понимающего основу физиологических процессов их роль в адаптации при изменении состояния окружающей среды и способного применять знания не только в своей профессиональной деятельности, но и для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи изучения дисциплины – изучение критериев здоровья человека, закономерностей роста и развития организма человека, функционирования систем организма с учетом его возрастных особенностей, методов формирования и сохранения здоровья человека в разные периоды его жизни.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Результат изучения учебной дисциплины выражается в формировании знаний, умений, навыков у студентов различных специальностей. В соответствии с требованиями курса студент должен знать: критерии здоровья человека, закономерности роста и развития организма человека, функционирования систем организма с учетом его возрастных особенностей, методы формирования и сохранения здоровья человека в разные периоды его жизни. Студент должен уметь: оценивать уровень здоровье и адаптации человека в соответствии основными критериями, определять уровень и особенности функционирования нервной и эндокринной систем организма.

Форма контроля для студентов специальностей 040101, 280101 – зачет, специальности 050501 – экзамен.

Данное учебное пособие является основным при изучении дисциплины «Физиология человека» для студентов специальности 280101 – БЖД, «Возрастная физиология и психофизиология» для студентов специальности 050501 – профобучение, необходимым при изучении «Основы социальной медицины» для студентов специальности 040101 – социальная работа.

Глава 1.

Наши рекомендации