Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями.
Часть I:Учебное пособие для студентов всех форм обучения специальностей
040101 – Социальная работа, 280101 – БЖД, 050501 – Профессиональное обучение – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 128с.
Составитель: к.м.н. доцент А.В. Жарова
Рецензенты: к.м.н. доцент Т.П. Колоскова
к.ф.н. доцент В.П. Махонина (секция методсовета ГОУ ВПО
«СибГТУ»)
Учебное пособие «Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями» (часть 1) предназначено для изучения учебных курсов «Возрастная физиология и психофизиология», «Физиология человека», «Основы социальной медицины», которые имеют важное значение в подготовке студентов различных специальностей и связаны с такими дисциплинами, как педагогика, психология.
В учебном пособии (части 1) освещены показатели здоровья, факторы риска здоровья, составляющие образа жизни и способы формирования здорового образа жизни, сущность основных понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены нервной системы, анализаторов, эндокринной системы с учетом возрастных особенностей организма человека.
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 040101 – социальная работа, 280101 – БЖД, 050501 –профессиональное обучение.
© А.В. Жарова
© ГОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет», 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… | |
ГЛАВА I. ЗОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ……………………………………………........... | |
1.1. Современные проблемы здоровья населения России............................................................................... | |
1.2. Понятие здоровья, его социальная обусловленность……………………………………………………….. | |
1.3. Факторы, обуславливающие здоровье населения…………… | |
1.4. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье………………………………………………………... | |
ГЛАВА II. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА……….............. | |
2.1. Представления об индивидуальном развитии человека……………………………………………………….............. | |
2.2. Физическое развитие как показатель здоровья и социального благополучия…………………………………………… | |
2.3. Адаптация как мера уровня здоровья человека……………... | |
ГЛАВА III. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ……………. | |
3.1. Общий план строения нервной системы……………………… | |
3.2. Физиологические свойства нервной ткани…………………… | |
3.3. Координация нервных процессов……………………………. | |
3.4. Особенности нервных процессов у детей и подростков….. | |
ГЛАВА IV. БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ КАК ОСНОВА НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...... | |
4.1. Условные рефлексы……………………………………………… | |
4.2. Торможение в коре головного мозга………………………... | |
4.3. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека……………………………………………………………... | |
4.4. Типы высшей нервной деятельности…………………………. | |
4.5. Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе……. | |
4.6. Нарушения высшей нервной деятельности…………………... | |
ГЛАВА V. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ………………………………. | |
5.1. Общие принципы строения сенсорных систем………………. | |
5.2. Свойства анализаторов………………………………………….. | |
5.3. Строение и функции зрительного анализатора…….............. | |
5.4. Нарушения зрения. Коррекция зрения……………………… | |
5.5. Слуховой анализатор…………………………………………….. | |
ГЛАВА VI. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………… | |
6.1.Физиологические основы эмоций………………………………. | |
6.2. Физиологические основы памяти…………………….............. | |
6.3. Физиологические основы внимания…………………………… | |
ГЛАВА VII. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. | |
7.1. Понятие об утомлении…………………………………………… | |
7.2. Работоспособность детей и подростков……………………….................................................. | |
7.3. Гигиенические требования к режиму дня……………. | |
ГЛАВА VIII. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА................................. | |
8.1. Понятие об эндокринной системе……………………………… | |
8.2. Регуляция деятельности желез внутренней секреции ……… 8.3.Физиологическое значение желез внутренней секреции…………………………………………………………………. 8.3. Физиология полового созревания………………………………. 8.4. Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на высшую нервную деятельность………… 8.5. Развитие эндокринной системы в онтогенезе……………….. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... | |
Библиографический список………………………………………….. Приложение. Перечень ключевых слов…………………………. |
Введение
Учебное пособие «Физиология и психофизиология человека с возрастными особенностями» (часть 1) предназначено для изучения учебных курсов «Возрастная физиология и психофизиология», «Физиология человека», «Основы социальной медицины», которые имеют важное значение в подготовке студентов различных специальностей и связаны с такими дисциплинами, как педагогика, психология. Медико – социальные факторы здоровья, в том числе самих учащихся профессиональной школы, можно разделить на медицинские, психологические, социально – гигиенические, социальные, профессиональные. Учебное пособие позволяет через понимание физиологических процессов организма человека, как основы его жизнедеятельности и здоровья, эффективно решать эти проблемы.
В учебном пособии (части 1) освещены показатели здоровья; факторы риска здоровья; составляющие образа жизни и способы формирования здорового образа жизни, сущность основных понятий анатомии, физиологии, психофизиологии и гигиены нервной системы, анализаторов, эндокринной системы с учетом возрастных особенностей организма человека.
Учебная программа дисциплины рассчитана на формирование знаний и понимания физиологических процессов организма человека, как основы его жизнедеятельности и здоровья.
Цель дисциплины – формирование специалиста грамотного, хорошо информированного об организме человека, как едином целом, понимающего основу физиологических процессов их роль в адаптации при изменении состояния окружающей среды и способного применять знания не только в своей профессиональной деятельности, но и для сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи изучения дисциплины – изучение критериев здоровья человека, закономерностей роста и развития организма человека, функционирования систем организма с учетом его возрастных особенностей, методов формирования и сохранения здоровья человека в разные периоды его жизни.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Результат изучения учебной дисциплины выражается в формировании знаний, умений, навыков у студентов различных специальностей. В соответствии с требованиями курса студент должен знать: критерии здоровья человека, закономерности роста и развития организма человека, функционирования систем организма с учетом его возрастных особенностей, методы формирования и сохранения здоровья человека в разные периоды его жизни. Студент должен уметь: оценивать уровень здоровье и адаптации человека в соответствии основными критериями, определять уровень и особенности функционирования нервной и эндокринной систем организма.
Форма контроля для студентов специальностей 040101, 280101 – зачет, специальности 050501 – экзамен.
Данное учебное пособие является основным при изучении дисциплины «Физиология человека» для студентов специальности 280101 – БЖД, «Возрастная физиология и психофизиология» для студентов специальности 050501 – профобучение, необходимым при изучении «Основы социальной медицины» для студентов специальности 040101 – социальная работа.
Глава 1.