Именно такого рода исследования дали толчок к возникновению движения против вивисекции. Общественность с готовностью подняла голос против проявлений жестокости к животным.
Исследователи приводили свои доводы:
«Когда я приступаю к опыту, связанному в конце концов с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я слышу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм.Но это переношу в интересах истины, для пользы людям. А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают поставить под чей-то постоянный контроль...» И. П. Павлов
В наши дни впередовых зарубежных странах эксперименты на животных сведены к минимуму. В ряде исследовательских центров США и Европы даже закрыли виварии. И в основном не из соображений материальных. Один из мотивов – этический.
Широко используют компьютерные программы для замены опытов на животных, для обучения студентов анатомии, физиологии, гистологии, для отработки хирургических навыков. Альтернативами к оптам на животных являются также тренажеры с использованием органов, полученных с бойни и трупов животных, полученных из этических источников, т.е. погибших от несчастных случаев и т.п.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
"Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных", разработанные и принятые в 1985 г. Международным Советом Медицинских Научных Обществ (СIОМS).
Основные положения:
• Стремление к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем invitro;
• Использование минимально возможного количества животных;
• Следование такими этическим императивам, как должная забота о животных и избежание или минимизация дискомфорта, дистресса, боли;
• Исходить из того, что то, что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному;
• Использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств; если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то эксперимент проводить только после обязательного одобрения этического комитета;
• Если после эксперимента животное обречено на страдания, хронические боли или тяжелые увечья, то его следует безболезненно умертвить.
Основные документы регламентирующие использование экспериментального животного в РФ:
• «Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных», утвержденные Приказом МЗ СССР № 755 от 12 августа 1977 г.
• «Санитарные правила по устройству, оборудованию, и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев)» № 1045-73 от 6 апреля 1973г.
• Приказ № 1179 от 10 октября 1983г. Минздрава СССР «Об утверждении нормативов затрат кормов для лабораторных животных в учреждениях здравоохранения»
Исследователь имеет право
• использовать животных для научного эксперимента. Экспериментатором может стать только человек, проводящий эксперименты в государственном учреждении, имеющем экспериментальную базу, виварий, оборудование, ухаживающих за животными
• проводить медико-биологический эксперимент на животных имеют право только лица с высшим медицинским, биологическим, ветеринарным или зоотехническим образованием
• выбирать модель для эксперимента. Модель должна отвечать требованиям гуманного обращения с животными,
• публиковать результаты научных экспериментальных работ.
ВОПРОС 28. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭТИКА, ЭТИКЕТ, ПРАВО
Выражения «биоэтика», «биомедицинская этика» включают в качестве своей составной части термин «этика». В строгом смысле слова «этика» – философская наука о морали.
В последние десятилетия ХХ в. получила бурное развитие прикладная этика – углубленный теоретический анализ трудных моральных ситуаций в области современной науки и медицины, принятия решения в сфере политики, юридической практики (особенно горячие споры о смертной казни), бизнеса (например, этические требования к рекламе), охраны окружающей среды и др.
Сильнейший импульс развития прикладной этики зародился в современной медицине, где бурный прогресс реаниматологии, медицинской генетики, трансплантологии и т.д. дал импульс к формированию биоэтики и углубленной разработке ее конкретных проблем (право человека на прекращение своей жизни, новое определение смерти – «смерть мозга» и др.)
Важнейшей предпосылкой возникновения прикладной этики стали глобальные проблемы современности. Моральный выбор отдельных людей, принимающих ответственные политические или медицинские решения в современном обществе есть как бы выбор всего человеества.
Профессиональная этика – прикладная этика в различных, преимущественно «человековедческих» профессиях. Особенно важна в медицине, в деятельности ученых, педагогов, социальных журналистов и др.
Межличностное общение в этих профессиях затрагивают важнейшие ценности человеческого бытия – жизнь, здоровье, права человека и т.д.Этическая некомпетентность медицинского работника неизбежно становится и профессиональной некомпетентностью.
Этические нормы записаны в профессиональных кодексах, начиная с Клятвы Гиппократа. Кодексы – юридически незакрепленные документы.
Юридически нормы медицинской этики закреплены в законодательстве. На территории РФ действует Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основанный на принципах и правилах биоэтики.
Этикет -- нормы и правила поведения людей в обществе. Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно.
Профессиональный этикет– это совокупность моральных норм, определяющих отношение сотрудника к своему профессиональному долгу.
Придерживаться правил этикета нужно не только затем, чтобы сделать свою жизнь максимально удобной, лишенной проблем в общении с окружающими, но и для того, чтобы добиться максимального успеха в своей профессиональной деятельности. В профессии врача этот вопрос чрезвычайно актуален, ведь от соблюдения клинического этикета напрямую зависят установление хороших рабочих отношений с коллегами и доверие пациентов.
Сюда можно отнести такие правила, как
· Аккуратность и опрятная внешность
· Уважительное отношение к больному. Какой бы тон ни избрал врач в разговоре с больным – иронический, дружеский, официальный, он ни в коем случае не должен проявить неуважение к больному, каким бы антипатичным он не казался врачу. Недопустимо повышать голос на пациента, проявлять нетерпение, при этом позиция врача должна оставаться твердой – ему нужно убедить больного в своей правоте. Опасно злоупотреблять безапелляционными утверждениями. Это всегда вызывает сопротивление на бессознательном уровне. Лучше подтолкнуть пациента к самостоятельному принятию правильного решения. В присутствии пациентов недопустимы разговоры на отвлеченные темы, больной ни в коей мере не должен чувствовать себя «лишним», обузой или помехой в кабинете врача.
· Соблюдение корпоративной этики. Медицинский этикет также требует корректности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Панибратство, пренебрежение со стороны начальства и заискивание подчиненных вредят авторитету медиков. Крайне неэтичной считается ситуация, когда врач ставит под сомнение в глазах пациента профессионализм коллеги. И др.
ВОПРОС 29. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И РЕЛИГИОЗНАЯ МОРАЛЬ
Основные проблемы биоэтики - это проблемы "на грани жизни и смерти". Поэтому с самого зарождения этой науки мировоззренческий аспект в решении биоэтических дилемм оказался исключительно важным. Поскольку мировоззрение прежде всего может быть философским или религиозным, биоэтические проблемы можно рассматривать с философско-светских или с религиозных позиций: "Существует множество версий биоэтики, принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам"; "Биоэтика - это труднообозримое многообразие... особенных биоэтик (христианской, буддистской, мусульманской, кантианской,., утилитаристской и т.д.) ...". Например, при оценке гетерологического искусственного оплодотворения (с использованием донорских гамет) позиция Католической церкви категорически отрицательная, а большинство протестантских церквей не исключают полностью применения этой технологии.
Христианство
Католицизм
Авторитеты католической церкви стояли у истоков обсуждения некоторых проблем биоэтики — например, в 1957 г. глава римско-католической церкви папа Пий XII предвосхитил современную трактовку состояния смерти мозга как эквивалентного смерти человека, а также привел аргументы морального оправдания тактики пассивной эвтаназии (отказа от «терапевтического ожесточения» — применения так называемых экстраординарных медицинских методов) в отношении умирающих пациентов.
Проблемы биоэтики с позиций католической церкви разрабатываются специальным органом в Ватикане — Папским советом по апостольству для работников здравоохранения.
В 1994 г. этот орган издал католическую «Хартию работников здравоохранения», т. е. своего рода официальное католическое руководство по биоэтике. Здесь нашли отражение практически все основные проблемы биоэтики — аборта, статуса эмбриона, эвтаназии, отношения к боли, донорства органов, генетических манипуляций, искусственного оплодотворения и т. д.
«Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики. С этой целью ответственные за их подготовку должны прилагать все усилия к созданию академических кафедр и курсов биоэтики» (Энциклика Иоанна Павла II «EvangeliumVitae», 1995 г. О ЦЕННОСТИ И НЕРУШИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ)
Православие
«Исцеляйте больных» (Лк. 10, 9).