Структура рынка в здравоохранении.
Различают рынки:
-Медицинских услуг
-Труда медицинского персонала
-Лекарственных препаратов
-Научно-медицинских разработок
-Медицинского оборудования и техники
-Ценных бумаг и т.д.
Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию:
1. спроса,
2. предложения,
3. цены.
Закон спроса:при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены.
Закон предложения:при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от цены.
Виды спроса и стратегии маркетинга.
Отрицательный- спрос на товары и услуги, которые недолюбливает потребитель (например, прививки от гриппа, стоматологические процедуры). При этом осуществляется конверсионный маркетинг, направленный на анализ причин существующего положения и поиск путей изменения негативного отношения к товару (услуге).
Скрытый - спрос, который невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Здесь требуется развивающий маркетинг, цель которого - оценка величины потенциального спроса и создание товара (услуги), способных этот спрос удовлетворить.
Падающий - снижение спроса на один или несколько товаров. Задача ремаркетинга -проанализировать причины этого снижения и добиться обратной тенденции благодаря поиску новых рынков, изменению характеристик товара, установлению более эффективной коммуникации.
Нерегулярный - колебание спроса во времени, что обусловливает проблемы перегрузки или недогрузки производителя. Здесь проводится синхромаркетинг, призванный сгладить колебания спроса по времени с помощью гибких цен, гибких графиков работы специалистов и т.д.
Полноценный- спрос, совпадающий с торговым оборотом фирмы. ЛПУ оказывает то количество медицинских услуг, которое возможно, исходя из его материальной базы, количества врачей и потребности пациентов не только в количественном, но и в качественном отношении. При данном спросе проводится поддерживающий маркетинг, направленный на сохранение высокого качества товара и анализ уровня потребительской удовлетворенности.
Чрезмерныйспрос – спрос выше, чем могут (или хотят) удовлетворить производители товаров и услуг. Проведение демаркетинга направлено на постоянное или временное сокращение спроса в целом или на определенных участках рынка.
Нерациональныйспрос - спрос на товары и услуги, вредные для здоровья и безопасности потребителей. Необходим противодействующий маркетинг, который предполагает повышение цен, ограничение доступности товаров (услуг), распространение устрашающих сведений.
Может наблюдаться ситуация, когда потребители не заинтересованы в товаре и услуге или безразличны к ним, то есть отсутствие спроса. Используется стимулирующий маркетинг, задачей которого является поиск способов увязки выгод предлагаемого товара (услуги) с естественными потребностями человека.
Таким образом, задача управления маркетингом - достижение желаемых уровней сбыта на разных рынках.
Медицинский маркетинг.Под медицинским маркетингом необходимо понимать деятельность, направленную на получение полной информации о потребностях населения в различных видах медико-социальной помощи, обеспечивающей сохранение общественного здоровья.
Американская медицинская ассоциация считает, что медицинский маркетинг - это комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг к потребителям, а также процессом их реализации.
Если рассматривать с практической точки зрения, то можно, на наш взгляд, сказать, что маркетинг - это система критериев, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителей и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг производителями.
Стадии жизненного цикла услуги:
1. Стадия внедрения - требуются большие затраты, на прибыли рассчитывать не приходится.
2. Стадия роста - характеризуется началом эффективной деятельности.
3. Фаза зрелости - стабилизация деятельности учреждения.
4. Спад - рано или поздно полезность услуги снижается, сокращается экономическая эффективность.
Особенности медицинских услуг:
1. Неосязаемость медицинской услуги.
2. Невозможность ощутить до момента её приобретения.
3. Неотделимость от источника услуги.
4. Несохраняемость услуги.
5. Непостоянство качества медицинской услуги.
6. Медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно.
Реклама: это коммерческая информация о товаре или фирме, привлекающая к ним внимание и убеждающая в их достоинствах и преимуществах.
Главными задачами рекламы являются:
- информация пациента о содержании предлагаемой услуги (например, полировка и обработка зубов фтористым лаком);
- мотивация ее необходимости, полезности в целом и определенном технологическом исполнении;
- убедить в оправданности затрат (в данном случае - затраты на данную процедуру значительно меньше, чем на печение при возникновении кариеса при отсутствии этого профилактического вмешательства);
- показать, какая фирма наилучшим образом удовлетворит эти потребности.
Подпись автора методической разработки
30.06.2017г.________________________Азаматов Р.Ш.