Общая характеристика одаренности
С одаренностью ребенка часто связывают более высокую, чем у его сверстников (при прочих равных условиях), восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся своими яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Под одаренностью понимают также высокий уровень «способностей», их качественно своеобразное сочетание, связанное с некоторой внутренней установкой, направленностью развивающейся личности.
Одаренность, по мнению психологов, – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренность можно различать, с одной стороны, по степени развития ума, сообразительности, душевных качеств, воли, а с другой – по направленности этих способностей на освоение различных областей знания.
Исследование психики выдающихся людей позволяет отметить у них некие общие способности, которые являются универсальными и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Это позволяет рассматривать общую одаренность и специальную.
Для педагогической работы это является принципиально важным, поскольку вопрос об общей и специальной одаренности имеет и возрастной аспект. На ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) одаренность должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность», все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. Следовательно, педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Специалисты дифференцируют детскую одаренность еще в одном аспекте. Если она проявлена ребенком в данное время и является очевидной замеченной педагогами, психологами, родителями, то ее называют «актуальной» одаренностью. И напротив, если одаренность не сразу заметна, не очевидна для окружающих, то ее относят к «потенциальной» одаренности. Известно, что дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Потенциал может быть не проявлен до определенного времени по разным причинам. Невнимательность родителей, педагогов, других взрослых к тонким движениям детской души, недостаток знаний, не сработала интуиция. Нередко бывает, что в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей, недооценили и даже рассматривали творческие проявления, интеллектуальную инициативу как негативные свойства, считая наиболее ценными совсем другие.
Факт существования актуальной и потенциальной одаренности выдвигает проблему прогнозирования ее развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером?
В детском возрасте одаренность можно рассматривать в качестве потенциала психического развития личности по отношению к последующим этапам жизни. Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) проявляется в следующем:
1) Одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст характеризуется своими предпосылками развития способностей. В дошкольном - особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии; в подростковом - различными формами поэтического и литературного творчества и т.п. Это нередко создает видимость одаренности.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. признаки детской одаренности могут угасать.
3) Формирование детской одаренности может проявляться в виде неравномерности психического развития. Наряду с высоким уровнем развития одних способностей возможно отставание в развитии других. В итоге по одним признакам ребенок может рассматриваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
4) Нередко хороший результат обучения и воспитания ребенка в благоприятных условиях жизни (когда семья прилагает усилия к его развитию) бывает трудно отличить от проявления детской одаренности.
Существуют различные виды одаренности. В зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации выделяют следующие виды одаренности: актуальную и потенциальную, явную и скрытую, общую и специальную, раннюю и позднюю одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, имеющего наличные показатели психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, у которого есть лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но он не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Явная одаренность обнаруживается в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), даже при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в несколько замаскированной форме, она не замечается окружающими.
Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Ранняя и поздняя одаренность выделяются по критерию «особенности возрастного развития».
Кроме того различают следующие виды одаренности.
Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности исследуется в психологии спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, - спортивные школы, секции, кружки и т.п.
Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро усваивают понятия, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им добиваться успеха во многих областях знаний.
Академическая одаренность ребенка проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети, имеющие этот вид одаренности, могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике, физике или иностранном языке, литературе и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
Некоторые исследователи выделяют как самостоятельный вид творческую одаренность, которая проявляется как порождение необычных идей, отклонение от традиционных схем мышления, способность к быстрому разрешению проблемных ситуаций.
Как особый вид одаренности различают лидерскую одаренность. Для характеристики лидерской одаренности используются также понятия «социальная одаренность», «организаторские способности». Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Социальная одаренность отличается от интеллектуальной, хотя она также требует умственного развития выше среднего.
Характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении следующие:
- они обычно обладают физической привлекательностью и аккуратностью во внешнем облике;
- их принимает подавляющее большинство тех людей, которые их знают, причем это одинаково относится как к сверстникам, так и к более старшим людям;
- они обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад;
- их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе;
- они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям;
- их поведение носит открытый характер - они не стараются показывать лишь «фасад»;
- они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту;
- они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии;
- они стимулируют продуктивное поведение других;
- они энергичны и как бы воплощают необычную способность справляться с любыми социальными ситуациями, причем делают это с тактом, юмором, проникновением в суть дела.
Можно сказать, что это как бы особый стиль жизни. Таких людей можно опознать по чрезвычайной эффективности их социального поведения.
Лидерская одаренность - это одно из проявлений социальной одаренности.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим умственным развитием, психологическим развитием и физическими данными.
Рассмотрим особенности умственного развития детей, опережающих свой возраст. Одной из характеристик, отличающих одаренного человека, считается любознательность. Одаренным детям в большей степени, по сравнению со сверстниками, свойственно стремление к познанию, исследованию, окружающего мира, отсюда быстрое развитие мышления и речи в дошкольном возрасте. Среди особенностей детей с ускоренным умственным развитием очень заметна их чрезвычайная способность к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Онивпитывают, присваивают огромный объем информации, зачастую улавливая не столько ее содержание, сколько более доступную им «форму», отдельные выражения, формулировки.
Нередко такой ребенок дошкольного или младшего школьного возраста охотнее слушает не то объяснение, которое касается интересного содержания, а то, которое представляет собой логическое построение (например, если используются выражения «отсюда следует», «в результате», «таким образом»). Ему нравится улавливать последовательность рассуждения, следить за его развертыванием.
Необычность умственных успехов таких детей становится очевидной с поступлением в школу.
Для мышления таких детей типична расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в какой-либо последовательности сведений (по астрономии, химии), вычерчиванием карты железнодорожных путей и т. д. Такие упражнения возможны на любом материале. В этом проявляется своеобразный формализм их умственной деятельности. Использование общих умственных приемов обеспечивает ту легкость, с какой дети переходят от одного увлечения к другому. Характерно, что формализм познавания может сочетаться у них с вольной игрой воображения - с неожиданными ассоциациями, обобщениями.
Творческая сторона познавания обычно проявляется следующим образом. Ребенок с опережающим умственным развитием может быть очень изобретателен в занятиях: усвоение нового вызывает у него встречную активность - ему хочется не только познавать, получать впечатления, но и вновь пробовать, достигать чего-то необычного. Нередко такие дети сами придумывают для себя развлекательно-игровые дела.
Следующей особенностью является стремление все делать наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного).
Характерной особенностью одаренного ребенка является самостоятельность мышления. Она проявляется в независимости суждений и действий, способности самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во внутренней уверенности в том, что данное решение, поведение возможно и правильно.
Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов, любознательность, переходящая в познавательную потребность. Им многое удается, многое по душе, хочется попробовать себя в разных сферах. Некоторые дети с раннего возраста настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Специалисты в подобных случаях говорят о сильно выраженной познавательной потребности (потребности в новых занятиях, способах и условиях действий), побуждающей ребёнка к активному поиску новых впечатлений, информаций. По мере обогащения знаний стремление к познанию растет. Познавательная потребность в развитой форме становится ненасыщаемой - чем больше ребенок узнает, тем больше ему хочется знать. Настоящую познавательную потребность невозможно удовлетворить, как нельзя «перепознать». Причем все это сопровождается положительными эмоциями, радостью от познания. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Исследователи отмечают, что умственно одаренные дети получают удовольствие от повышенных нагрузок. Познавательная потребность у такого ребёнка может преобладать над другими потребностями. Например, ради занятия или новой книги, позволяющей узнать что-то новое и интересное, он готов отказаться от чего-то вкусного, от прогулки, от сна.
Ярко выраженное стремление к познанию является важнейшим признаком умственной одаренности на этапе дошкольного детства. Ученые отмечают ряд этапов в развитии познавательной потребности. Фундаментом является потребность ребенка во впечатлениях, переходящая затем в любознательность. Последняя может иметь стихийный характер, тем не менее, она стимулирует стремление поразмышлять, задать работу мышлению. На уровне любознательности формируется интерес, который связан с возрастным созреванием и в значительной мере проявляется в подростковом возрасте. На третьем этапе своего развития познавательная потребность переходит в склонность к определенным занятиям и становится более целенаправленной. Развитие познавательной потребности связано с развитием способностей. Чем активнее ребенок познает, тем в большей мере развиваются способы мышления и, в конечном счете, выше его способности.
С познавательной потребностью связано стремление к постоянному углублению в проблему. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает высокий уровень развития логического мышления, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для них свойственны оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Одаренный ребенок способен выдвигать новые, неожиданные идеи. Эта особенность может проявляться в мышлении, поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности, наиболее ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинений историй, конструировании и других продуктах детской деятельности. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников интересом к дивергентным задачам, которые имеют не один, а множество правильных ответов, в отличии от заданий конвергентного типа. Такие задачи и ситуации мобилизуют и стимулируют их активность. Им не нравится, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается причина некоторых конфликтов в классе (нередко учителя начальной школы предпочитают сами отвечать на поставленные вопросы, сомневаясь в том, что дети смогут найти правильный ответ).
Одаренные дети отличаются широтой восприятия и остро чувствуют все происходящее вокруг. Важным качеством является способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, там, где другим все представляется ясным и понятным. Характер обучения может по-разному повлиять на сверхчувствительность к проблемам: способствовать их развитию или же подавить ее. Догматичное содержание, доминирование репродуктивных методов обучения будет подавлять ее. И напротив – проблемное обучение, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, поможет развить как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества.
Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Это выражается в высокой степени погружения в задачу, в успешной настройке на работу, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно продолжительным занятиям, большое упорство в решении той или иной задачи. Ребенок может возвращаться к ним в течение нескольких дней.
Увлеченность одаренного ребенка заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Поэтому он нуждается в помощи и поддержке, но не в слепой опеке.
Наиболее частоепроявление одаренности – это ранняя речь, большой словарный запас, позволяющий им свободно и четко излагать свои мысли. Такие дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В то же время, у некоторых одаренных детей могут доминировать математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренные дети, как правило, обладают отличной памятью. Синтез способностей к запоминанию в сочетании с другими качествами, абстрактным мышлением, порождает стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. Это нередко выражается в склонности к коллекционированию. Отличная память, раннее языковое развитие и способность к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее
Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом». Для одаренного ребенка вполне нормально быть любознательным, энергичным, чувствительным, сообразительным, все помнить, хорошо говорить и быть весьма самостоятельным. Для его обычного сверстника это не столь характерно, но абсолютно нормально для одаренного.
Чем отличается одаренный ребенок от способного и хорошо успевающего ученика, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень?
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а напротив, вызывают чувство радости. Если в новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса, в то время как способный ученик с высокой мотивацией на достижения любую новую ситуацию будет воспринимать как угрозу самооценке, своему высокому статусу.
Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем не понимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией – это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.
Можно ли считать, что ребенок с опережающим умственным развитием в детские годы обязательно достигнет высоких интеллектуальных результатов в дальнейшем?
Как показывает жизнь, такие дети не обязательно сохраняют свои замечательные особенности и в дальнейшем.
Необычайно быстрое, опережающее развитие ребенка в определенном возрасте, характеризует его прежде всего именно как ребенка, т.е. возникает как бы на время. Ранние успехи еще не гарантируют развитие у ребенка тех свойств ума и того их уровня, которые необходимы в более зрелые годы.
Выделим психосоциальные и физические характеристики одаренных детей. Психологическое развитие одаренных детей характеризуется следующими особенностями.
Одаренным детям свойственно живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия. Дети в возрасте от 2 до 5 лет обычно не могут четко развести реальность и фантазию. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую.
У одаренных детей может проявляться экстрасенсорное восприятие, которое причисляют к исключительным свойствам человека. Такие свойства - не редкость у высокоодаренных детей. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может вызвать их подозрение о собственной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке. Возможно они видят более ясно то, что недоступно другим.
Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они очень восприимчивы к неречевым проявлениям чувств со стороны окружающих, ощущают молчаливое напряжение, возникающее вокруг них.
В дошкольные годы для одаренных, как и всех детей этого возраста, характерным является проявление эгоцентризма, им трудно воспринять другую точку зрения. В раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. Им недостает эмоционального баланса.
Умственную одаренность ребенка характеризует наличие ярко выраженной внутренней мотивации. Познавательная деятельность всегда имеет свои цели, установку на определенный результат. Однако в данном случае конечный результат - только этап к дальнейшему познанию. Полноценная умственная деятельность вызывает чувство радости, удовольствия, которое в процессе интеллектуальной деятельности усиливается, укрепляется. Без эмоций нет никакой потребности, в том числе и познавательной.
Вопреки распространенному мнению о том, что одаренность всегда «глобальна», в силу чего одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, поскольку им нравится учиться, это явление не столь закономерно. Часто можно обнаружить специфическую направленность познавательной мотивации одаренных детей. Высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать, с его точки зрения, «ненужные» школьные предметы, конфликтуя из-за этого в с учителями.
Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они часто «засыпают» окружающих.
Физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. В то же время можно выделить нечто общее.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, однако спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей, однако находятся в пределах возрастного развития. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить для них может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка, развивает несамостоятельность. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с большими возможностями детских лет жизни. В процессе возрастного развития выделяются сензитивные периоды, когда обнаруживаются особо благоприятные возможности для того или иного направления развития.
В ранние дошкольные годы у всех детей происходит стремительное умственное развитие. У ребенка, беспомощного при рождении, ничего не знающего и не умеющего, за месяцы и немногие годы происходят (конечно, с помощью взрослых) колоссальные изменения: формируются разнообразные навыки, сложнейшие свойства ума. Детство - это пора быстрого становления, роста умственных сил.
Уже в младенческом возрасте начинает развиваться познавательная активность: у ребенка обнаруживается готовность всматриваться, вслушиваться - потребность во внешних впечатлениях.
В раннем детском возрасте ребенок научается ходить, а затем и говорить. Расширяются его деятельные контакты со взрослыми, со средой и возможности проявлять свою активность. К концу раннего детства у него обнаруживается стремление действовать самостоятельно.
Многие исследователи обращают внимание на особую важность возрастного периода от 2 до 7 лет в психосоциальном и познавательном развитии. В этом возрасте, для которого характерны предприимчивость и старательность, ребенок готов учиться легко, с желанием. Ребенок хочет и может действовать сообща с другими, придумывая новые игры, строя какие-то сооружения и таким образом обретая ощущение собственных возможностей.
В дошкольные годы, во время пребывания в детском саду, ярко проявляются активность, желание пробовать себя в различных начинаниях, забавах. Дети пытаются непрестанно действовать, достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты благодаря собственным усилиям, и при этом общаться, обращать на себя внимание, встречать одобрение. Маленькие дети стремятся к полноте участия в жизни. Их активность выступает в расположенности к играм, к фантазированию. В них ребенок проявляет инициативу, испытывает желанную полноту нагрузки, наслаждается открытиями нового. В этот период познание неразрывно связано с воображением и деятельностью, которая совершается свободно, по внутреннему побуждению.
Во второй половине дошкольного возраста возможно обучение (прежде всего знакомство с буквами, цифрами – т.е. переход к чтению, счету), приобщение к различным видам искусства (в частности, к рисованию), к конструированию. Опорой таких занятий является активность самих детей, которые в большинстве своем тянутся к умственной нагрузке, не выносят безделья.
Таким образом, в детские годы существуют сензитивные периоды в умственном развитии ребенка, когда обнаруживаются наиболее благоприятные возможности для определенного направления развития. Эти периоды связаны с теми или иными возрастными особенностями, которые являются предпосылками развития детской одаренности. Такими возрастными предпосылками у младших школьников являются: повышенная восприимчивость, готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов - возросшая самостоятельность, настойчивая энергия, широта склонностей. У старших школьников - аналитическое мышление, готовность к рассуждениям, особая эмоциональная впечатлительность, способность к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в некоторой степени временными, их нужно своевременно и в полной мере использовать для развития детских способностей.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может обнаружиться одаренность к музыке, затем - к рисованию (вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам). В научной области раньше других формируется одаренность к математике.
Интеллектуальное развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания. В настоящее время нет единого мнения о том, к какому возрасту какая часть всего пути умственного развития человека бывает пройдена. Согласно получившей распространение точке зрения, к 6 годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам - наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и, соответственно, еще большую роль детства в общем умственном развитии. Это указывает на решающий вклад детских лет в становление интеллекта, развитие умственных сил.
Всем нормальным детям присуща умственная активность, потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях - в этом органически нуждается их быстро развивающийся, созревающий мозг. Всем здоровым детям свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, испытать.