Педагога, работающего с детьми-инвалидами
Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей профессиональную компетентность учителя, и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной работе, можно выделить пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социально-педагогической деятельности:
1) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) профессиональные специальные и психологические знания, навыки и умения в области работы с детьми-инвалидами.
3) профессиональные психологические позиции, установки, психологическая компетентность;
4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;
5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельности социального работника
Профессиональные знания, профессиональная эрудиция – это совокупность сведений о специфике труда социального педагога, специфике его взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях и другие.
Профессиональные умения – это способы, технологии воздействия социального педагога на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, которые выполняются им на высоком уровне. Профессиональные умения образуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых входят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации; умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия.
Первая группа умений: умение увидеть в отношениях с ребенком проблему и оформить ее в виде социально-педагогической задачи; умение при формулировании задачи ориентироваться на ребенка как активного развивающего соучастника социально-педагогического процесса, имеющего собственные мотивы и цели; умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихся условий и ситуаций; умение предвидеть близкие и далекие последствия принимаемых социально-педагогических реабилитационных воздействий.
Вторая группа умений: умение анализировать концепции социально-педагогической работы, выделять в них ключевые идеи и использовать на практике, осуществлять связи с другими специалистами: умение изучать с помощью психодиагностических средств состояние отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.), личностных качеств и личности в целом, изучать реальныевозможности развития для каждогоконкретного ребенка, умение выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития ребенка, предвидеть возможные и типичные затруднения; умение проектировать и формировать у детей отсутствующие уровни деятельности и личностные качества; умение расширять поле для самоорганизации детей, разрабатывая для них индивидуальные программы; умение отбирать и применять различные методические приемы и технологии в работе с ребенком; применять дифференцированный и индивидуальный подходы; организовывать самостоятельную работу детей.
Третья группа умений:умение использовать психологические и специальные знания и осведомленность в науке и передовом опыте на практике; умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умение соотносить возникающие трудности детей с недочетами в своей работе; умение видеть слабые и сильные стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт; умение строить планы совершенствования своей деятельности.
Профессиональные психологические позиции – это устойчивые системы отношений социального педагога к ребенку, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией, с осознанием смысла своего труда.
Психологическая компетентность – это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач. Знания по психологии призваны помочь разобраться в сложных проблемах взаимоотношений с ребенком и найти необходимый выход из сложившейся ситуации, привести к пониманию интеграции знаний и методов из различных областей научного и практического знания с целью решения проблем подготовки ребенка к безболезненному вхождению в социальную среду. Психологическая компетентность предполагает:
- знание закономерностей психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных, индивидуальных различий и патологических изменений, умение адекватно оценивать состояние детей, их настроение, поведение;
- знание психологии взаимоотношений и взаимодействий ребенка в группе;
- умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние ребенка и его поведение;
- умение выбирать по отношению к каждому ребенку такую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;
- обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченные возможности.
Психологическая компетентность в деле пропаганды и просвещения общества предполагает проявление способности формировать у населения положительное общественное мнение по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности.
Психологические качества личности. К ним относят особенности познавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.
Кроме названных качеств для становления профессиональной компетенции важны:
- наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, понимание сущности ситуации, способность по внешним признакам понять переживания ребенка или подростка;
- оптимизм – подход к ребенку с верой в его потенциальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;
- находчивость – умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;
- рефлексия – обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности.
Социальный педагог должен обладать также знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:
1. Оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка.
2. Организовывать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.
3. Разрабатывать на основе исходной медицинской и психологической информации индивидуальные планы социальной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение.
4. Реализовывать на практике основные направления, подходы и технологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий.
5. Получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информацию о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений.
6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.
Вопросы и задания для самоконтроля
2.1.
1. Какие дети относятся к категории «детей-инвалидов»?
2. Какие степени нарушения здоровья выделяют у детей-инвалидов?
3. Какие подходы сложились в науке ми социальной практике к пониманию сущности инвалидности?
4. С какими проблемами сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида?
5. Какова сущность социально-педагогической работы с детьми-инвалидами?
6. В чем заключается социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов?
2.2.
1. Какие международные документы защищают права инвалидов?
2. Какие права ребенка закреплены в Конвенции о правах ребенка?
3. В каких документах Российской Федерации закреплены права инвалидов?
4. Как описаны цели государственной политики в отношении детей-инвалидов?
5. Какие виды государственной помощи оказываются семьям, воспитывающим детей-инвалидов?
2.3.
1. Каковы цели социально-педагогической работы с детьми-инвалидами?
2. Охарактероизуйте принципы этой работы.
3. Какие группы детей с отклонениями в развитии выделяют?
4. Какоыва технология работы социального педагога в рамках инклюзивного образования?
5. Какие методы социально-педагогической работы с детьми-инвалидами используются на практике?
6. Какова технология разработки программы реабилитации?
2.4.
1. 1.Какие компоненты характеризуют профессиональную компетентность социального педагога, работающего с детьми-инвалидами?
2. 2.Охарактеризуйте профессиональные умения социального педагога, взаимодействущего с семьей ребенка-инвалида.
3. В чем выражается его психологическая компетентность?
4. Какие знания необходимы социальному педагогу, чтобы профессионально работать с детьми-инвалидами?
5. Какова роль социального педагога в разработке программы реабилитации?
Рекомендуемая литература к главе 2.
1.Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
2.Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. – М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 192с.
3.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов /Н.В.Антипьева.- М., "Юридическая литература", 2008. - 280 с.
4.Гарань А. Реабилитация инвалидов - внимание общества // Соц. обеспечение № 4, 2009. - С.10-16.
5.Гончарова Л. Помощь инвалидам - комплексная // Социальное обеспечение № 12, 2008 . - С.33-36.
6.Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: Руководство для профессионального образования /Н.К.Гусева. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской гос. мед. Акад., 1999. - 508 с.
7.Декларация о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 09.12.1975г. // Народное образование,1993, №5 – С.1
8.Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева – 2-е изд. – М.: Феникс , 2006.
9.Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 304с.
10.Конвенция о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь. – 2007. – №4
11.Курбатов, В.И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В.И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 576с.
12.Постановление Совмина РСФСР и приказ Минздрава РФ "О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет"// Соц. обеспечение № 11, 1991г. - С.10.
13.Современная энциклопедия социальной работы [Тест] / Под.ред. Академика РАН В.И. Жукова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.
14.Содержание и методика социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред. Профессора Е.А. Сигиды. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 346с.
15.Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 80с.
16.Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н. Проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 364с.
17.Справочник социального работника / В.Д. Альперович ( и др.) [Текст]: / под общ. ред. Е.П. Агапова, В.А Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.
18.Справочник социального педагога [Текст]: защита детства Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный; науч. ред. Н.Р. Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 473с.
19.Технология социальной работы [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
20.Теория социальной работы: Учебник. Под ред. Е.И.Холостовой.- М.: «Юность», 2008. - 304 с.
21.Технология социальной работы: Учеб. под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: «Инфра» 2007.- 360 с.
22.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//Соц. обеспечение № 1, 1996г.-С.1-2.
23.Федеральный Закон от 17 июля 1999г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи"// Соц. обеспечение № 10, 1999г. - С.1-2.
24.Федеральный закон РФ от от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Народное образование №9,1998.- С.1.
25. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие -3-е изд / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.
26.Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 240с.
27.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Инфра, 2009. – 228 с.
28.Черницкая, А.А. Технология социальной работы [Текст]: Учебник / А.А. Черницкая и др. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – 400с.
29.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для вузов / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с.
30.Ярская - Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности. М.: "Юридическая литература", 2009.- 205 с.
A