Формы и методы социально-педагогической
Работы с детьми-инвалидами
Инвалидность в детском возрасте – это состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре.
Цель социально-педагогической работы в работе с детьми-инвалидами - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться. Принципами такой работы являются следующие:
- личностпо-ориентированный подход к детям-инвалидам, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
- оптимальность подхода: вера в детей-инвалидов, опора на положительное в них, убеждение их: «сделай себя личностью сам»;
- объективность подхода: учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции),
- коммуникативность: способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи детям-инвалидам;
- неразглашение информации о детях-инвалидах и их семьях.
Очень важнопомочь семье справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.
Дети с различными отклонениями в развитии требуют различного подхода, различных методик работы. Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
- глухих и слабослышащих;
- слепых и слабовидящих;
- с недоразвитием речи;
- с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
- дети с соматическими нарушениями в развитии.
При этом наследственные изменения встречаются у 8 – 10% детей, количество детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития колеблется от 20 до 50%.
В настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям-инвалидам обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, то есть инклюзивного образования.
Цель работы социального педагога в процессе инклюзивного образования заключается в обеспечении равных возможностей в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями. Технология работы социального педагога в данном направлении должна осуществляться в нескольких направлениях.
Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики поможет найти индивидуальный подход к ребенку, привлечь его к участию в школьных мероприятиях, делах класса, помочь самоутвердиться , поверить в свои силы и возможности.
Во-вторых, работа с классным коллективом. Она заключается в том, чтобы помочь классному руководителю наладить в классе взаимодействие ребенка-инвалида со своими одноклассниками.
В-третьих, работа с родителями ребенка-инвалида. Она предусматривает осуществление психологической и правовой помощи, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, помощь родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.
В-четвертых, сотрудничество самого социального педагога с различными организациями и ведомствами, специалистами, способными оказать содействие в воспитании ребенка-инвалида.
Все многообразие методов, используемых в работе с детьми-инвалидами можно объединить в три группы:
1. Методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др.) методы.
2. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе. Любая деятельность протекает эффективно, если у ребенка есть желание ее выполнять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепления усилий ребенка действовать применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются: соревнование, поощрение и наказание.
3. Методы контроля эффективности социально-реабилитационногопроцесса. Контроль направлен на получение информации о результатах реабилитационных воздействий за определенный промежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программу социальной реабилитации ребенка. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность социальной реабилитации. Наиболее распространенными методами контроля в социальной реабилитации выступают наблюдение за деятельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно, чтобы у ребенка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.
Иногда, по заключению медицинской комиссии, ребенку с ограниченными возможностями здоровья лучше жить и воспитываться в специализированных школах-интернатах, где он сможет получать специальную медицинскую помощь, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и, что немаловажно, он будет находиться в дружеской, комфортной атмосфере и не будет отличаться от всех остальных детей. В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку.
Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии должна обязательно носить комплексный характер, включая педагогические, социальные, юридические, медицинские, психокорректирующие и другие мероприятия. Только такая комплексная реабилитация, с участием в ней команды специалистов и семьи дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, соц. работника, соц. педагога, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и его семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития ребенка, а также потребностей и возможностей семьи. Программа может разрабатываться на полгода или на более короткие сроки. По происшествии срока, на который была рассчитана программа, социальный педагог встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты и скоординировать дальнейшую работу. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, так как предстоит работать сразу в нескольких направлениях.
К средствам и методам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальная помощь (игротерапия, арттерапия, или терапия искусством, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).
Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение ребенка с ограниченными возможностями в жизнь социума и его реабилитация.Данная работа имеет несколько уровней:
Первый – микроуровень. На этом уровне реабилитации изучается сам ребенок. Эта работа проводится совместно с медицинским работником и психологом. При этом учитываются возможности включения компенсаторных механизмов самого ребенка (дети без рук).
Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках его социального окружения, семьи, сверстников, школы. Цель мезоуровня – развитие у него коммуникативных навыков, умения и желания общаться с окружающими людьми.
Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Основная цель уровня, как и всего процесса реабилитации – включение нетипичного ребенка в социум, его социализация.
Соответственно процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями можно разделить на четыре основных этапа:
1 этап. Диагностика ребенка и его ближайшего окружения.
- диагностика ребенка – определение уровня его дезадаптации (уровень его развития в соответствии с возрастом, возможности в том числе и компенсаторные, его реабилитационный потенциал, интересы и желания ребенка).
- диагностика ближайшего окружения. В первую очередь семьи, так как у родителей также могут наблюдаться психические расстройства. Выделяют несколько этапов кризиса у родителей:
1 – отрицание проблемы;
2 – сверхдепрессия;
3 – поиски путей решения проблемы (здесь может помочь социальный педагог);
4 – принятие ситуации и обращение к специалистам;
5 – сокращение контактов с окружающими, когда все внимание родителей сосредоточено на ребенке, ни надеются на выздоровление, обнаружив, что выздоровление невозможно, переживают сильный стресс, сильнее, чем первый;
6 – смирение и принятие ситуации или невроз и уход в болезнь.
Также, социальный педагог должен продиагностировать отношение родителей к ребенку. Оно может быть конструктивным и деструктивным.
Конструктивное отношение к проблеме не усугубляет переживание ребенка. Главная цель в таких семьях – поиск путей компенсации имеющихся нарушений.
Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней. Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий или даже препятствуют оздоровлению ребенка, что связано с материальной заинтересованностью или недостаточной информированностью (сельская местность).
Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению или скрытом, которое проявляется в эмоциональном отчуждении.
Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь, такое отношение со временем передается ребенку.
Ключевым моментом на первом этапе является диагностика возможностей ребенка, социальный запрос семьи к специалистам и ожидаемый от реабилитационных мероприятий результат.
Второй этап. Конкретные шаги и оказание помощи.
- включение ребенка в реабилитационные мероприятия;
- включение семьи в коррекционную работу с ребенком;
- коррекция семейных отношений.
На втором этапе ребенку и его семье оказывается конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и всей команды специалистов, работающих с ребенком. Осуществляются комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения. Необходимо подключать все возможные виды реабилитации:
- психологическая реабилитация – воздействие на психическую сферу больного ребенка с целью выработать у ребенка уверенность в собственной полноценности;
- педагогическая реабилитация – мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел всеми возможными знаниями, умениями и навыками;
- социальная – экономическая реабилитация – обеспечение ребенка необходимыми материальными возможностями и уверенностью в том, что он является полезным членом общества;
- профессиональная реабилитация – обучение доступным формам труда, вначале по самообслуживанию. Ребенка-инвалида необходимо включать в трудовую деятельность, использовать психотерапевтическое воздействие от совместного труда на общую пользу, которое стимулирует радостное настроение. Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством и т.д.
Основная форма организации социальной реабилитации детей – реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Оно может осуществляться в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.
Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка в присутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.
Кроме реабилитационных занятий, которые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д.
Третий этап. Интеграция.
Расширение круга общения ребенка и его семьи. Подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив. Повышение уровня адаптивности ребенка к негативным тенденциям в обществе.
Четвертый этап. Поддержка.
Реабилитация не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Такой ребенок нуждается в реабилитации на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
В работе с детьми социальный педагог использует различные виды терапии. Социальная терапия предусматриваетисправление, корректировку поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, создание условий для самоутверждения личности.
Индивидуальная терапия применяется к детям, разрешение проблем которых требует конфиденциальности (тяжелые степени инвалидности и т.п.). Обычно после нескольких индивидуальных занятий ребенок переводится на групповую терапию, которая более эффективна.
Групповая терапия – стратегия воздействия, направленная на преодоление эмоциональных нарушений, с использованием групп. Обычно в группах 6 – 8 человек, 90 мин в неделю. Включают релаксацию, разыгрывание ролевых ситуаций, обсуждение анонимных историй болезни и т.д.
Семейная терапия – деятельность социального педагога со всеми членами семьи. Трудовая терапия – основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Труд в группе облегчает взаимопонимание, снимает состояние напряженности и беспокойства.
Терапия самовоспитания включает самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, выявление индивидуальных психологических барьеров, создание желаемого образа «Я».
Дискуссионная терапия – групповое обсуждение переживаний, проблем, трудных ситуаций, наиболее волнующих эту группу детей.
Социодрама – разбор конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах.
Психодрама – ребенок-инвалид разыгрывает различные роли, например, изображая себя в стрессовых ситуациях или играет роли своих антиподов, что дает ему возможность влиять на свои переживания.
Игровая терапия – форма психотерапии, использующая для облегчения общения игрушки, с помощью которых они изображают ситуации, конфликты, которые невозможно или трудно словесно комментировать.
Суммируя опыт работы социальных педагогов по работе с детьми-инвалидами, можно выделить такие направления работы, как:
- взятие на учет ребенка-инвалида;
- разработка совместно с медицинскими работниками плана социально-медицинской реабилитации (индивидуальной программы реабилитации) ребенка-инвалида и организационная помощь при ее проведении;
- поиск спонсоров для дорогостоящего лечения ребенка-инвалида;
- оказание помощи в приобретении различных медицинских препаратов, тренажеров, колясок и другого необходимого оборудования;
- организация контактов с образовательными учреждениями, содействие в предоставлении образовательных услуг;
- воспитание правильно отношения у родителей и других детей к ребенку-инвалиду как равноценному члену общества;
- организация обществ семей, имеющих детей-инвалидов;
- содействие в профориентации и трудоустройстве детей-инвалидов;
- выявление детей, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания, а также устройство их в специализированные учреждения:
- содействие в оказании материальной, бытовой, различного рода гуманитарной помощи; в открытии реабилитационных, досуговых, специализированных обучающих центров и пансионатов для детей-инвалидов и членов их семей [21].
В работе с семьей ребенка-инвалида могут быть использованы различные формы и методы. Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.
Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида.
Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.
Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальное место в социальной работе, системе образования.
Образовательные тренинги для родителей направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др.
Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течении последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.
Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
2.4. Профессиональная компетентность социального