Работа с безнадзорными и беспризорными детьми
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный – несовершеннолетний, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Находящийся в социально-опасном положении – несовершеннолетний, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественное действие[23].
Федеральный закон «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет основные задачи образовательного учреждения в сфере профилактики безнадзорности:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении. Например, постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Сюда входит разработка системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.
Социально-педагогическую работу с данной категорией детей можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный.
Профилактическая направленность социально-педагогической работы в отношении безнадзорных и беспризорных детей должна включать работу по организации благоприятной среды воспитания и обучения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные их них патронируются.
Коррекционно-реабилитацинное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, разрешение вопросов о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте его пребывания, состояние несовершеннолетнего и программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.
Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.
Целью данных учреждений является создание комфортной социально психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом. Деятельность социального педагога в данных учреждениях включает четыре этапа.
1. Вводный этап. В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа, из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке.
2. Начальный этап. Педагог организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу). Главное – переориентирование внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.
3. Основной этап. Главное здесь – развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить своей образ жизни. Содержание деятельности на данном этапе будет включать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга, создание воспитывающих ситуаций, индивидуальное консультирование, ролевые игры, диспуты.
4. Заключительный этап. Он направлен на восстановление социальных контактов ребенка. Согласие ребенка изменить свой образ жизни характеризует начало четвертого этапа работы. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение. Социальный педагог направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум.
К работе социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи.
Сегодня развивается новая форма работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками, которая получила название «работа с уличными детьми». Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.
В широком смысле определение «дети улиц» – это объединение двух понятий:
1. Уличный ребенок или уличная молодежь – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включающем незанятые жилища, незаселенные места и т. д.) стала его обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.
2. Дети, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со своими семьями или близкими.
Активно развивается программа «Дети улиц». В городах появились службы уличных социальных работников, патрулирующих места скопления детей и на принципе добровольности оказывающих им поддержку. Социальный работник (социальный педагог, доброволец-волонтер, студент, практикант) становится посредником между нуждающимся в помощи несовершеннолетним с его потребностями и обществом, так как с одной стороны, он является выразителями интересов уличных детей, а с другой стороны – интересов государства, которое предъявляет к уличным детям определенные нормы и правила.
Реабилитационное пространство (РП) – территориальная система ведомств, служб, учреждений и общественных организаций, осуществляющих во взаимодействии с населением профилактику и реабилитацию дезадаптированных детей и подростков [17.с. 15.]
Перечисленные ниже структуры могут стать звеньями РП в программе реабилитации конкретного ребенка.
Приют – предназначен для детей, оказавшихся в критической ситуации.
Детские клубы и секции – необходимы для организации досуга.
Реабилитационные центры – специализируются на реабилитационных программах и организации восстановительных процессов для детей.
Центры дневного пребывания – сюда могут приходить уличные дети на протяжении дня, чтобы воспользоваться предлагаемыми услугами. В число таких услуг не входит ночлег. В них могут получить услуги дети улиц, не разорвавшие контакта с семьей, а также беспризорники, живущие на улице и не желающие оставаться в приюте.
Специализированные учреждения: детский наркологический центр; центры по работе с детьми, подвергшимися насилию; центры по работе с детьми-инвалидами; центры, занимающиеся несовершеннолетними правонарушителями, школы, интернаты, детские дома, кружки, больницы и т.д. [17,с. 18].
В рамках концепции РП Социальная Служба должна стать ключевым звеном. Именно ее функциональные обязанности прежде всего предусматривают:
- поиск детей группы риска и их мотивацию на ресоциализацию;
- сбор всей необходимой информации на каждого ребенка из группы риска;
- выработку индивидуальных программ социальной реабилитации детей группы риска;
- отслеживание и контроль всего процесса ресоциализации каждого ребенка в индивидуальности;
- различные уровни профилактики беспризорности и социальной дезадаптации детей.
Именно эта структура в тесном взаимодействии с ювенальными судами способна преодолевать межведомственные барьеры и организовывать эффективный процесс реабилитации дезадаптированного ребенка.
Работа с «детьми улиц» осуществляется в комплексе с другими видами социальной помощи. Уличный социальный работник не теряет связи с детьми и тогда, когда они оказываются в приюте, в школе, возвращаются в семью и т.д. Через него устанавливается прямая постоянная связь общественных учреждений и служб социальной помощи с такими несовершеннолетними.
Таким образом, социально-педагогическая помощь данной категории детей оказывается в различных учреждениях и имеет множество направлений.