РАБОТА 1. Дыхательные движения
К 15 годам у подростка частота дыхания составляет 15 дыхательных движений в 1 мин. При занятиях физической культурой частота дыхания урежается и составляет 10-15. Нагрузку при занятиях физической культурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходило не позднее чем за 7-9 мин.
Цель работы: научиться подсчитывать дыхательные движения в покое.
Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой.
Ход работы: работа проводится в парах. Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 мин (подсчет производится в положении стоя).
Форма отчетности: сравните полученные результаты и ответьте на вопросы: Почему в душном помещении резко снижается трудоспособность? Почему, когда плотно поешь, становится трудно дышать? Какое значение для организма человека имеет расположение в носовой полости рецепторов, воспринимающих запах?
РАБОТА 2. Жизненная емкость легких
Цель работы: научиться подсчитывать жизненную емкость легких с помощью формул.
Ход работы: расчет жизненной емкости легких. Для подростков она рассчитывается по следующим формулам:
Мальчики 13-16 лет
ЖЕЛ = {(рост (см) • 0,052)} – {(возраст (лет) • 0,022)} – 4,2.
Девочки 8-16 лет
ЖЕЛ = {(рост (см) • 0,041)} – {(возраст (лет) • 0,018)} – 3,7
Форма отчетности: рассчитайте собственную жизненную емкость легких, используя формулы. Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными. Сделайте выводы.
Оценка полученных результатов
Показатели ЖЕЛ подростков
Возраст, лет | ЖЕЛ мальчиков | ЖЕЛ девочек |
2,1 | 1,8 | |
2,2 | 2,0 | |
2,3 | 2,2 | |
2,8 | 2,5 | |
3,3 | 2,7 | |
3,8 | 2,8 |
РАБОТА 3. Задержка дыхания в покое и после дозированной нагрузки
Цель работы: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой.
Вариант I. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе
Ход работы: работа проводится в парах. Испытуемый в течение 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое.
Оценка полученных результатов: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с, для взрослого – 40-60 С.
Вариант II. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе
Ход работы: испытуемый в течение 34 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое.
Оценка результата: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, для взрослого – 25-30 с.
Вариант III. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких (учащенного дыхания)
Ход работы: исследуемый в течение 1-2 мин дышит с наибольшей глубиной (а не частотой), а затем по команде задерживает дыхание на максимальном вдохе или на максимальном выдохе. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое значение.
Форма отчетности: сравните полученные результаты с предыдущими и сделайте вывод.
Вариант IV. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки
Ход работы: в положении сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. Время задержки регистрирует экспериментатор. После отдыха (около 5 мин) испытуемый делает 20 приседаний за 30 с. По окончании работы он садится на стул и задерживает дыхание. Время задержки вновь регистрирует экспериментатор. После отдыха (1 мин) испытуемый повторяет упражнение с задержкой дыхания на спокойном вдохе.
Форма отчетности: вычислите процентное отношение результатов после нагрузки относительно первого (задержка дыхания в спокойном состоянии) по формуле:
А = (Б – В) / Б х 100%,
где Б – время задержки дыхания в спокойном состоянии; В – время задержки дыхания после дозированной нагрузки.
Оценка полученного результата: при дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более чем на 50%.
Сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.
Сделайте вывод. Ответьте на вопросы: Что лучше производить при сгибании туловища: вдох или выдох? Чем отличается тканевой газообмен от легочного? Как участвуют органы дыхания в поддержании постоянства внутренней среды?