Учебно–методическое пособие для вузов

Воронеж 2009

Утверждено Научно–методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от .

Рецензент канд. психол. наук, доцент Н.М. Пинегина

Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

Для специальности 050711 – Социальная педагогика.

ОПД.Ф.04

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 1 курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, она включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Предлагаемые практические работы выполняются за счет часов, предназначенных для самостоятельной работы студентов (46 часов).

В качестве базовой цели выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности.

Задачами пособия являются:

· формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма на различных возрастных этапах;

· изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены;

· формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;

· выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах;

· овладение студентами основами простейшей диагностики здоровья, навыками оказания первой помощи;

· подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.

Пособие включает в себя восемь тем, в рамках каждой из которых студентам предлагается выполнить ряд практических работ. В рамках первой темы «Опорно-двигательный аппарат» студентам предлагается: определить гармоничность физического развития по антропометрическим данным; оценить показатели физического развития с помощью расчетных формул; определить пропорции телосложения; определить правильность осанки.

В рамках второй темы «Сердечно-сосудистая система» студенты должны научиться: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; определять частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки; проводить функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы; изучать работу сердца; выполнять ортостатическую пробу.

Тема «Дыхательная система» включает работы, изучающие: дыхательные движения; определение жизненной емкости легких; задержку дыхания в покое и после дозированной нагрузки; специфику голоса.

В теме «Работоспособность человека» студенты могут: определить физическую работоспособность по отдышке (в частности, если работа лимитируется временем); провести пробу Руфье-Диксона; выполнить Гарвардский степ-тест; определить физиологическое состояние методом регрессии; выявить влияние позы на результат деятельности.

Тема «Обмен веществ и энергии» позволить студентам овладеть навыками: составления пищевого рациона; определения энергозатрат по состоянию сердечных сокращений; контроля температуры тела в течение дня; определения нормальности веса.

В теме «Пищеварительная система. Продукты питания» студентам предлагается определить: качество коровьего молока и доброкачественность свежего мяса; свойства натурально меда; влияние никотина на ферменты слюны.

Выполнение практических работ по теме «Кожа, ее строение и свойства» поможет студентам: определить типы кожи на разных участках лица; чувствительность кожи; провести исследование ногтей.

Тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность» посвящена исследованию: рефлекторных реакций человека; объема кратковременной памяти; образной памяти; внимания; логического мышления; смысловой памяти; объемам памяти при механическом и логическом запоминании.

Завершается пособие Дневником самоконтроля, при помощи которого студенты смогу оценить субъективные показатели самоконтроля, среди которых: самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражне­ниями, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима.

Результатом выполнения практических работ должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности функционирования различных систем органов простейшими доступными способами; организовывать окружающую обстановку в соответствии с гигиеническими требованиями.

Критерием успешного выполнения практических работ является умение применить полученные навыки на практике.


Наши рекомендации