Практические работы по курсу
Ю.А. Гончарова
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ
«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
Учебно–методическое пособие для вузов
Воронеж 2009
Утверждено Научно–методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от .
Рецензент канд. психол. наук, доцент Н.М. Пинегина
Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.
Для специальности 050711 – Социальная педагогика.
ОПД.Ф.04
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 1 курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, она включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Предлагаемые практические работы выполняются за счет часов, предназначенных для самостоятельной работы студентов (46 часов).
В качестве базовой цели выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности.
Задачами пособия являются:
· формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма на различных возрастных этапах;
· изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены;
· формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями;
· выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах;
· овладение студентами основами простейшей диагностики здоровья, навыками оказания первой помощи;
· подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.
Пособие включает в себя восемь тем, в рамках каждой из которых студентам предлагается выполнить ряд практических работ. В рамках первой темы «Опорно-двигательный аппарат» студентам предлагается: определить гармоничность физического развития по антропометрическим данным; оценить показатели физического развития с помощью расчетных формул; определить пропорции телосложения; определить правильность осанки.
В рамках второй темы «Сердечно-сосудистая система» студенты должны научиться: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; определять частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки; проводить функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы; изучать работу сердца; выполнять ортостатическую пробу.
Тема «Дыхательная система» включает работы, изучающие: дыхательные движения; определение жизненной емкости легких; задержку дыхания в покое и после дозированной нагрузки; специфику голоса.
В теме «Работоспособность человека» студенты могут: определить физическую работоспособность по отдышке (в частности, если работа лимитируется временем); провести пробу Руфье-Диксона; выполнить Гарвардский степ-тест; определить физиологическое состояние методом регрессии; выявить влияние позы на результат деятельности.
Тема «Обмен веществ и энергии» позволить студентам овладеть навыками: составления пищевого рациона; определения энергозатрат по состоянию сердечных сокращений; контроля температуры тела в течение дня; определения нормальности веса.
В теме «Пищеварительная система. Продукты питания» студентам предлагается определить: качество коровьего молока и доброкачественность свежего мяса; свойства натурально меда; влияние никотина на ферменты слюны.
Выполнение практических работ по теме «Кожа, ее строение и свойства» поможет студентам: определить типы кожи на разных участках лица; чувствительность кожи; провести исследование ногтей.
Тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность» посвящена исследованию: рефлекторных реакций человека; объема кратковременной памяти; образной памяти; внимания; логического мышления; смысловой памяти; объемам памяти при механическом и логическом запоминании.
Завершается пособие Дневником самоконтроля, при помощи которого студенты смогу оценить субъективные показатели самоконтроля, среди которых: самочувствие, настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима.
Результатом выполнения практических работ должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности функционирования различных систем органов простейшими доступными способами; организовывать окружающую обстановку в соответствии с гигиеническими требованиями.
Критерием успешного выполнения практических работ является умение применить полученные навыки на практике.
Форма отчетности.
1. Определите экскурсию грудной клетки. Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе. Полученный результат зафиксируйте.
2. Заполните таблицу.
Таблица 1.
С помощью расчетных формул
Цель работы: научиться с помощью формул рассчитывать свое физическое развитие.
Ход работы: рассчитайте собственный рост, окружность грудной клетки и вес, используя для этого предложенные формулы.
1. Теоретический расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет по формуле:
для девочек среднего типа телосложения
Рост = 6 • возраст + 76;
для мальчиков среднего типа телосложения
Рост = 6 • возраст + 77.
Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, то это может указывать на эндокринные нарушения.
2. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом, по формуле:
ОГ мальчиков 1-12 лет = 1,6 • возраст + 48;
ОГ мальчиков 13-17 лет = 4,1 • возраст + 20;
ОГ девочек 1-12 лет =1,7 • возраст + 47;
ОГ девочек 13-18 лет = 2,2 • возраст + 45.
3. Теоретический расчет массы тела у детей и подростков (до 12-13 лет) по формуле:
А = 10 + 2п,
где А – масса в кг, п – возраст ребенка или подростка.
Теоретический расчет массы тела подростков с 13-14 лет и взрослых рассчитывается по формуле:
А = [ Рост (см) х Окружность грудной клетки (см)] / 240
Форма отчетности: сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.
Вариант I
Ход работы: работа проводится в группах или парах. У испытуемого определяют рост стоя и сидя.
Форма отчетности: для оценки пропорциональности телосложения определите процентное отношение длины ног к длине туловища (А) по формуле:
А = [Рост стоя – Рост сидя] / Рост сидя х 100%,
где А – показатель пропорциональности телосложения.
Сравните полученные вами результаты со среднестатистическими.
Оценка полученных результатов: при величине этого показателя в пределах 87–92% физическое развитие оценивается как пропорциональное; если показатель пропорциональности меньше 87%, то это указывает на относительно малую длину ног; величина показателя 92% и более – на большую длину ног.
Вариант II
Ход работы: у испытуемого определяют окружность грудной клетки и рост.
Форма отчетности: для оценки гармоничности телосложения может быть использовано следующее соотношение:
окружность грудной клетки в паузе / рост х 100%
Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении это соотношение составляет 50-55% . Если это соотношение меньше 50%, то развитие слабое, а если более 55% – высокое.
Форма отчетности
1. Сравните полученные данные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.
У детей школьного возраста
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
7–8 | 88/52 | 87/52 |
9–10 | 91/54 | 89/53 |
11–12 | 103/60 | 94/60 |
13–14 | 108/61 | 106/62 |
15–16 | 110/62 | 108/62 |
2. Определите пульсовое давление (ПД) по формуле:
ПД = АД сист. – АД диаст.
В норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
3. Вычислите среднее артериальное давление по формуле:
АД ср. = (АД сист – АД диаст.) / 3 + АД диаст.
4. Вычислите ваше артериальное давление по формуле:
АД сист = 1,7 х возраст + 83;
АД диаст = 1,6 х возраст + 42.
Сравните расчетные данные с полученными в эксперименте.
Ответьте на вопросы. Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему? Вы хорошо знаете о давлении в большом круге кровообращения, а каково давление крови в малом (легочном круге)?
Физической нагрузки
Цель работы: определить зависимость пульса от физических нагрузок.
Ход работы: измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое). Результат зафиксируйте.
Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 с сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 с. Все результаты занесите в таблицу,
Таблица 2.
Динамика восстановления ЧСС
Пульс сразу после работы | Пульс через интервалы, с | ||||||
Форма отчетности.
1. На основании полученных данных постройте график; на оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС.
2. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя. Через точку проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс.
3. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний.
4. Определите по графику, за сколько времени ЧСС возвращается к норме.
Оценка полученных результатов:если частота сердечных сокращений 30% и меньше – хорошо; если частота сердечных сокращений выше чем 30% – плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – хорошо, если за время от 2 до 3 мин – удовлетворительно, если свыше 3 мин – плохо.
Таблица 3.
Таблица оценки результата
Частота пульса | Состояние организма |
Частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту | Реакция организма очень благоприятная, организм способен выполнять большую физическую нагрузку |
Частота пульса увеличилась в интервале от 4 до 40 ударов в минуту | Реакция организма в целом благоприятная |
Частота пульса увеличилась на 40 и более ударов в минуту | Реакция организма неблагоприятная, что говорит о невозможности организма выполнять физическую нагрузку |
ТЕМА 3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Дыхание – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой (внешнее дыхание) и окислительными процессами в клетках, в результате которых выделяется энергия (клеточное дыхание). Дыхание человека постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции. Предлагаемые работы в некоторой степени позволяют ознакомиться с особенностями внешнего дыхания и его регуляции.
Показатели ЖЕЛ подростков
Возраст, лет | ЖЕЛ мальчиков | ЖЕЛ девочек |
2,1 | 1,8 | |
2,2 | 2,0 | |
2,3 | 2,2 | |
2,8 | 2,5 | |
3,3 | 2,7 | |
3,8 | 2,8 |
Вариант I. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком вдохе
Ход работы: работа проводится в парах. Испытуемый в течение 3-4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое.
Оценка полученных результатов: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с, для взрослого – 40-60 С.
Вариант II. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе
Ход работы: испытуемый в течение 34 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание насколько сможет, зажав при этом нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое.
Оценка результата: для здорового ребенка (6-18 лет) время задержки дыхания на выдохе составляет 12-13 с, для взрослого – 25-30 с.
Вариант III. Определение времени максимальной задержки дыхания после искусственной гипервентиляции легких (учащенного дыхания)
Ход работы: исследуемый в течение 1-2 мин дышит с наибольшей глубиной (а не частотой), а затем по команде задерживает дыхание на максимальном вдохе или на максимальном выдохе. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое значение.
Форма отчетности: сравните полученные результаты с предыдущими и сделайте вывод.
Вариант IV. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки
Ход работы: в положении сидя испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе. Время задержки регистрирует экспериментатор. После отдыха (около 5 мин) испытуемый делает 20 приседаний за 30 с. По окончании работы он садится на стул и задерживает дыхание. Время задержки вновь регистрирует экспериментатор. После отдыха (1 мин) испытуемый повторяет упражнение с задержкой дыхания на спокойном вдохе.
Форма отчетности: вычислите процентное отношение результатов после нагрузки относительно первого (задержка дыхания в спокойном состоянии) по формуле:
А = (Б – В) / Б х 100%,
где Б – время задержки дыхания в спокойном состоянии; В – время задержки дыхания после дозированной нагрузки.
Оценка полученного результата: при дозированной физической нагрузке за норму принимается уменьшение времени задержки дыхания на выдохе не более чем на 50%.
Сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.
Сделайте вывод. Ответьте на вопросы: Что лучше производить при сгибании туловища: вдох или выдох? Чем отличается тканевой газообмен от легочного? Как участвуют органы дыхания в поддержании постоянства внутренней среды?
Скороговорки
У перепела и перепелки пять перепелят.
Вставай, Архип, петух охрип.
У воза – овца, на возу – пуд овса.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.
Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Есть Кирилл присел, да кисел кисель.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.
Ход работы.
1. Измерьте давление и вычислите среднее артериальное давление. Среднее артериальное давление вычисляется на основе систолического (верхнего) и диастолического (нижнего) артериального давления. Верхнее артериальное давление, как известно из основного курса, — это максимальное давление крови на стенки артерий в конце сокращения желудочков, когда вся кровь из левого желудочка сердца переходит в аорту, а нижнее давление — это давление крови во время паузы, когда оно минимально. Среднее давление определяется по формуле:
АД ср. = (АД сист. – АД диаст) / 3 + АД диаст
Если у человека АД сист. = 120, АД диаст = 60, то
АД ср = (120 – 60) / 3 + 60 = 80 мм рт.ст.
2. Измерьте рост и массу тела испытуемого, запишите полученные данные.
3. Сосчитайте частоту сердечных сокращений (ЧСС) в 1 минуту.
4. Вычислите уровень физиологического состояния человека. Математическое выражение уровня физиологического состояния (УФС) человека имеет следующий вид:
УФС = (700 – 3 х ЧСС – 2,5 х АДср – 2,7 х возр. + 0,28 х масса) /
(350 – 2,6 х возр + 0,21 х рост)
где: УФС – уровень физиологического состояния; ЧСС – частота сердечных сокращений в 1 мин; АДср – среднее артериальное давление (мм рт. ст.); возраст (число полных лет); рост (см); масса тела (кг).
5. Полученные данные оцените по следующей таблице:
По шкале регрессии
УФС | Шкала регрессии | |
Юноши | Девушки | |
Низкий | 0,225-0,375 | 0,157-0,260 |
Ниже среднего | 0,376-0,525 | 0,261-0,365 |
Средний | 0,526-0,675 | 0,366-0,475 |
Выше среднего | 0,676-0,825 | 0,476-0,575 |
Высокий | 0,826 и более | 0,576 и более |
Этим уравнением могут пользоваться здоровые люди, не имеющие избыточной массы тела.
Таблица 4. Влияние позы на результат деятельности
Поза | Решаемые примеры | Время решения, с | Правильность результата |
Стоя на одной ноге | |||
Сидя | |||
Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
Ответьте на вопросы. Как влияет поза человека на быстроту и правильность решения логических заданий? Почему это происходит?
Различного возраста (кДж)
Возраст, лет | Всего из расчета на среднюю массу тела |
3-4 | 6720000 – 7560000 |
5-7 | 7560000 – 9660000 |
8-11 | 9450000 – 12180000 |
12-14 | 11760000 – 13860000 |
15-16 | 13440000 – 14700000 |
Ход работы: пищевой рацион составляют, используя специальные таблицы
Вариант I
Составьте суточный пищевой рацион для двух групп. Первая группа – дети 5-7 лет, вторая – подростки 15-17 лет.
Форма отчетности:результаты расчетов занесите в таблицу.
Таблица 5. Состав суточного пищевого рациона
Режим питания | Название продукта | Масса, г | Содержание в продукте, г | Калорийность, дж | ||
белков | жиров | углеводов | ||||
1-й завтрак | ||||||
2-й завтрак | ||||||
Обед | ||||||
Ужин |
Вариант II
У человека общий обмен складывается из основного обмена и рабочей прибавки:
П = Р + К,
где П – общий обмен; Р – основной обмен; К – рабочая прибавка.
Основной обмен — это количество энергии, которое тратит человек, находящийся в состоянии возможного полного мышечного покоя: лежа с расслабленной мускулатурой, натощак, при температуре комфорта (21 °С). Расход энергии в этом случае составляет примерно 1700 ккал в сутки.
Ход работы: составление суточного пищевого рациона для покрытия основного обмена.
Форма отчета: ответьте на вопросы: Как изменяется расход энергии в зависимости от работы? На что расходуется энергия в условиях основного обмена? Какие функции в организме выполняют белки, жиры, углеводы, витамины, поступающие к нам с пищей?
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Оценка качества мяса
Качество мяса | Цвет и форма поверхности | Цвет жира | Выравнивание ямки | Запах |
Хорошее | Поверхность темно–красная, блестящая, корочка коричневая | Белый с желтым оттенком | Ямка быстро выравнивается | Гнилостный запах отсутствует |
Удовлетворительное | Цвет слегка изменен, есть незначительное ослизнение. Корочка заветрившаяся | Слегка изменен | Ямка выравнивается медленно | Незначительный гнилостный запах |
Неудовлетво- рительное | Серый. Поверхность сильно подсохшая, на разрезе мясо темное, дряблое | Серый | Ямка не выравнивается | Резко гнилостный |
Опасное для употребления | Серая или зеленая поверхность | Зеленоватый с грязным оттенком | Ямка не выравнивается | Затхлый |
Ход работы.
1. Растворить 1/2 чайной ложки меда в 100 мл воды и оставить на 3–4 минуты. Мед без примесей образует мутный раствор без осадка. При наличии примесей на дне виден осадок.
2. Добавьте к 10 мл полученного раствора несколько капель йодного раствора. Если в мед добавлен крахмал, то он окрашивается в синий цвет.
3. Отфильтруйте осадок. Стеклянной палочкой капните на осадок несколько капель уксусной кислоты. Если происходит вспенивание и выделение пузырьков газа, то в мед добавлен мел.
Форма отчетности: произведите анализ меда. Сделайте выводы.
Ход работы.
1. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на бинте первую букву имени.
2. Подержите бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.
3. Опустите бинт в блюдце с раствором йода, расправьте его стеклянной палочкой и объясните, что произошло.
4. Опыт повторите в следующем варианте: намотайте на спичку вату и попросите курильщика смочить ее своей слюной; напишите вторую букву своего имени; проделайте те же операции, что и в предыдущем опыте.
Форма отчетности: объясните, почему во втором случае опыт не всегда удается. Какое значение имеет нагревание бинта между ладонями?
На какое органическое вещество крахмал является реактивом?
Ход работы.
1. Рассматривая лицо в зеркале, определите величину пор:
а) поры не заметны; б) поры крупные, отдельные участки лица напоминают корку апельсина.
2. Приложите к лицу мягкую бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. Определите, где цвет салфетки изменился больше.
3. Результаты наблюдений оформите следующим образом:
Таблица 6. Результаты наблюдений за кожей лица
Участки лица Величина пор (крупные, мелкие, незаметные) | Изменение цвета бумаж- ной салфетки | Тип кожи (жир- ная, нормальная, сухая) |
1. Лоб у висков 2. Середина лба 3. Нос 4. Щеки 5. Область под глазами 6. Подбородок |
4. Ответьте на вопрос: каковы правила ухода за жирной, нормальной и сухой кожей?
Требование безопасности.
Во избежание травмы экспериментатор должен предупреждать испытуемого, на каком участке тела будет проводиться опыт.
Ход работы.
1. Раздвиньте ножки циркуля на 3-4 мм и поставьте их одновременно на ладонную сторону конца указательного пальца. Сведите ножки циркуля на 1,5 мм и прикоснитесь к тому же месту.
2. Проделайте такие же испытания с разными участками тела: красная часть губ, щеки, кончик носа, затылок, плечо. Проделайте несколько опытов (3-4 раза), каждый раз раздвигая ножки циркуля на 1-3 мм больше.
3. Сравните результаты двух вариантов опыта и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.
4. Возьмите тонко отточенный карандаш (или циркуль) и проводите им по разным участкам кожи сначала на тыльной стороне руки, а потом на ладони. Отметьте красным фломастером точки, где вы ощутили тепло, и синим – где ощутили холод. Схематично зарисуйте опыт в тетради.
Ход работы
1.Посмотрите на свои ногти. Сравните с данными таблицы.
Признак | Вывод о здоровье или заболевании |
Гладкие бледно-розовые Бледный цвет Желтизна Синий цвет Вогнутая и выпуклая форма Длинные линии на ногтях Белые пятна на ногтях Поперечные борозды | Здоровье Заболевание Болезни печени Сердечная недостаточность Недостаток железа в организме Сердечная и легочная недостаточность Плохая всасываемость в системе пищеварения Признак стресса. Плохое питание или запущенная болезнь |
2. Сделайте вывод о состоянии своего здоровья.
ТЕМА 8. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Центральная нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма. ЦНС воспринимает многообразные изменения, возникающие во внешней среде или внутри организма, с помощью огромного количества рецепторов. Нервная система играет ведущую роль в регуляции и координации всех сторон жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой. Это взаимодействие осуществляется благодаря формированию как простейших рефлекторных реакций, так и сложных поведенческих актов, включая психическую деятельность человека.
Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка – нейрон. Главное свойство отдельных элементов нервной системы – возбудимость, т.е. способность в ответ на раздражение формировать специализированный процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов приема, передачи и переработки информации, а также формирования ответных реакций организма.
РАБОТА 3. Образная память
Цель работы: изучение кратковременной памяти.
Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой, таблица с 16 разнообразными рисунками (готовится заранее).
Ход работы: работа проводится в парах. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Форма отчетности: экспериментатором подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов.
Оценка полученных результатов: в норме – это 6 и более правильных ответов.
РАБОТА 4. Внимание
Цель работы: определить устойчивость внимания.
Оборудование: часы, лист бумаги с нанесенным на него изображением определенной формы.
Ход работы:работа проводится в парах. При рассмотрении предложенного рисунка изображенные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Испытуемый представляет, что это крыша дома или коридор. Од старается зрительно удержать одну из представляемых фигур в течение 60с, как только она «уплывает», сообщайте об этом экспериментатору. Он должен фиксировать время, когда это произошло.
Оценка полученных результатов: сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.
Таблица оценки устойчивости внимания
Частота исчезновения изображения в течение 60 с | Характеристика внимания изображения в течение 60 с |
1 . Не более 11 раз | Ваше внимание очень устойчивое |
2. 12-20 раз | Ваше внимание средней устойчивости |
3. Более 20 раз | Ваше внимание недостаточно устойчивое |
РАБОТА 5. Объем внимания
Цель работы: определение объема внимания.
Оборудование: заготовленная таблица, секундомер либо часы с секундной стрелкой, карандаш.
Ход работы: работа проводится в парах или группах. Испытуемому дается инструкция с заданием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания – сначала 101, затем 102,103 и т. д. до 136. Каждое число зачеркивайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.
Примечание: таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136 изготавливается на листе бумаги (формат А4).
Форма отчетности: определите объем внимания по формуле:
В = 648 : t,
где В – объем внимания; t – время работы в секундах.
Оценка полученных данных: сравните полученные данные с табличными. Сделайте вывод.
Показатель объема внимания | Оценка показателя |
Более 6 | Высокий показатель |
4–6 | Средний |
Менее 4 | Низкий |
РАБОТА 7. Смысловая память
Все психические процессы связаны между собой. Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе, кроме непосредственного восприятия, участвуют также представление, воображение, мышление.
Цель работы: определить объем смысловой памяти.
Оборудование: перечень из заранее заготовленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Печаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совместная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книжный магазин. 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.
Ход работы: работа проводится в группах или парах. Испытуемому дается инструкция: вам будет представлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие–либо зарисовки или пометки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении понятий вы будете пользоваться вашими пометками. Старайтесь точно воспроизводить понятие.
Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачитывает 18 понятий с интервалом, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки. Через 30-60 мин испытуемый под каждой из своих пометок подписывает все 18 понятий.
Форма отчетности: проанализируйте количество ошибок и сравните с результатами других испытуемых.
ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ
Первая страница дневника отводится для записи фамилии, имени, отчества, даты рождения, длительности занятий физической культурой и достигнутых результатов. Далее по порядку ведется запись показателей самоконтроля (см. далее форму дневника).
Основные требования к проведению самонаблюдений:
1. В одни и те же часы.
2. Одним и тем же методом.
3. В одних и тех же условиях.
4. Все данные регистрировать в тетради (дневнике).
Дневник самоконтроля
Показатели | Дата исследования (день занятий физкультурой) 10.03.97 | Дата исследования (день отдыха) 16.03.97 |
Настроение | Хорошее | Удовлетворительное |
Самочувствие | Хорошее | Удовлетворительное |
Аппетит | Хороший | Хороший |
Желание заниматься физкультурой | Большое | Нет |
Переносимость нагрузки | Удовлетворительная | – |
Потоотделение | Во время занятий большое | – |
Сон | 8 ч 15 мин, крепкий | 7 ч 5 мин, поверхностный, часто просыпался |
Нарушения режима | Нет | Нет |
Болевые ощущения | Отсутствуют | Болят мышцы ног |
Пульс | Утром – 65 уд/мин, перед тренировкой – 78, после тренировки – 116 уд/мин, ритмичный | Утром – 74 уд/мин, ритмичный |
Масса тела | До тренировки – 65 кг, после – 63 кг | 64,5 кг |
Форма отчетности:оцените свое состояние, используя данные дневника самоконтроля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : программа курса и планы семинарских занятий : специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2007. – 19 с.
2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учеб. пособие : специальность 050711 – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж : ВГУ, 2008. – 88 с.
3. Громова З.П. Гигиена и физическое воспитание школьника в семье / З.П. Громова. – Мн. : Высш. шк., 1973. – 143 с.
4. Ежова Н.В. Педиатрия : учеб. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн. : Высш. шк., 1999. – 524 с.
5. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека : пособ. для учащ. / Н.И. Матвеев.– М. : Просвещение, 1986. – 112 с.
6. Никишов А.И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене : пособ. для учителей биологии и уч-ся / А.И. Никишов. – М. : РАУБ : Топикал, 1995. – 117 с.
7. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков : учеб. пособ. для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М. : Academia, 2000.– 373 с.
8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М. : ACADEMIA, 2002. – 453 с.
9. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М. : Педагогика, 1990. – 61 с.
10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М. : Просвещение, 1990. – 239 с.
11. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : учебник для студентов пед. институтов / А.П. Чабовская. – М. : Просвещение, 1980. – 222 с.
Учебное издание
Гончарова Юлия Адольфовна
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ
«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
Учебно-методическое пособие для вузов
Ю.А. Гончарова