V. Категории семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении, и обстоятельства, обуславливающие нуждаемость в социальном сопровождении семей с детьми
5.1. Семью, нуждающуюся в социальном сопровождении, составляют граждане ‒ члены семьи, нуждающиеся в помощи посредством организации социального сопровождения или нуждающиеся в предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.
5.2. На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, оно может осуществляться в отношении следующих семей с детьми:
замещающей;
воспитывающей детей-инвалидов;
воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет;
многодетной;
малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;
беременной женщины группы риска социально опасного положения, в том числе имеющей намерение отказаться от ребенка;
имеющей детей от 0 до 1 года группы риска социально опасного положения;
находящейся в социально опасном положении;
переселенцев, беженцев;
других категорий семей, признанных нуждающихся в социальном сопровождении.
5.3. Обстоятельствами, обуславливающими нуждаемость в социальном сопровождении семей с детьми, являются:
отсутствие работы у родителей (иных законных представителей);
кризис детско-родительских отношений в семье, в том числе пренебрежение нуждами детей;
наличие признаков насилия, жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;
отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания;
несоблюдение в семье с детьми санитарно-гигиенических условий проживания;
полная или частичная утрата родителями контроля за поведением детей;
неудовлетворенная потребность в оказании специализированной медицинской помощи детям;
неудовлетворенная потребность детей-инвалидов в создании доступной среды проживания, профессиональном обучении;
проблемы в процессе реализации прав и законных интересов ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
конфликт в семье родителей с детьми, угрожающий жизни детей;
совершение детьми общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и административных правонарушений, и (или) антиобщественных действий;
бродяжничество и попрошайничество детей, нахождение детей в другой ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья;
наличие вредных привычек у ребенка;
суицидальное поведение;
школьная дезадаптация, пропуски детьми занятий в школе;
злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками;
употребление родителями наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
вовлечение ребенка (детей) в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий;
угроза отказа от новорожденного ребенка;
отсутствие у семьи определенного места жительства;
педагогическая неграмотность, в том числе вследствие отсутствия личного положительного детского семейного опыта;
пренебрежение нуждами детей;
угроза лишения родителей родительских прав;
угроза возврата ребенка в государственное учреждение;
угроза распада семьи с детьми;
сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей;
среднедушевой доход семьи с детьми ниже полуторной величины прожиточного минимума (бедность).
период адаптации ребенка в замещающей семье (6 месяцев с момента помещения ребенка в семью).
Перечень вышеуказанных обстоятельств может быть дополнен и/или конкретизирован.
VI. Содержание социального сопровождения семьи с детьми
6.1. Содержание социального сопровождения включает в себя содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
6.2. По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.
6.3. Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.
6.3.1. Медицинская помощь:
выявление в семье наличия неблагополучных социальных факторов;
фиксирование в истории развития ребенка сведений о родителях (или иных законных представителях), семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи;
диагностика состояния здоровья членов семьи;
организация лечения членов семьи;
получение медицинских и реабилитационных услуг;
прохождение МСЭ;
обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у узких специалистов;
организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего;
лечение и лекарственное обеспечение членов семьи;
оформление санаторно-курортной карты;
оформление инвалидности по медицинским показаниям;
протезирование, ортезирование;
иное.
6.3.2. Психологическая помощь:
диагностика и коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;
информирование об организациях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);
углубленная психологическая диагностика;
проведение индивидуальной (групповой) терапии;
психологическое консультирование;
работа с социальным окружением семьи;
организация групп поддержки, в том числе для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного;
иное.
6.3.3. Педагогическая помощь:
консультирование родителей с целью повышения родительской компетентности;
мероприятия, направленные на адаптацию детей в детских организациях;
мероприятия, направленные на успешную социализацию несовершеннолетних, имеющих проблемы, трудности в социальной адаптации;
организация внеурочной деятельности (определение детей в группу продленного дня)
коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья посредством посещения коррекционно-развивающих занятий;
обучение детей в дошкольных и школьных образовательных организациях;
организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии;
организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
профессиональное обучение родителей;
проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
организация досуговой деятельности несовершеннолетних (посещение несовершеннолетним библиотеки, различных секций, кружков, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях);
организация семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
профессиональная ориентация несовершеннолетних с целью получения профессионального образования;
организация летнего отдыха детей;
иное.
6.3.4. Юридическая помощь:
оформление или переоформление документов, получение установленных законодательством льгот и выплат;
получение гражданами бесплатной юридической помощи;
консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения, жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;
подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов;
иное.
6.3.5. Социальная помощь:
в получении материальной помощи (в натуральной форме);
в оформлении социальных выплат и льгот;
в ремонте квартиры;
в получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
в оформлении компенсации оплаты за детский сад;
в получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;
в получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;
в трудоустройстве членов семьи;
в предоставление временного жилья нуждающимся;
иное.
6.4. В процессе социального сопровождения могут использоваться следующие формы работы с семьями и детьми:
индивидуальные беседы;
тематические встречи;
клубные сообщества;
группы социально-психологической поддержки;
индивидуальные и групповые тренинги;
занятия в кружках;
индивидуальное и групповое консультирование (юридическое, психологическое, медицинское);
мониторинг развития ребенка в семье;
семейные праздники;
выезды в семью в составе специалистов различных ведомств и учреждений с целью обеспечения доступности услуг специалистов для семей с детьми, проживающих в отдаленных районах области и др.