Изучите методы выявления шигелл

Дизентерия - инфекционное заболевание, характеризующееся интоксикацией организма, поносами с болезненными спазмами промой кишки. Вызывается 4 видами шигелл (Зонне, Флекснера, Бойди, дизентерии).

При заболеваниях, вызванных шигеллами в лабораторию доставляется следующий материал: испражнения.

1. Бактериологическое исследование

Основным методом, подтверждающим диагноз дизентерии является получение чистой культуры шигелл и ее идентификация. Для этого испражнения больного засевают на среду Плоскирева в чашках Петри и помещают их на 18-24 часа в термостат. Процент высеваемости шигелл возрастает при посеве свежевыделенного кала у постели больного до начала лечения больных этиотропными препаратами, а при дизентерии, вызванной антибиотикозависимыми штаммами шигелл, при добавлении в питательную среду 25 мкг/мл левомицетина и стрептомицина.

На вторые сутки исследования выросшие на дифференциально-диагностических средах мелкие бесцветные колонии после предварительной микроскопии в мазке и висячей капле отсевают для накопления культуры и ориентировочного определения ферментативной активности на комбинированную среду.

2. Серологическое исследование

Серологический метод диагностики дизентерии используется для выявления стертых форм болезни и при эпидемиологическом обследовании очага инфекции. При этом надо помнить, что постинфекционные агглютинины сохраняются в крови переболевших в титрах 1:100-1:200 около 6 месяцев. Лучшие результаты дает реакция пассивной гемагглютинации (РПГА) с эритроцитарными диагностикумами Зонне и Флекснера. В сыворотке больных можно выделить также антиген шигелл, используя антительную реакцию непрямой гемагглютинации. Хороший результат получают от применения иммуноферментного анализа (ИФА).

3. Аллергическая проба.

В диагностике дизентерии существенную роль может сыграть внутрикожная аллергическая проба с дизентерином. У 90 % больных она становится положительной на 3-5 сутки заболевания и остается четко выраженной на протяжение 2-х недель.

Специфическая профилактика дизентерии не разработана. Парентеральное введение убитых и химических дизентерийных вакцин иммунитета не создает. В летне-осенний период года детям можно назначать поливалентный дизентерийный фаг, лакто – и колибактерин. Для лечения острой дизентерии применяют антибиотики (левомицетин, тетрациклин, ампицеллин).

ЗАДАНИЕ № 3

Изучите и отметьте в таблице в своих тетрадях, какой конкретно материал исследуют при эшерихиозах и шигеллезе.

Микроскопия готовых микропрепаратов и зарисовка

Заключительный этап:

1. Дезинфекция и уборка рабочего места.

2. Обработка антисептиком и мытье рук.

ЗАДАНИЕ № 4

4.1. Ответьте устно на контрольные вопросы

Контрольные вопросы:

1. Назовите заболевания у человека, вызываемые эшерихиями

2. Назовите материалы, подлежащие бактериологическому исследованию при эшерихиозах

3. Поясните роль кишечной палочки для организма человека

4. Назовите серовары эшерихий, которые являются патогенными для человека

5. Охарактеризуйте бактериологический метод выявления эшерихий

6. Охарактеризуйте серологический метод выявления эшерихий

7. Назовите меры профилактики эшерихиозов

8. Назовите заболевания у человека, вызываемые шигеллами

9. Назовите материалы, подлежащие бактериологическому исследованию при шигеллёзах

10. Назовите виды шигелл

11. Охарактеризуйте бактериологический метод выявления дизентерийной палочки.

12. Охарактеризуйте серологический метод выявления дизентерийной палочки

13. Охарактеризуйте аллергический метод для подтверждения дизентерии

14. Назовите меры профилактики дизентерии

15. Назовите препараты для лечения эшерихиозов и шигеллезов.

16. Поясните биохимическую активность шигелл

ЗАДАНИЕ № 5

Решите ситуационные задачи

ЗАДАЧА № 1

2-х месячному ребенку, находящемуся на смешанном вскармливании выставлен диагноз «колиэнтерит».

Какой патологический материал следует взять?

Какими методами можно исследовать взятый материал?

ЗАДАЧА № 2

Из патологического материала больного человека (испражнения) выделен возбудитель имеющий вид палочки с закругленными концами грам- и неподвижной.

О ком можно думать и что следует дополнительно определить, чтобы окончательно назвать виновника?

ЗАДАЧА № 3

Из смывов рук взятых у работников столовой одной из школ обнаружены грамотрицательные палочки в большом количестве.

Какое исследование предстоит провести, чтобы определить их принадлежность?

Литература

1. Павлович , С.А. Микробиология с микробиологическими методами исследования. – Мн., стр. 261-262,272-274,444-446,487-494

Наши рекомендации