Стадии формирования и развития либидо
ЛИБИДО (лат. libido - влечение, желание, стремление; синоним - половое влечение): стремление к половой близости.
Зрелое половое влечение характеризуется селективностью (избирательностью) в выборе объекта влечения и предпочитаемых форм сексуального поведения. К нарушениям формирования либидо могут приводить как патогенные воздействия на эмбриональной фазе, так и (в значительно большей степени) влияния негативных психологических и микросоциальных факторов на ранних этапах психосексуального развития человека. Итак, будучи тесно связанным с сознанием, либидо претерпевает длительную индивидуальную эволюцию, постепенно усложняясь и приобретая новые качества. В отечественной сексологии выделяют несколько стадий его формирования (Г.С. Васильченко, 1977).
Понятийная стадия целиком связана с формированием у ребенка сознания, лишена чувственной окраски и к сексуальному влечению как таковому отношения не имеет. На этой стадии ребенок осознает, что все окружающие его люди делятся не только на мальчиков и девочек, но и на более емкие категории - мужчин и женщин (мама и папа, бабушки и дедушки, тети и дяди). Усвоив факт раздельнополости, ребенок начинает отождествлять себя с одним из двух полов.
Романтическая стадия у юношей характеризуется фантазиями, в которых они совершаются различные подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девочек отчетливо прослеживается стремление нравиться, обратить на себя внимание, появляются фантазии, основным содержанием которых является бескорыстная забота о ней со стороны прекрасного и храброго «рыцаря».
Попытки разрушить эти иллюзии поучениями со стороны родных или сокращением дистанции со стороны юноши воспринимаются как грязные и оскорбительные. Характерные черты этой стадии - высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма и самоотречения, убежденность в уникальности переживаемого: «никто и никогда не любил так как я».
Значение этой стадии формирования либидо состоит в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. В отличие от стремительного развития полового влечения у юношей черты романтической стадии у девушек могут надолго сохраниться, переплетаясь с эротическими элементами.
Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия, длительное время определяющая женскую сексуальность, у юношей достаточно быстро сменяется потребностью в их завершении сексуальной разрядкой. У девушек постепенно появляется волнующий интерес к эротическим ситуациям и стимулам, фантазии приобретают все более чувственный характер, возникает стремление стать объектом ухаживания и эротических ласк со стороны мужчины. Переживания первой влюбленности наполняют эротическую стадию яркими и незабываемыми чувствами и надеждами, многим из которых так и не суждено сбыться.
Сексуальная стадия протекает на фоне инстинктивного влечения к разрядке сексуального напряжения, т. е. специфических эмоций низшего порядка, которые тесно связаны с деятельностью глубинных структур мозга и половых желез.
Юношеская гиперсексуальность, возникающая в подростковом возрасте, сопровождается рядом специфических феноменов - интенсивным половым влечением со своеобразной эротизацией психики, неослабевающим любопытством к вопросам секса, частыми спонтанными и адекватными эрекциями с выраженным половым возбуждением, ночными поллюциями, регулярной мастурбацией с яркими сексуальными фантазиями, началом половой жизни, которая характеризуется чередованием сексуальных эксцессов и периодов воздержания.
У женщин эта стадия у характеризуется появлением влечения к интимной близости и способности к переживанию оргазма и, нередко, наступает лишь после начала регулярной половой жизни. Бурное пубертатное развитие у женщин может сопровождаться ранним и интенсивным проявлением эротического либидо, но при отсутствии регулярных половых контактов или по крайней мере мастурбации формирование зрелого сексуального влечения обычно запаздывает.
По данным A.M. Свядоща (1988), отсутствие сексуального либидо в течение всей жизни наблюдалось у 22,4 % обследованных им женщин. В большинстве случаев такая задержка связана с подавлением сексуальности в результате дефектов воспитания или некомпетентности полового партнера.
Стадия зрелой сексуальности характеризуется гармоничным соотношением понятийного, возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного элементов со всей системой морально-этических ценностей личности. С достижением зрелости у мужчины формируются механизмы контроля за своим половым поведением, поэтому в противоположность сексуальной стадии, он может успешно подавлять сексуальные тенденции, противоречащие общественным нормам и личностным морально-этическим установкам. Большинству женщин свойственны циклические колебания интенсивности полового влечения, связанные с различными фазами менструального цикла.
(По материалам: Доморацкий В.А. "Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств", - М. 2009)
Тема 8. Детская и младенческая сексуальность. Особенности подростковой сексуальности.
Детская сексуальность
Детство - неизвестная страница в исследованиях пола, поскольку надежные данные относительно полового поведения на протяжении этого периода по объективным причинам отсутствуют. Выводы, базирующиеся на опросах взрослых, недостоверны, так как люди могут плохо помнить свои ощущения в детстве или скрывать какие-то воспоминания из-за желания выглядеть "нормальными". Попытки устного опроса или анкетирования детей для получения информации о половых ощущениях и поведении встречают резкое сопротивление со стороны общественности, усматривающей в таких исследованиях подрыв моральных устоев общества. Вот почему, разбираясь в этой сложной проблеме, приходится преимущественно полагаться на догадки и умозрительные заключения, а также на немногочисленные данные культурологических исследований популяций аборигенов, в которых допускаются сексуальные игры детей.
До появления работ Фрейда считалось, что сексуальность у детей отсутствует, либо, признавая ее существование, исследователи предпочитали умалчивать об этом феномене, расценивая его как греховный и опасный. Эти противоречивые взгляды сохраняются до сих пор, однако по крайней мере некоторые родители рассматривают развивающуюся сексуальность своих детей как нечто само собой разумеющееся и не вызывающее отрицательного отношения.
Имея представление об особенностях полового развития в детском возрасте, родители могут лучше помочь детям в условиях формирующейся сексуальности, обеспечивая спокойную обстановку и не прибегая к угрозам.