Тема 7. Основные теории психосексуального развития.
1.
У всех людей постепенно развиваются индивидуальные способы восприятия и понимания сексуальности, а также личные предпочтения, связанные с сексуальной ориентацией и поведением.
Этот комплексный процесс именуется психосексуальным развитием и протекает при взаимодействии биологических факторов и научения в определенной социальной среде.
Биопсихологическая теория влечений/инстинктов
Первоначальное объяснение психосексуального развития опиралось на представление о врожденном «половом инстинкте». Люди от рождения обладают определенными половыми органами, которые развиваются в первый период жизни и предназначены для размножения. Логично предположить, что природа позаботилась и о том, чтобы обеспечить каждого человека инстинктом для применения этих органов.
Согласно такому подходу, сексуальные «потребности» изначально обязаны своим возникновением половому «влечению». Во время сексуальной активности происходит своевременное удовлетворение полового влечения, оно притупляется, а затем снова обостряется, и все начинается заново. Эта теория имеет много сторонников, поскольку люди интуитивно увязывают ее с тем, что они, по-видимому, чувствуют сами.
Однако многие исследователи пришли к заключению, что понятие биопсихологического полового влечения является упрощенным и неточным. Несмотря на то что генетические и гормональные факторы, безусловно, влияют на сексуальную реакцию, их присутствие не дает ответа на вопрос, почему люди реагируют или не реагируют на конкретные сексуальные стимулы. В последнее время растет уверенность в том, что в формировании сексуального поведения значительную роль играют факторы социальной и культурной среды, включая поощрения и запреты, общественные нормы и общение с половым партнером.
Теория врожденного сексуального влечения чревата предположением о «естественности» и «неестественности» определенного сексуального поведения. Так, учитывая, что гетеросексуальный контакт служит размножению, гетеросексуальная активность может показаться естественной, а другие виды сексуального поведения, например мастурбация или гомосексуальные контакты, — напротив, неестественными. В результате мы не только исследуем, но и оцениваем явления, разделяем их на здоровые и патологические. Кроме того, высказывалось предположение о том, что в процессе развития сексуальные инстинкты ребенка заявляют о себе в соответствии с естественной, врожденной схемой.
Психодинамическая теория
Психодинамическая теория, как следует из ее названия, рассматривает прежде всего динамику психической деятельности.
Углубляя понятие инстинкта, Зигмунд Фрейд выдвинул концепцию либидо, сексуального влечения, понятие бессознательной психики, или бессознательного, которое имеет ключевое значение для развития и поведения человека, несмотря на то что психические процессы такого рода исключены из сознательной сферы.
Согласно психодинамической теории, младенцы от рождения обладают потенциалом сексуальной энергии — либидо. Вначале эта энергия совершенно монолитна и может быть направлена куда угодно. Постепенно либидо локализуется в разнообразных эрогенных зонах тела и в конечном счете —в области половых органов. Фрейд полагал, что не только индивидуальные сексуальные склонности, но и личность в целом формируется в ходе этого процесса, который протекает с различными вариациями. В связи с этим изучение психосексуального развития имеет решающее значение для понимания эмоционального состояния человека.
В рамках психодинамической теории считается, что могут происходить разнообразные искажения а процессе локализации либидо в различных частях тела. С точки зрения этой теории эмоциональные и психические проблемы взрослого человека являются следствием тех или иных осложнений, возникших на одной из стадий психосексуального развития. В случае идеального развития молодой мужчина или молодая женщина обретают способность к близким и полным любви гетеросексуальным отношениям, представляющим собой здоровый способ удовлетворения сексуальных потребностей и соответствующими целям репродукции.