Тема 7. Основные теории психосексуального развития.


1.

У всех людей постепенно развиваются индивидуальные способы восприятия и понимания сексуальности, а также личные предпочтения, связанные с сексуальной ориентацией и поведением.

Этот комплексный процесс именуется психосексуальным развитием и проте­кает при взаимодействии биологических факторов и научения в определенной социальной среде.

Биопсихологическая теория влечений/инстинктов

Первоначальное объяснение психосексуального развития опиралось на пред­ставление о врожденном «половом инстинкте». Люди от рождения обладают опре­деленными половыми органами, которые развиваются в первый период жизни и предназначены для размножения. Логично предположить, что природа позаботи­лась и о том, чтобы обеспечить каждого человека инстинктом для применения этих органов.

Согласно такому подходу, сексуальные «потребности» изначально обязаны своим возникновением половому «влече­нию». Во время сексуальной активности происходит своевременное удовлетворение полового влечения, оно притупляется, а затем снова обостряется, и все начинается заново. Эта теория имеет много сторонников, поскольку люди интуитивно увязывают ее с тем, что они, по-видимому, чувствуют сами.

Однако многие исследователи пришли к заключению, что понятие биопсихологи­ческого полового влечения является упрощенным и неточным. Несмотря на то что генетические и гормональные факторы, безусловно, влияют на сексуальную реак­цию, их присутствие не дает ответа на вопрос, почему люди реагируют или не реагиру­ют на конкретные сексуальные стимулы. В последнее время растет уверенность в том, что в формировании сексуального поведения значительную роль играют факторы со­циальной и культурной среды, включая поощрения и запреты, общественные нормы и общение с половым партнером.

Теория врожденного сексуального влечения чревата предположением о «есте­ственности» и «неестественности» определенного сексуального поведения. Так, учитывая, что гетеросексуальный контакт служит размножению, гетеросексуаль­ная активность может показаться естественной, а другие виды сексуального пове­дения, например мастурбация или гомосексуальные контакты, — напротив, неесте­ственными. В результате мы не только исследуем, но и оцениваем явления, разделяем их на здоровые и патологические. Кроме того, высказывалось предположение о том, что в процессе развития сексуальные инстинкты ребенка заявляют о себе в соответ­ствии с естественной, врожденной схемой.

Психодинамическая теория

Психодинамическая теория, как следует из ее названия, рассматривает прежде всего динамику психической деятельности.

Углубляя понятие инстинкта, Зигмунд Фрейд выдвинул концепцию ли­бидо, сексуального влечения, понятие бессознательной пси­хики, или бессознательного, которое имеет ключевое значение для развития и пове­дения человека, несмотря на то что психические процессы такого рода исключены из сознательной сферы.

Согласно психодинамической теории, младенцы от рождения обладают потенци­алом сексуальной энергии — либидо. Вначале эта энергия совершенно монолитна и может быть направлена куда угодно. Постепенно либидо локализуется в разнооб­разных эрогенных зонах тела и в конечном счете —в области половых органов. Фрейд полагал, что не только индивидуальные сексуаль­ные склонности, но и личность в целом формируется в ходе этого процесса, который протекает с различными вариациями. В связи с этим изучение психосексуального развития имеет решающее значение для понимания эмоционального состояния чело­века.

В рамках психодинамической теории считает­ся, что могут происходить разнообразные иска­жения а процессе локализации либидо в различ­ных частях тела. С точки зрения этой теории эмо­циональные и психические проблемы взрослого человека являются следствием тех или иных осложнений, возникших на одной из стадий пси­хосексуального развития. В случае идеального развития молодой мужчина или молодая женщи­на обретают способность к близким и полным любви гетеросексу­альным отношениям, представляющим собой здоровый способ удовлетворения сексуальных потребностей и соответствующими целям репро­дукции.

Наши рекомендации