Половой диморфизм, Половая дифференциация.
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами долгое время была окружена разного рода мифами. Первых исследователей этой проблемы, ставивших перед собой задачу определить, какой из полов обладает "высшими" способностями, теперь обвиняют в использовании недобросовестных методических подходов и в предвзятой интерпретации полученных результатов с целью показать превосходство мужчин. В 1974 г. Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий.
Исследовательницы затратили три года на подбор и просмотр более 2000 книг и статей, касающихся половой дифференцировки в детском возрасте, чтобы показать, какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы.
Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.
1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.
2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.
3. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще представляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.
Некоторые специалисты высказывают мнение по поводу того, что математические способности мальчиков реально выше, чем у девочек (Kolata, 1980). Например, исследователи Чикагского университета не выявили половых различий в умении решать геометрические задачи, которые они предлагали 1366 учащимся десятых классов обоего пола.
Однако согласно данным других авторов, биологические факторы все же имеют важное значение. Было обнаружено, что мужчины, на протяжении всей жизни испытывавшие тяжелую андрогенную недостаточность, характеризуются пониженной способностью к пространственному мышлению по сравнению с мужчинами нормального гормонального статуса или мужчинами, у которых андрогенная недостаточность развилась после пубертатного периода (Hier, Crowley, 1982).
В другом исследовании были получены дополнительные данные, свидетельствующие о связи между выраженными математическими способностями и гормональным статусом.
Тем самым было доказано, что программирование функции мозга андрогенами в пренатальном возрасте может служить предрасполагающим фактором формирования половых различий в пубертатном периоде благодаря повышенной секреции мужских половых гормонов (Kolata, 1983).
4. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.
5. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.
6. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.
7. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.
8. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.
Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях.
Наиболее важным итогом изучения мозга (результаты были опубликованы после исследований Маккоби и Джэклин) стало открытие физиологической основы ряда половых различий. Диана МакГиннесс и Карл Прибрэм (1978), используя тот же подход, что и выше названные авторы, обобщили данные большинства нейрологических исследований.
Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибел кажется им в два раза громче.
Мак Гиннесс и Прибрэм пришли к выводу, что у женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга (Lacoste-Utamsing, Holloway, 1982) возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность.