Половой диморфизм и половозрастные изменения

Диморфизмом называется фундаментальное разделение орга­нических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое раз­личие между полами, обусловленное биологически. Между тем именно в биологии термин “пол” имеет наибольшее число зна­чений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов, половой дифференциации. Вкратце охаракте­ризуем этапы половой дифференциации.

Сочетанием хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяетсягенетический (хромосомный) пол будущего ребенка. На этом основании примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются половые железы, т.е. егосекреционный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, порож­дающие половую дифференциацию и составляющиегормональ­ный пол. Под их влиянием, во-первых, формируется внутренний и внешнийморфологический пол, во-вторых, происходит разделе­ние соответствующих мозговых центров, задающие основу буду­щего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни. Дальнейшие качественные изменения в половом созревании являются уже постнатальными.

При рождении ребенка на основании генитапьных призна­ков определяют егогражданский (паспортный) пол.В соответст­вии с этим в дальнейшем строится воспитание ребенка, осозна­ние им схемы собственного тела и т.д. Однако половое воспита­ние не становится доминирующим с этого момента. Есть еще один этап дифференциации полов, где доминирует биологиче­ский процесс — период полового созревания или пубертатный период. В течение этого периода формируетсяпубертатный гор­мональный пол, включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологиче­ские (обнаружение половой потенции) и психологические (со­провождаемые эротическими переживаниями). Адекватное про­хождение этого периода завершается осознанием половой иден­тичности.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроизведени­ем человека как вида. Теория полового диморфизма была сформулирована в 60-х гг. В.А.Геодаклном. Согласно этой теории, женское начало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, сохранение того, что нако­плено в ходе предшествующей эволюции. Мужской пол — это передовой отряд популяции, берущий на себя функции столкновения с новыми условиями суще­ствования. В этих столкновениях, если внешние условия обладают достаточной силой, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть пере­даны потомству.

По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носите­лях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий соз­дания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что женщины об­ладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влияниям среды. Мужской пол более уязвим, чем женский. Хорошо известно и преоблада­ние мужчин среди лиц с инфарктом миокарда.

Концепция В.А.Геодакяна описывает дихотомию мужского и женского, опирающуюся на “интересы” популяции, вида. Согласно ей женскому полу при­сущи филогенетическая ригидность и онтогенетическая пластичность, а мужско­му — филогенетическая пластичность и онтогенетическая ригидность. Но прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение неправомерно. Суть теории В.А.Гео­дакяна заключается не в противопоставлении мужского и женского начал как “лучшего” и “худшего”, а в их отношениях и взаимодополняемости, позволяю­щих приблизиться к пониманию половых различий.

При этом принципы полового диморфизма не абсолютны и далеко не все в человеке может быть описано альтернативой “мужское или женское”, “или-или”. Установлено, что и мужской и женский организм продуцирует как муж­ские, так и женские половые гормоны, а гормональная маскулинность или фемининность определяются преобладанием тех или других.

Изучение полового диморфизма и его проявления в различ­ных сферах поведения личности представляют основной интерес для психологии половых различий. Пол индивида — предпосыл­ка становленияпсихологического пола человека. Ни генетиче­ский, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологи­ческий пол не предопределяют однозначно психологический пол человека.

Становление половой идентичности человека — одно из на­правлений его социализации. Развитие психических качеств, спосо­бов поведения не имеет жестких биологических предписаний.

Это в полной мере относится и к половой дифференциации. Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью иных — социальных и культурных — средств. Для это­го в каждом обществе существуют определенныеполовые роли.

Понятие роли, как уже указывалось, обозначает способ по­ведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции в обществе и отвечающий принятым в данном об­ществе набору норм, предписаний и ожиданий. Подполовой ро­лью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Самая простая модель половых ролей, как и различий, по­строена по альтернативному принципу “или-или”. В ней муж­ская роль ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, аг­рессивностью, рассудочностью и т.п.

Социальный прогресс с его демократизацией отношений по­лов, стиранием границ между “мужскими” и “женскими” про­фессиями, совместные обучение и работа изменяют и норматив­ные представления о мужских и женских половых ролях, ниве­лируют многие казавшиеся раньше “естественными” различия. Происходит ломка традиционной системы половых ролей и со­ответствующих ей культурных стереотипов.

Становление половой идентичности индивида не обусловле­но прямо и непосредственно наличием социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствамиосозна­ния собственной половой принадлежности. Данное направление процесса социализации и его результат —половая идентич­ность — требуют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

Выделяется несколько этапов формирования у ребенка по­ловой идентичности.

Первый этап — знание “первичной половой идентичности” формируется у ребенка к1,5 годам в ходе общения со взрослыми. Уже к 1,5 годам дети могут знать о своей половой принадлежности.

Второй этап — 3-4 года. К этому периоду формируется спо­собность различать людей по полу, складывается четкое осозна­ние своей половой принадлежности. Хотя субъективными крите­риями этого различия могут выступать любые поверхностные и случайные свойства (например, одежда). При этом ребенок до­пускает возможность их изменения у другого, но только не у се­бя. Любое изменение внешнего облика воспринимается как сме­на “образа себя”, в том числе своего пола.

Третий этап —6-7 лет. На этом этапе происходит практи­чески полная дифференциация половых ролей, выбираются оп­ределенные формы игр и компаний. У детей формируются пред­ставления о том, насколько его индивидуальные качества и со­циальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям оп­ределенной половой роли.

Четвертый — решающий этап формирования половой иден­тичности —период полового созревания, или пубертатный. Ста­новление не только половой идентичности, но и сексуальной ро­ли — проблема, которая возникает перед человеком и разрешает­ся им в течение пубертатного периода. Половое созревание, по замечанию И.С.Кона, — это стержень, вокруг которого структу­рируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития обретает силу доминирующей идеи. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности. От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего “физического Я” вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола и шире — к чувству любви.

Наши рекомендации