Взаимодействие биологических и социальных факторов.
Многие исследователи полагают, что половая самоидентификация у ребенка представляет собой результат взаимодействия биологических и психосоциальных факторов. Иными словами, на развитие сексуальности в детском и подростковом возрасте влияют и программирование в пренатальном периоде, и психические особенности, и принятые нормы поведения.
Мнения ученых относительно важности пренатального программирования для формирования половой самоидентификации расходятся. Милтон Даймонд считает, что в пренатальном периоде гормоны обусловливают половые различия в мозге, которые являются важными детерминантами будущего поведения (Diamond, 1977).
Джон Мани и его сотрудники, не отрицая пренатального программирования половых различий, настаивают на том, что у большинства людей половая самоидентификация формируется главным образом в процессе воспитания (Money, Ehrhadt, 1972; Money, 1980; Money, Wiedeking, 1980). Основные факторы, влияющие, по мнению этих авторов, в разные периоды развития на осознание себя существом того или иного пола, представлены в обобщенном виде на рис. 3
РИС. 3. Формирование половой самоидентификации и половой роли
Диаграмма показывает последовательность и кумулятивное взаимодействие основных факторов становления половой самоидентификации и половой роли
Мани постулирует критический период для формирования половой принадлежности. Вместе со своими сотрудниками он установил, что в большинстве случаев наиболее существенный компонент половой самоидентификации - стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой - формируется к третьему году жизни. После этого все пути назад отрезаны, и любые попытки изменить половую ориентацию ребенка чреваты серьезными психологическими осложнениями.
Мани с соавторами полагают, что наиболее существенные аспекты половой принадлежности формируются скорее в процессе воспитания, нежели под действием регуляторных биологических механизмов (Money, Ehrhardt, 1972; Money, Oguaro, 1974; Money, 1980). Они пришли к такому заключению на основании результатов своих наблюдений за специально подобранными парами людей с неясным строением наружных гениталий (псевдогермафродитов). Эти результаты можно кратко обобщить следующим образом.
Если двух младенцев, принадлежащих по данным хромосомного анализа и строению внутренних половых органов к одному и тому же биологическому полу, сразу же после рождения начать воспитывать по-разному (одного как мальчика, а другого как девочку), почти во всех случаях характер воспитания будет превалировать над биологическим полом при формировании половой самоидентификации и половой роли.
Иными словами, ребенок женского биологического пола, воспитанный как мальчик, будет ощущать себя мальчиком, играть соответствующими игрушками, предпочитать мальчишеские забавы и одежду. Точно так же ребенок, имеющий биологический мужской пол, но воспитывавшийся как девочка, будет ощущать себя девочкой и играть соответствующую половую роль. Обширные материалы, собранные Мани и его коллегами, свидетельствуют о том, что биологическое программирование пренатального развития и действие генетических сил обычно недостаточны, чтобы преодолеть влияние воспитания и навыков, приобретенных в период постнатальной жизни.
Интересная серия исследований, проведенных Мани, не проясняет, однако, вопроса о том, каким образом контролируется развитие сознания половой принадлежности у нормальных, здоровых людей.
Если все параметры биологического пола имеют единую направленность, возможно, что приобретаемых знаний недостаточно для успешной переделки программы половой принадлежности, заложенной в период пренатального развития, на противоположную. Это предположение подтверждается описанным нами выше случаем: один из однояйцовых близнецов-мальчиков, которого пытались воспитывать как девочку, так и не смог успешно приспособиться к изменению половой принадлежности ни в личностном, ни в социальном плане.
Из книги Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии (в сокращении)
http://www.mariamm.ru/doc_504.htm#1.6