Действие лекарственных веществ на развивающийся плод

Гормоны, назначаемые беременным женщинам по медицинским показаниям, проникают через плаценту в кровяное русло развивающегося плода. Степень влияния гормональных препаратов на анатомические параметры половых органов зависит от того, в какой период внутриутробного развития плода и в какой дозировке их применяли.

Андрогены могут увеличивать клитор до размеров, которые отмечаются при АГС, а синтетические женские половые гормоны способны вызывать нарушения развития полового члена (Aarskog, 1979). В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на поведении детей, которые подвергались воздействию гормонов в пренатальный период.

В одном из сообщений отмечается слабая выраженность мужского полового поведения, отсутствие настойчивости и плохие физические данные у мальчиков-подростков, которые родились от больных диабетом женщин, принимавших во время беременности эстрогены и прогестерон (Yalom, Green, Fisk, 1973).

В другом исследовании юноши в возрасте 16-19 лет, матери которых во время беременности получали высокие дозы прогестерона, характеризовались пониженной физической и сексуальной активностью по сравнению с другими юношами сопоставимого возраста (Zussman, Zussman, Dalton, 1975, 1977).

Подростки, принимавшие гормональные препараты в низких дозах, таких отклонений не имели (Meyer-Bahlburg, 1978). У девочек, которые в пренатальном периоде испытали воздействие эстрогенов и прогестерона, отмечали некоторое усиление признаков феминизации (Ehrhardt, Gusanti, Meyer-Bahlburg, 1977).

Результаты этих исследований нельзя считать окончательными. Тем не менее, они свидетельствуют о возможности отсроченного эффекта гормонов, применяемых в период внутриутробного развития на поведение в более позднем возрасте. Значимость таких пренатальных воздействий остается предметом дискуссий (Ehrhardt, Meyer-Bahlburg, 1981; Rubin, Reinisch, Haskett, 1981).

Из книги Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии (в сокращении)

http://www.mariamm.ru/doc_504.htm#1.6

3.

Долгое время половая принадлежность индивида казалась монолитной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).

Согласно схеме американского сексолога Джона Мани, первичное звено этого длинного процесса – хромосомный (генетический) пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма, в частности, дифференцировку его половых желез (гонад) – гонадный пол.

… Наличие яичек или яичников называется гаметным полом (от греческого gametes – cупруг). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены). Под влиянием этих зародышевых андрогенов (гормональный пол зародыша) начинается формирование соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность).

Кроме того, от них зависит дифференцировка нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении.

После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными.

На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, т.е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания).

Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей играет общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу.

В период полового созревания, по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие, мужские или женские, половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм).

Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

Таким образом, первоначально бипотенциальный зародыш становится самцом или самкой не автоматически, а в результате последовательного ряда дифференцировок, каждая из которых основывается на предыдущей, но приносит нечто новое. Каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный критический период, когда организм наиболее чувствителен к данным воздействиям. Если критический период почему-либо «пропущен», то последствия этого большей частью необратимы.

При этом действует так называемый принцип Адама (дополнительности маскулинной дифференцировки):

на всех критических стадиях развития, если организм не получает каких-то дополнительных сигналов или команд, половая дифференцировка автоматически идет по женскому типу, для создания самца на каждой стадии развития необходимо «добавить» нечто, подавляющее женское начало.

Человек не рождается мужчиной или женщиной, а становится ими, причем в этом процессе важную роль играют социальные и культурные факторы. Тем более не сводятся к биологии различия в социальном поведении мужчин и женщин.

И.С.Кон. СЕКСОЛОГИЯ. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Издательский центр "Академия", 2004, 384 с. (стр. 48-53).

Наши рекомендации