Объекты тыла и инфраструктуры
Пункты складирования спецбоеприпасов
Снабжение Объединенных вооруженных сил НАТО американскими ядерными боеприпасами осуществляется централизованно силами и средствами специальных частей и подразделений, занимающихся хранением, учетом, обслуживанием и доставкой ядерных боеприпасов.
Ядерные боеприпасы на Европейском ТВД хранятся на пунктах складирования, которые делятся на 3 эшелона: пункты хранения типа «A», «F», «С», «В»; пункты снабжения типа «S»; склады типа «Z».
Пункты хранения, снабжения, склады предназначенные для хранения ядерных боеприпасов в мирное время представляют собой стационарные комплексы специальных хранилищ подземного и полуподземного типа, технических строений, мастерских, лабораторий, административных зданий и других сооружений.
Площадь склада ядерных боеприпасов может доходить до 12 км2. Хранилища заглублены в грунт до 5 м, их длина — 25-40 м, ширина — 15-20 м, высота у входа — 3-4 м. На территории склада хранилища располагаются на удалении 30-60 м друг от друга. Перед каждым хранилищем на небольшом удалении насыпан земляной защитный вал высотой до 15 м. Для защиты от ударов молний на хранилищах устанавливаются громоотводы. Стены хранилищ железобетонные, толщиной до 1 м. Два их входа закрываются железными воротами с электрозапорами.
Склад ядерных боеприпасов имеет сложную и тщательно организованную систему охраны и обороны.
Рис. 12.7 Вариант расположения склада ядерных боеприпасов типа «Z»
В 900-1500 м от ограды склада находятся подразделения внешней охраны, расположенные на подготовленных позициях. Место хранения ядерных боеприпасов имеет несколько запретных зон (зона ограниченного допуска, зона ограниченного перемещения и запретная зона), доступ в которые строго ограничен. Патрули и стационарные посты, выставляемые вблизи объектов и на караульных вышках, оснащены радиостанциями, позволяющими поддерживать связь с главным КПП. К техническим средствам охраны относятся РЛС обнаружения наземных целей, всевозможные сигнальные датчики, средства связи и оповещения.
К разведывательным признакам склада ядерных боеприпасов можно отнести:
— тупиковые железнодорожные и шоссейные дороги, заканчивающиеся в лесной и горно-лесистой местности, в стороне от населённых пунктов;
— наличие большого количества замаскированных подземных сооружений и хороших дорог, идущих от складов к рядом расположенным аэродромам, местам дислокации частей ядерного нападения;
— значительное количество средств ПВО в районе объекта;
— наличие запретных зон, чётко обозначенных проволочными заграждениями и караульными вышками. Склады обеспечиваются надёжной радио-, радиорелейной, кабельной икосмическойсвязью.
В угрожаемый период ядерные боеприпасы силами артиллерийских подразделений снабжения вывозятся и рассредоточиваются-на полевых подвижных пунктах снабжения (ПППС) и хранения (ПППХ), где боеприпасы содержатся на грунте, в лёгких полевых укрытиях и на подвижных транспортных средствах. На группу армий в зоне коммуникаций создаётся 2-3 склада спецоружия. В тыловом районе группы армий на каждый армейский корпус первого эшелона развёртывается 2-3 ПППС на удалении 130-150 км от линии соприкосновения войск (на каждую дивизию один ПППС) и один — для хранения резерва боеприпасов командующего группой армий. ПППС и ПППХ, как правило, располагаются на местности, обеспечивающей хорошую маскировку от наземного и воздушного наблюдения. Такими районами могут быть леса, рощи, лощины, овраги, расположенные чаще всего рядом с дорогами. ПППС занимает площадь 1 х 1,5 км или 1,5 х 2 км. На нём, как правило, находится 40-80 ядерных боеприпасов и 100-150 человек обслуживающего персонала. При расположении на местности автомобили ПППС (ПППХ) располагаются группами по 3—4 на расстоянии 100-150 метров друг от друга.
Не реже одного раза в сутки осуществляется смена места расположения ПППС (ПППХ). Общее время развертывания полевого пункта и подготовка к выдаче боеприпасов составляет от 5-9 часов до 1-2 суток.
Рис. 12.8 Вариант размещения на местности элементов полевого подвижного пункта хранения ядерных боеприпасов
Требования к охране, инженерному оборудованию и ограждениям на ПППС (ПППХ) в основном те же, что и на стационарных складах я сводятся к следующему:
— ограждения строятся из двух заборов на расстоянии 7 метров друг от друга и состоящих каждое из 3-х сложенных пирамидой и надежно скрепленных проволочных заграждений из спиралей «БРУНО»;
— устанавливается система освещения с аварийным источником питания;
— хранилища могут быть выполнены из сборных элементов;
— спецбоеприпасы и их компоненты могут также временно храниться под навесами или в контейнерах под открытым небом;
— недостаточность ограждения и инженерного оборудования компенсируются увеличением числа охраны, использованием подвижных дежурных групп, вспомогательных дежурных подразделений, частей и гарнизонов.
На дальних подступах к ПППС (ПППХ) 3-5 км выставляются КИП от подразделений военной полиции, которые перекрывают дороги. На расстоянии 400-500 м от границы расположения оборудуются окопы на отделение. По внешнему периметру пункта складирования организуется патрулирование. Места расположения загруженного транспорта и ядерных боеприпасов, выложенных на грунт, охраняются часовыми. Для прикрытия с воздуха на удалении 10-20 км от пункта складирования развёртываются огневые позиции батарей ЗУР «Усовершенствованный Хок» или «Патриот», а в 2-3 км «Авенджер» или ЗСУ. «Вулкан».
К разведывательным признакам ПППС и ПППХ относятся :
— наличие ядерных боеприпасов в контейнерах на машинах большой грузоподъемности, иногда в простейших, земляного типа, укрытиях и на грунте на открытых площадках;
— ограждение пункта складирования двумя проволочными заборами в 7 м один от другого;
— наличие двух зон охраны пунктов складирования — внутренней — подразделениями артиллерийско-технических частей снабжения ВС США и внешней — подразделениями полевых войск;
— применение военнослужащими при работе специальной защитной одежды и дозиметрических приборов;
— оборудование подъездных путей к району расположения ПППС и ПППХ — проведение инженерных работ по укреплению мостов, выравниванию дорог и др.;
— наличие и работа радиостанций KB и УКВ диапазонов. Ядерные боеприпасы перевозятся в трёх упаковках: контейнер с ядерным зарядом, контейнер с системой воспламенения, упаковка с контрольным и установочным инструментом. Распаковка и проверка производится непосредственно на огневой позиции перед выстрелом.
Одновременно hi огневой позиции может готовиться не более двух снарядов. Перед выстрелом производится выключение блокировочных устройств.
Ядерные боеприпасы получает и сопровождает специально выделенный офицер, яваляющийся уполномоченным части-получателя. Он наделяется всеми необходимыми документами и полномочиями и назначается старшим колонны транспортировки ядерных боеприпасов. Транспортировка ядерных боеприпасов с одного пункта на другой или непосредственно в части может осуществляться на машинах или по воздуху. Лучшим способом считается второй. При перевозке на автомобилях предусматривается все надписи и знаки на них убирать или закрашивать. В ходе движения для безопасности признается целесообразным избегать густонаселенные районы, особенно те, где существует возможность нападения на автоколонну. Охрану в ходе выдвижения осуществляет подразделения военной полиции и сопровождающий личный состав. Перевозка ядерных боеприпасов производится отдельно от других грузов, причем ядерные боеприпасы и их компоненты перевозятся и хранятся в специальных контейнерах. Контейнеры для перевозка боеприпасов имеют обычно форму параллепипеда или цилиндра. На корпусе герметичных контейнеров имеются штуцер и перепускной клапан, благодаря которым в контейнере поддерживается заданное избыточное давление. Могут для хранения и перевозки ядерных боеприпасов использоваться и негерметичные контейнеры.
Состав транспортной колонны и численность охраны зависит от количества транспорта с ядерными боеприпасами и местных условий.
Для охраны колонны обычно привлекается взвод охраны (30 чел.).
Рис. 12.9 Вариант построения колонны при перевозке ядерных боеприпасов
Как правило, колонна машин с ядерными боеприпасами включает:
- головной и замыкающий (бронированный или грузовой) автомобили, на которых размещается охрана с радиостанциями;
- один или несколько специальных крытых автомобилей с ядерными боеприпасами (в одном автомобиле не более двух боеприпасов);
- один-два резервных автомобиля;
- автомобиль с охраной в середине колонны.
В каждой транспортной машине находится водитель и один-два охранника. Транспортную колонну возглавляет офицер, уполномоченный части — получателя. Весь технический и обслуживающий персонал вооружен автоматическими винтовками или карабинами. На вооружении могут также находиться зенитные пулеметы, РПГ. Начальник колонны поддерживает связь с начальником конвоя (охраны). Начальник конвоя (охраны) обязан поддерживать связь с командиром дежурного подразделения гарнизона и командиром американского опекающего подразделения. Дежурные подразделения гарнизонов находятся в готовности к выезду по требованию начальника колонны, для усиления охраны.
На марше все машины, за исключением машин с ядерными боеприпасами, едут не зачехленными. Для обеспечения связи в колонне каждый автомобиль имеет радиостанцию. Скорость движения автомашин составляет в светлое время суток — 40 км/час, ночью — 30 км/час. Дистанция между автомашинами 30-40 м. От национальных ВВС, для которых перевозят ядерные боеприпасы, выделяется прикрытие колонны с воздуха (как правило, два вертолета огневой поддержки).
Устав СВ США требует, чтобы ни при каких обстоятельствах противник не смог захватить ядерные боеприпасы. Поэтому, если охрана не в состоянии предотвратить их захват, американский офицер сопровождения отдает приказ на вынужденный подрыв ядерных боеприпасов. Для этой цели в колонне имеется одна 1,5 т машина с зарядами ВВ. На период движения колонны на наиболее опасных участках маршрута выставляется дополнительная охрана, в узких местах и на поворотах выставляются патрули и регулировщики. В голове колонны, перевозящей ядерные боеприпас»!, могут следовать мотоциклисты. В мирное время, как правило, на машинах в колонне, перевозящей опасные грузы крепятся флажки размером 30 х 45 см:
- черно-белый ( граница цветов по диагонали) — командир конвоя;
- голубой — головная машина;
- желтый — замыкающая машина;
— красный — машина с опасным грузом.
Наиболее уязвимыми пункты складирования бывают в период перемещения с одного места на другое, а также с началом прибытия и развёртывания в новом районе.
При перевозке спецбоеприпасов уязвимыми элементами в колонне будут являться крытые машины с ядерными боеприпасами, машина с начальником колонны, машины с радиостанциями и охраной.
При расположении на месте пункты складирования будут иметь следующие уязвимые элементы (места):
— полуподземные (наземные, открытые) хранилища ядерных боеприпасов;
— технические здания (помещения);
— мастерские по осмотру, ремонту и сборке боеприпасов ;
— хранилища запчастей;
— центральный пост сигнализации.