Взрыватели иностранных армий
Марка взрывателя, рисунок | Общий вес,г | Размеры, см | Усилие срабатывания, кг | Вес груза, удерж. взрыватель от срабатывания, кг | Принцип действия | |||||
США | ||||||||||
М1А1 | длина 11 диаметр 1,3 | нажимное | — | механический нажимной | ||||||
Ml | длина 12 диаметр 1,6 | натяжное 1,3-2,3 | механический натяжной | |||||||
М2 | длина 4 диаметр 1,6 | натяжной 1,3 | — | тёрочный натяжной | ||||||
М3 | длина 11,5 диаметр 1,3 | натяжной 3,0 | — | комбинированный, механический, натяжной, (разгруз.) | ||||||
М5 | длина 4.5 ширина 2,5 высота 1,7 | 2.5 | механический, разгрузочный | |||||||
Великобритания | ||||||||||
№4Мк1 | длина 9,5 диаметр 1,1 | натяжное 2,7-3,6 | — | механический натяжной | ||||||
№ 5 Мк1 | длина 9,6 ширина 3,2 высота 2,0 | нажимное 1,3-2,3 | механический нажимной | |||||||
№6Мк1 | длина 11,5 ширина 1,6 высота 1,5 | — | механический, разгрузочный | |||||||
№ 12 Мк1 | длина 14,5 диаметр 7,5 | 1,1 | механический, разгрузочный | |||||||
№ 9 LMk1 | длина 10 диаметр 1 | — | — | механический, замедленного действия | ||||||
ФРГ | ||||||||||
DM 26 | длина 7 диаметр 3,2 | нажимное 55 | — | механический нажимной | ||||||
DM 57 | диаметр 1,3 | натяжное 4-6 | — | механический натяжной | ||||||
DM 27 | длина 3,5 диаметр 1,3 | натяжное 2,7-5 | механический натяжной | |||||||
Франция | ||||||||||
обп. 1955 г. | длина 4,5 диаметр 1,4 | натяжное 1,0-1,5 | — | механический натяжной | ||||||
Противопехотные мины иностранных армий
Фугасные нажимного действия.
Рисунок, наименование | Материал корпуса | Масса мин/ масса ВВ, кг | ТипВВ | Размеры, см | Усилие срабат., кг | Взрыватель |
М 14 (1952) (США) | пластмасса | 0,13/0,03 | тетрил | диаметр 5,6 высота 4 | 9-16 | механический |
ДМ 11 (1958) (ФРГ) | пластмасса | 0.2/0,11 | тротил | диаметр 8 высота 3,5 | механический | |
№ 6 Мк 1(1952) (Великобритания) | пластмасса | 0,23 / 0,14 | тротил | диаметр 4,4 высота 20,3 | механический | |
Разбрасываемая (1977) (Великобритания) | пластмасса | 0.23 / 0,01 | гексоген | диаметр 6,2 высота 3,4 | 5-10 | механический |
обр.1959 г. (Франция) | пластмасса | 0,135/0,06 | тротил и тетрил | диаметр 6 высота 5,2 | терочный обр.1959 г. | |
обр.1951 г. (Франция) | пластмасса | 0,09 / 0,06 | тротил и тетрил | диаметр 7 высота 5 | механический | |
TS-50 (Италия) | пластмасса | 0,2/0,05 | диаметр 9 высота 4,5 | пневмомеха-нический |
Осколочные мины кругового поражения, выпрыгивающие
Рисунок, наименование | Материал корпуса | Масса мин/ масса ВВ, кг | Тип ВВ | Размеры, см | Радиус дальности поражения, м | Взрыватель |
М 16А1 (1964) (США) | сталь | 3/0,45 | тротил | диаметр 10,3 высота 12 | механический №605 | |
ДМ 31 (1959) (ФРГ) | сталь | 4/0,55 | тротил | диаметр 10,2 высота 12,6 | механический ДМ-56 |
Осколочные направленного поражения
Рисунок, наименование | Материал корпуса | Масса мин/ масса ВВ, кг | ТипВВ | Размеры, см | Радиус дальности поражения, м | Взрыватель |
М18А1 (1963) (США) | пластмасса | 1,6/0,68 | С-4 | длина 21,6 ширина 3,5 высота 8,3 | 50 в секторе 60° | механический М3 |
Мод. F1 (1969) (Франция) | пластмасса | 1,5/0.4 | пластичное | длина 16 ширина 3,5 высота 11 | 40 в секторе 60° | электромеханический мод. F1 |
Самодельные взрыватели и замыкатели
Самодельные взрыватели и замыкатели различаются:
По конструкции:
Нажимные
Рис. 7.25 Электрический замыкатель нажимной конструкции. 1 - куски резины; 2 - металлические контакты; 3 - электродетонатор; 4 - источник тока.
Разгрузочные
Рис. 7.26 Электрический замыкатель разгрузочной конструкции 1 — бельевая прищепка; 2 - противотанковая мина; 3 — металлические контакты; 4 - провода; 5 - электродетонатор; 6 - источник тока.
Натяжные
Рис. 7.27 Электрический замыкатель натяжной конструкции. 1 -бельевая прищепка; 2 - предохранительная чека; 3 - металлические контакты; 4 - диэлектрическая прокладка; 6 - источник тока; 7 - электродетонатор.
Обрывные
Рис. 7.28 Электрический замыкатель обрывной конструкции. 1 -бельевая прищепка; 2 - металлические контакты; 3 - обрывной датчик цели; 4 - провода; 5 - источник тока; 6 - электродетонатор.
Гравитационные
Рис. 7.29 Электрический замыкатель гравитационной конструкции. 1 - диэлектрический корпус; 2 - металлические контакты; 3 - металлический шарик.
Вибрационные
Рис. 7.30 Электрический замыкатель вибрационной конструкции. 1,2 — металлические контакты; 3 - основание; 4 - провода; 5 - электродетонатор; 6 - заряд ВВ; 7 - источник тока.
По степени замедления:
Мгновенного действия
Рис. 7.31 Электрический замыкатель по степени замедления мгновенный. 1 -металлические контакты; 2 - диэлектрическая прокладка; 3 - провода; 4 - источник тока; 5 - электродетонатор; 6 - металлический щуп.
Замедленного действия
Рис. 7.32 Электрический замыкатель замедленного действия часовой. 1 - основание; 2 - будильник; 3 - привод заводного механизма; 4 - нить; 5- металлические контакты; 6 - провода; 7 - груз.
Рис. 7.33 Пиротехнический замедлитель. 1 - сигарета; 2 - спичка; 3 - огнепроводный шнур; 4 - изолента.
Рис. 7.34 Взрыватель замедленного действия динамометрический. 1 - ударник; 2 - металлоэлемент; 3 - гвозди; 4 - пробка; 5 - пружина; 6 - трубка; 7 - гайка; 8 - запал; 9 - предохранительная чека.
Рис. 7.35 Электрический замыкатель замедленного действия гидромеханический. 1 - ведро; 2 — отверстие; 3 - поплавок; 4 - металлический контакт; 5 - стержень; 6 - второй металлический контакт; 7 - провода; 8 - электодетонатор.
По принципу действия
Химические
Рис. 7.36 Химический взрыватель. - презерватив; 2 - порох; 3 - ампула с серной кислотой; 4 - капсюль-детонатор; 5 - нитки; 6 - дощечки.
Механические
Рис. 7.37 Механический взрыватель. 1 - трубка; 2 - ударник; 3 - чека; 4 - запал; 5 - основание.
Электрические
Рис. 7.38 Электрический замыкатель. 1 - банка; 2 - изолснта; 3 - крышка с отверстием; 4 - металлический контакт; 5 - провода; 6 - заряд ВВ; 7 - электродетонатор.
Электронные
Рис. 7.39 Электронный взрыватель. 1,2— электронная схема; 3,4- металлические контакты; 5 - электродетонатор; 6 - замедлитель; 7 - источник тока; 8 - шариковый замыкатель.
Методика проведения занятий по инженерной подготовке
Подготовка занятий по инженерной подготовке включает подготовку руководителя, обучаемых и учебно-материальной базы. При подготовке к занятию командир взвода (группы) в первую очередь уясняет тему занятия, какие вопросы и в какой последовательности отрабатываются, затем подбирает и тщательно изучает необходимую литературу и составляет план-конспект.
Уяснив тему занятия и определив с помощью Программы боевой подготовки подразделений специального назначения учебные цели занятия, необходимую учебно-материальную базу, метод проведения занятия и приступает к составлению плана-конспекта.
В плане-конспекте указываются тема и цели занятия, время, место и метод его проведения, отрабатываемые учебные вопросы, необходимое материальное обеспечение и рекомендуемая литература, определяется ход занятия и излагается краткое содержание учебного материала.
Разработанный командиром взвода (группы) план-конспект должен быть не менее чем за сутки до проведения занятия утвержден командиром роты.
Большое значение для повышения эффективности классных занятий имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении инженерных боеприпасов и других средств необходимо иметь учебные образцы мин, взрывателей, миноискателей и их разрезы, а также действующие макеты этих средств и технические средства обучения.
Классное занятие руководитель начинает с проверки наличия личного состава и его готовности к занятию. Затем он объявляет тему и цели занятия. В порядке контроля степени усвоения материала предыдущего занятия целесообразно провести контрольный опрос двух-трех обучаемых. Объявив первый учебный вопрос, руководитель занятия приступает к изложению учебного материала.
В целях лучшего усвоения учебного материала целесообразно изучение инженерных боеприпасов и других средств проводить в такой последовательности: назначение изучаемого средства, его тактико-технические характеристики (ТТХ), устройство, порядок подготовки, установки и обезвреживания (порядок работы с ним).
Учебный материал следует излагать методом рассказа с обязательным показом на материальной части изучаемых средств. С этой целью у руководителя и на каждом столе у обучаемых должны быть учебные образцы изучаемых средств и их разрезы.
При изучении устройства и принципа действия мин, взрывателей и других приборов руководитель должен умело применять плакаты, схемы, технические средства обучения (ТСО), а также пояснять свой рассказ рисунками и схемами, вычерчиваемыми на классной доске. Объясняя порядок установки и обезвреживания мин или порядок сборки настройки миноискателя, руководитель должен не только рассказать, но и показать личному составу выполнение того или иного приема, а затем дать возможность обучаемым выполнить этот прием практически, потому что, как показывает практика, наибольшая эффективность занятия достигается при сочетании метода рассказа с показом на материальной части и практической тренировкой обучаемых. Только после того как обучаемый самостоятельно правильно выполнит тот или иной прием или операцию, можно рассчитыватьнаполное усвоение им учебного материала.
Особое внимание обучаемых при изучении инженерных боеприпасов руководитель занятия должен обращать на последовательность выполнения операций по установке боеприпасов и их обезвреживанию и на строжайшее соблюдение при этом требований безопасности.
Применять на классных занятиях боевые и учебно-имитационные мины и взрыватели категорически запрещается.
Учебный материал руководитель должен излагать не слишком быстро, в темпе, позволяющем обучаемым сделать необходимые записи в своих конспектах. В конце занятия в целях проверки качества усвоения учебного материала целесообразно провести краткий опрос нескольких обучаемых.
Подводя итоги занятия, руководитель нацеливает обучаемых на подготовку к практическим занятиям и на самостоятельное более детальное изучение тех вопросов, которые требуют более глубокого изучения.
Перед проведением практического занятия руководитель обязан скурпулезно разобраться во всех вопросах, отрабатываемых на предстоящем занятии, глубоко изучить рекомендованную литературу, определить порядок и последовательность отработки учебных вопросов, необходимое для этого время и материальное обеспечение. Решив эти вопросы, он приступает к составлению плана проведения занятия, котором указывает тему, учебные цели, время и место проведения занятия, материальное обеспечение и определяет ход занятия.
При разработке хода занятия руководитель должен учесть ряд важных моментов и требований:
Соблюдение принципа обучения — «от простого — к сложному». На первом практическом занятии по теме руководитель должен уделить максимум внимания индивидуальной подготовке каждого обучаемого.
Если практическое занятие планируется проводить с боевыми, ческими или имитационными средствами, то командир взвода (группы) обязан лично провести инструктаж личного состава по требованиям безопасности с обязательной росписью обучаемого в журнале инструктажа.
Перед выходом на практическое занятие командир взвода (группы) строит взвод (группу), проверяет наличие личного состава, оружие и учебно-материальную базу.
По прибытии в район проведения занятия командир взвода (группы) объявляет личному составу тему, цели занятия, порядок его проведения, определяет места занятий для каждого отделения, время и порядок их смены. Затем дает команду развести отделения на указанные места и приступить к отработке учебного вопроса (при проведении занятия на учебных местах командирами отделений).
По наиболее сложным темам занятия проводит командир взвода (группы) лично. Командиры отделений в этом случае находятся со своим личным составом и оказывает помощь командиру взвода (группы) в проведении занятия.
Закончив отработку учебных вопросов, командир взвода (группы) проверяет наличие личного состава, оружия, учебно-материальной базы и проводит разбор, который является заключительной частью занятия.
Разбор занятия командир взвода (группы) проводит в такой последовательности:
напоминает тему, учебные цели занятия, анализирует действия обучаемых, отмечает положительное в действиях личного состава, характерные ошибки и недостатки, указывает, как выполнены нормативы, и дает оценку, в какой степени достигнуты учебные цели.
После разбора занятия командир взвода (группы) ставит задачу командирам отделений на обслуживание и ремонт учебно-материальной базы и дает задание на самоподготовку.
Радиоподготовка
Требования, предъявляемые к СРС.
1 Своевременность СРС заключается в её способностиобеспечитьприём (доставку) информации или ведение переговоров в заданные сроки.
2. Достоверность СРС заключается в её способности обеспечить приём переданных сообщений (без искажений) и противостоять вводу ложных сообщений.
3. Скрытность СРС — это её способность обеспечить сохранение в тайне от противника содержания передаваемых сообщений и факта их передачи.
Способы организации СРС.
1. Радионаправление — способ организации радиосвязи между двумя корреспондентами, при котором каждому из них выделяется радиостанция, работающая на радиоданных для этого направления.
Рис. 8.1 Схема организации радионаправления (вариант)
2. Радиосеть — способ организации СРС, позволяющий р/ст старшего начальника осуществлять связь одновременно с несколькими подчиненными (циркулярно) или с каждым по очереди на радиоданных, установленных для этой радиосети.
Рис. 8.2 Схема организации радиосети (вариант).
Диапазоны частот, используемые в СРС.
Диапазоны частот | Название частот | Волны |
0,3 - 3 МГц | средние (СЧ) | средние (СВ) |
3-30 МГц | высокие (ВЧ) | короткие (KB) |
30 - 300 МГц | очень высокие (ОВЧ) | ультракороткие (УKB) |
3-30 ГГц | сверхвысокие (СВЧ) | сантиметровые волны |
Формула пересчета частоты в длину волны:
л=300:f Формула пересчета длины волны в частоту:
f=300:л
где л — длина волны в метрах;
f— частота в мегагерцах (МГц).