Организация производства на предприятиях здравоохранения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Организация производства на предприятиях здравоохранения

СД.03

Специальность 080502(0) - Экономика и управление на предприятии здравоохранения

Санкт-Петербург

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 060800 (080502) - Экономика и управление на предприятии (по отраслям) № 238 от 17 марта 2000 г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 060800(0) (080502(0)) - Экономика и управление на предприятии здравоохранения, утвержденным ректором университета 03.03.2004 г. (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. №1-158).

Составитель

к.э.н., доцент О.М. Носырева

Научный редактор

д-р экон. наук, проф. В.Б. Фраймович

Обсуждено

на заседании кафедры экономики и менеджмента в науке и социальной сфере

31.01.2011 г., протокол № 9

ОДОБРЕНО:

научно-методическим советом специальности

080502(0) - Экономика и управление на предприятии здравоохранения

2011 г., протокол №

1.Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – обеспечить целостную систему знаний о профилактике, диагностике и лечении заболеваний, необходимых для высококвалифицированных специалистов, ориентированных в актуальных проблемах современной медицины и способных к их разрешению в сфере экономики здравоохранения.

Основные задачи дисциплины:

· дать представление об основных понятиях и категориях современных методов диагностики и лечения заболеваний, раскрыть основные проблемы обеспечения лечебно-диагностического процесса и показать значение дисциплины для успешной профессиональной деятельности экономистов-менеджеров;

· ознакомить студентов с основными принципами организации использования современных методов диагностики и лечения заболеваний;

· обеспечить современный уровень знаний профилактики, диагностики и лечения болезней, необходимый для повышения уровня индивидуального здоровья, рационального расходования средств на оказание медицинской помощи населению.

2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента

Рациональное использование ограниченных средств отрасли, планирование и организация медицинской помощи населению невозможна без знания сущности заболеваний, технологий их диагностики и лечения.

Процесс изучения дисциплины включает:

1. знакомство с теоретическими основами организации производства, производственным процессом, формами и методами организации производства, этапами лечебно-диагностического процесса, как основного технологического процесса на предприятиях отрасли здравоохранения (медицинских учреждений);

2. изучение методологии организации производства на предприятиях здравоохранения (стандарта и порядка оказания медицинской пмощи, выбора рационального варианта организации производственного процесса на предприятиях отрасли

знакомство с особенностями организации производства на предприятиях здравоохранения

Дисциплина «Организация производства на предприятиях здравоохранения» входит в блок специальных дисциплин учебного плана.

Изучение данной дисциплины связано с такими дисциплинами, как «Медико-социальные основы здравоохранения», «Медицинская статистика», «Медицинская техника, приборы и оборудование в здравоохранении», «Современные методы диагностики», «Современные лечебные технологии», «Экономика здравоохранения», «Экономика предприятия», «Планирование на предприятиях здравоохранения».

По окончании изучения курса студенты должны

иметьсистемное представление об организации производственных процессов на предприятиях здравоохранения, этапах оказания медицинской помощи, их взаимосвязи и преемственности;

понимать методологию организации производства, исходя из стандарта и порядка оказания медицинской помощи, применительно к конкретной медицинской организации;

знать:

- теоретические основы и закономерности организации производства на предприятиях;

- методы организации производства, типы производств, особенности организации производства на предприятиях здравоохранения;

этапы лечебно-диагностического процесса и их особенности в зависимости от вида медицинской помощи;

§ уметь:

- устанавливать и анализировать структуру производственного процесса;

- определять длительность производственного цикла;

- анализировать и оценивать производственную структуру предприятия здравоохранения;

- определять рациональный вариант организации производственно процесса на предприятиях здравоохранения;

Владеть

- специальной профессиональной терминологией и лексикой данной дисциплины

- навыками выполнения расчетов при разработке проектов организации производственных процессов, выборе и обосновании форм и методов организации производства

1. Объем часов по дисциплине

Таблица 1
Наименование раздела Наименование темы дисциплины Всего часов Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические лабораторные (ДИ) семинары
очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заоч-ная очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заоч-ная
Раздел1Теоретические основы организации производства Тема 1. Определение предмета, цели, задач дисциплины. Основы ОП       -   -              
Тема 2. Производственный процесс и типы производств                        
Тема 3. ОП на предприятиях здравоохранения                      
Раздел 2. Методологические основы организации производства на предприятиях здравоохранения Тема 4. Методология организации производства на предприятиях здравоохранения       -   -              
Тема 5. Выбор рационального варианта организации производственного процесса                      
Раздел 3. Особенности организации производства на предприятиях здравоохранения Тема 6. Организация медицинской помощи РФ.       -   -              
Тема 7 Первичная медико-санитарная помощь. Особенности организации производства медицинских услуг в поликлинике                      
Тема 8 Организация отдельных видов специализированной лечебно-профилактической помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи       -   -              
Тема 9 Организация скорой медицинской помощи населению       -   -              
Тема 10. Особенности организации производства медицинских услуг в стационаре                      
Тема 11 Особенности организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению       -   -              
Курсовой проект 6c   III                              
Всего                    
Экзамен     III                              
                                             

4. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел1Теоретические основы организации производства

Тема 1. Определение предмета, цели, задач дисциплины. Основы ОП

Предмет и метод дисциплины. Цель и задачи дисциплины. Взаимосвязь с другими дисциплинами учебного плана по специальности. Структура и краткое содержание курса. Цель изучения данной дисциплины в курсе подготовки экономиста-менеджера. Развитие науки об организации производства (ОП) Научные основы ОП; система категорий, основные элементы и принципы эффективной ОП Законы организации

Требования к выполнению курсового проекта.

Курсовой проект представляется в виде анализа действующей практики организации работы по производственным процессам в структурных подразделениях медицинских организаций и разработки предложений по её совершенствованию.

Объектом проектирования является организация выполнения любого (основного, вспомогательного или обеспечивающего) производственного процесса (на выбор студента) в организации здравоохранения или структурном подразделении организации (на выбор студента).

При подготовке выполнения курсового проекта в случае описания лечебно-диагностического процесса при определенной нозологии, студент знакомится со стандартами оказания медицинской помощи при выбранном заболевании; выбирает вид ЛПУ в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, где может оказываться помощь при данной нозологии.

Информационной базой разработки и обоснования проекта организации производственного процесса в организации здравоохранения являются медицинские стандарты, отраслевые нормативные документы, сведения о структуре медицинских учреждений и организации медицинской помощи, полученные в лечебно-профилактических учреждениях, знания, полученные в результате изучения дисциплины «Медицинская техника, приборы и оборудование в здравоохранении», «Современные лечебные технологии», «Современные методы диагностики» иные источники информации.

Предложения студентов согласуются в недельный срок после начала семестра с преподавателем кафедры и подлежат его утверждению. Выполнение курсового проекта предусматривает получение задания по курсовому проектированию, анализ действующей практики организации производственного процесса на предприятии здравоохранения, разработка предложений по совершенствованию действующей практики, оформление расчетно-пояснительной записки и защиту курсового проекта.

Основная работа выполняется студентами вне аудитории, самостоятельно.

Защита курсового проекта производится перед преподавателем, назначаемым кафедрой. По результатам защиты выставляется оценка. Курсовой проект оформляется в виде расчетно-пояснительной записки, состоящей из текста, таблиц (все таблицы должны сопровождаться отдельными графиками и диаграммами), диаграмм, графиков.

Расчетно-пояснительная записка должна включать титульный лист, задание по курсовому проекту, оглавление, аналитическую часть, заключение, список литературы, приложения.

Заключение расчетно-пояснительной записки должно содержать основные выводы, оценку результатов работы с точки зрения поставленных задач. Приложение должно содержать вспомогательный материал, который использовался при подготовке основной части.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

9.1.Рекомендуемая литература

Нормативные акты:

1. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РФ», 2011;

Методы и средства обучения

В процессе изучения дисциплины используются такие формы и методы проведения учебных занятий как лекции, практические занятия, в том числе на базе медицинских учреждений Санкт-Петербурга.

Основными словесными методами, применяемыми при обучении дисциплине, являются лекции для изложения теоретического материала, беседа, дискуссия.

Практическими методами обучения являются:

- Самостоятельная подготовка домашних заданий (в основном, это поиск и изучение нормативных актов, самостоятельное изучение методических материалов, подготовленных преподавателем) - для работы на практических занятиях;

Компьютерное тестирование

Банк тестовых заданий по дисциплин «Организация производства на предприятиях здравоохранения».

Формы текущего контроля

Текущий контроль полученных знаний осуществляется по качеству работы студентов на практических занятиях.

От 85до 96 – хорошо

Более 96 – отлично

Хорошо – 10

Удовлетворительно – 0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

организация производства на предприятиях здравоохранения

СД.03

Специальность 080502(0) - Экономика и управление на предприятии здравоохранения

Санкт-Петербург

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 060800 (080502) - Экономика и управление на предприятии (по отраслям) № 238 от 17 марта 2000 г. и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 060800(0) (080502(0)) - Экономика и управление на предприятии здравоохранения, утвержденным ректором университета 03.03.2004 г. (с изменениями, приказ от 31.05.2006 г. №1-158).

Составитель

к.э.н., доцент О.М. Носырева

Научный редактор

д-р экон. наук, проф. В.Б. Фраймович

Обсуждено

на заседании кафедры экономики и менеджмента в науке и социальной сфере

31.01.2011 г., протокол № 9

ОДОБРЕНО:

научно-методическим советом специальности

080502(0) - Экономика и управление на предприятии здравоохранения

2011 г., протокол №

1.Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины – обеспечить целостную систему знаний о профилактике, диагностике и лечении заболеваний, необходимых для высококвалифицированных специалистов, ориентированных в актуальных проблемах современной медицины и способных к их разрешению в сфере экономики здравоохранения.

Основные задачи дисциплины:

· дать представление об основных понятиях и категориях современных методов диагностики и лечения заболеваний, раскрыть основные проблемы обеспечения лечебно-диагностического процесса и показать значение дисциплины для успешной профессиональной деятельности экономистов-менеджеров;

· ознакомить студентов с основными принципами организации использования современных методов диагностики и лечения заболеваний;

· обеспечить современный уровень знаний профилактики, диагностики и лечения болезней, необходимый для повышения уровня индивидуального здоровья, рационального расходования средств на оказание медицинской помощи населению.

2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента

Рациональное использование ограниченных средств отрасли, планирование и организация медицинской помощи населению невозможна без знания сущности заболеваний, технологий их диагностики и лечения.

Процесс изучения дисциплины включает:

1. знакомство с теоретическими основами организации производства, производственным процессом, формами и методами организации производства, этапами лечебно-диагностического процесса, как основного технологического процесса на предприятиях отрасли здравоохранения (медицинских учреждений);

2. изучение методологии организации производства на предприятиях здравоохранения (стандарта и порядка оказания медицинской пмощи, выбора рационального варианта организации производственного процесса на предприятиях отрасли

знакомство с особенностями организации производства на предприятиях здравоохранения

Дисциплина «Организация производства на предприятиях здравоохранения» входит в блок специальных дисциплин учебного плана.

Изучение данной дисциплины связано с такими дисциплинами, как «Медико-социальные основы здравоохранения», «Медицинская статистика», «Медицинская техника, приборы и оборудование в здравоохранении», «Современные методы диагностики», «Современные лечебные технологии», «Экономика здравоохранения», «Экономика предприятия», «Планирование на предприятиях здравоохранения».

По окончании изучения курса студенты должны

иметьсистемное представление об организации производственных процессов на предприятиях здравоохранения, этапах оказания медицинской помощи, их взаимосвязи и преемственности;

понимать методологию организации производства, исходя из стандарта и порядка оказания медицинской помощи, применительно к конкретной медицинской организации;

знать:

- теоретические основы и закономерности организации производства на предприятиях;

- методы организации производства, типы производств, особенности организации производства на предприятиях здравоохранения;

этапы лечебно-диагностического процесса и их особенности в зависимости от вида медицинской помощи;

§ уметь:

- устанавливать и анализировать структуру производственного процесса;

- определять длительность производственного цикла;

- анализировать и оценивать производственную структуру предприятия здравоохранения;

- определять рациональный вариант организации производственно процесса на предприятиях здравоохранения;

Владеть

- специальной профессиональной терминологией и лексикой данной дисциплины

- навыками выполнения расчетов при разработке проектов организации производственных процессов, выборе и обосновании форм и методов организации производства

1. Объем часов по дисциплине

Таблица 1
Наименование раздела Наименование темы дисциплины Всего часов Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические лабораторные (ДИ) семинары
очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заоч-ная очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очнозаоч-ная заоч-ная очная очно-заоч-ная заоч-ная
Раздел1Теоретические основы организации производства Тема 1. Определение предмета, цели, задач дисциплины. Основы ОП       -   -              
Тема 2. Производственный процесс и типы производств                        
Тема 3. ОП на предприятиях здравоохранения                      
Раздел 2. Методологические основы организации производства на предприятиях здравоохранения Тема 4. Методология организации производства на предприятиях здравоохранения       -   -              
Тема 5. Выбор рационального варианта организации производственного процесса                      
Раздел 3. Особенности организации производства на предприятиях здравоохранения Тема 6. Организация медицинской помощи РФ.       -   -              
Тема 7 Первичная медико-санитарная помощь. Особенности организации производства медицинских услуг в поликлинике                      
Тема 8 Организация отдельных видов специализированной лечебно-профилактической помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи       -   -              
Тема 9 Организация скорой медицинской помощи населению       -   -              
Тема 10. Особенности организации производства медицинских услуг в стационаре                      
Тема 11 Особенности организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению       -   -              
Курсовой проект 6c   III                              
Всего                    
Экзамен     III                              
                                             

4. Содержание разделов и тем дисциплины

Раздел1Теоретические основы организации производства

Тема 1. Определение предмета, цели, задач дисциплины. Основы ОП

Предмет и метод дисциплины. Цель и задачи дисциплины. Взаимосвязь с другими дисциплинами учебного плана по специальности. Структура и краткое содержание курса. Цель изучения данной дисциплины в курсе подготовки экономиста-менеджера. Развитие науки об организации производства (ОП) Научные основы ОП; система категорий, основные элементы и принципы эффективной ОП Законы организации

Наши рекомендации