Основные и вторичные психические нарушения при умственной отсталости.

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. v Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому. Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Производя это действие, ребенок познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и предметом, свойства предметов — величину, массу, форму. С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация.

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.

Варианты аномалий развития. Их специфические особенности.

Различные классификации аномалий психического развития:

v Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза различает три вида психического дизонтогенеза:

1. Задержанное развитие;

2. Поврежденное развитие;

3. Искаженное развитие.

v Л. Каннер (американский детский психиатр,1955):

1. Недоразвитие;

2. Искаженное развитие.

v Я. Лутц (1968):

1. Необратимое развитие (олигофрения);

2. Дисгармоничное развитие (психопатия);

3. Регрессирующее развитие (прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилпсия);

4. Альтернирующее развитие (все явления асинхронии, наблюдается при самых разных соматических заболеваниях);

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (шизофрения).

v Г.К. Ушаков (1973) , В.В. Ковалев (1979):

1. Ретардация (замедленное и стойкое психическое недоразвитие: общее или парциальное);

2. Асинхрония (неравномерное, дисгармоничное развитие, включающее признаки ретардации и акселерации).

v В.В. Лебединский(объединение принципов классификации Г.Е.Сухаревой и Л. Каннера):

Основа классификации – основное качество нарушения развития.

Отставание развития:

Недоразвитие

Общее стойкое недоразвитие типично при раннем времени повреждения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, особенно тех, которые обладают длительным периодом развития.

Пример: УО– Первичный дефект: недоразвитие мозговых систем. Вторичный дефект: имеет «кольцевой характер». Недостаточность развития «сверху вниз» и «снизу вверх». Повышенная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Преобладают явления ретардации. Различные функции неразвиты неравномерно. Недостаточность высших функций выражена больше, чем низших. Так, развитие интеллекта страдает в большей степени, чем речи, последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.

Задержанное развитие

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Замедление инволюции (исчезновения) ранних форм. Задержка может проявляться в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения: наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Ведущая линия аномально развития «снизу вверх»: базальные функции страдают больше, чем высшие.

Поломка развития:

Поврежденное развитие

Более позднее патологическое воздействие на мозг (2-3 года), когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития.

Пример: ОРГАНИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ– сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). Обычно страдают лобно-подкорковые взаимоотношения (расстройства эмоциональной системы, нарушение целенаправленной деятельности, личности в целом).

Дефицитарное развитие

Грубое нарушение или повреждение отдельных анализаторных систем. Первичный дефект (повреждение анализатора) ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, и замедление развития тех функций, которые связаны с ними опосредованно. Координата аномального развития «снизу вверх». Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции (пример: нарушение зрения приводит к недоразвитию координаций между речью и действием). Большая возможность для компенсации за счет сохранности других анализаторных и регуляторных систем.

Наши рекомендации