Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения

1. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный ки­фоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому раз­витию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нару­шается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквино-варусной и эквиновальгусной деформации стоп.

2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП чрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса.

3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпи-лептиформные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы — в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др.

5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетичес­ких формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слу­ха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке ре­чевого развития.

6. Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения, нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, ко­соглазие, парез взора, изменение глазного дна.

7. Нарушения речи — при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельно­сти правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстрой­ства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988).

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж­де всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрос­лыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к наруше­нию анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.

Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответ­ствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, вос­приятие формы и объема тела.

В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грам­матический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического раз­вития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

· дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патоло­гической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;

· алалия — системное недоразвитие речи в результате пора­жения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная);

· дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вслед­ствие дисфункции речевых зон;

· неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вслед­ствие нарушения речедвигательной функции;

· анартрия — отсутствие речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преоб­ладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нару­шена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Ды­хательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и пара­личами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребен­ка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтени­ем и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недо­развитием устной речи и бывают при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. В письме искажается графический об­раз букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, встречается зеркальность письма.

Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем.

Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, моз­жечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). При псевдобульбарной дизартрии повышает­ся тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыха­ние, жевание.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к кон­цу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетичес­кой форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи. 8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигатель­ной активности, социальных контактов, а также условиями воспита­ния. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную сис­тему может оказать психологическая обстановка в семье, невозмож­ность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность. Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде рас­стройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельно­сти и личности.

Нарушения познавательной деятельности проявляются в от­сутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлитель­ности, низкой умственной работоспособности и концентрации внима­ния, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представле­ния, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нару­шены вербальное мышление, память, внимание. Психические нару­шения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени.

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще все­го в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигатель­ной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).

Особенности личности — нередко отмечается задержанное раз­витие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцент­ричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия не­достаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония разви­тия личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влия­ют тяжесть и характер двигательных нарушений.

Двигательные нарушения

1. Нарушения функции мышц

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологи­ческом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами (см. табл. 5.1).

Существует условное деление мышц на тонические, обеспечива­ющие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамичес­кие движения.

Разные функции мышц обеспечиваются составом вхо­дящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двугла­вая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включаю­щие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжитель­ное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длитель­ное время без утомления, скорость расслабления более низкая (на­пример, мышцы — разгибатели спины, камбаловидная мышца).

Большинство мышц участвует как в статических, так и в дина­мических движениях.

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжени­ем и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы.

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сги­бание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предпле­чья. Напряжение подвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц — сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и зад­ней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ве­дет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабле­ние мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, гры­жи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечно­стях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, стано­вятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная поход­ка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вы­зывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско-вальгусную деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значи­тельно нарушает устойчивость ходьбы — передний толчок отсут­ствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц по­степенно формируются различные деформации и контрактуры, появ­ляются ортопедические нарушения. Наиболее частые — кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренно­го сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп и др.

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной фор­мацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, моз­жечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

• спастичности — повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;

• ригидности — чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

• гипотонии — снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;

• мышечной дистонии — переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы.

Таблица 5.1

Наши рекомендации