Особенности закаливания в детском возрасте. Закаливающие водные процедуры. Воздушные и солнечные ванны.
Дети гораздо чувствительнее к изменениям внешней среды и чаще подвержены простудным заболеваниям, чем взрослые. Залогом успеха закаливания детей являются такие принципы как: постепенность, систематичность и регулярность, которые выбираются в соответствии возраста, состояния здоровья, общего физическое развития, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния ребенка. Приступая к закаливанию ребенка, следует посоветоваться с педиатром и выполнять его конкретные рекомендации. Закаливать детей нужно с первых дней жизни, используя природные факторы: солнце, воздушные ванны и водные процедуры. Помещения, где находятся дети, должны постоянно проветриваться. При плюсовой температуре наружного воздуха детей следует приучить находиться в помещении при открытых форточках. Одно из эффективнейших средств закаливания — дневной сон на открытом воздухе, который повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям, способствует борьбе с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей. Начинать закаливание детей лучше в летне-осенний период, с воздействия так называемых комфортных температур,то есть таких, которые не вызывают напряжение терморегулирующего аппарата. Воздух как средство закаливания воздействует на ребенка с первых дней жизни. Во время смены пеленок младенец принимает воздушные ванны. Частично или целиком раздетым ребенок остается на 2—4 минуты. Греть пеленки перед пеленанием, как это делают некоторые мамы, не следует. Купание также обязательно для детей с первых дней его жизни. Причем головка новорожденного должна быть открытой.Чепчик следует надевать только после купания на два часа. Температура, в помещении должна быть 20—22 градуса.
По мере роста ребенка время воздушных ванн постепенно увеличивается и к концу года достигает 10—20 минут. Для детей старше года в целях закаливания используются воздушные ванны температурой 18— 19°. Регулировать действие воздуха на организм помогает постепенное облегчение одежды. Для детей в возрасте от 3 до 6 лет воздушные ванны допускаются при температуре 16°. Занятия гимнастикой и подвижными играми обязательно должны проводиться в любое время года.
Иммунитет: определение, виды.
Иммунитет — свойство живых организмов предотвращать проникновение чужеродных молекул в клетки организмов, узнавать их, разрушать и выводить из организма.
Иммунитет делится на врождённый и приобретенный.
Врождённый иммунитет обусловлен наследственно закрепленными особенностями организма и представляет собой невосприимчивость к каким-либо заболеваниям.
Примеры: Все люди невосприимчивы к чуме собак, Некоторые люди невосприимчивы к туберкулёзу.
Приобретенный иммунитет делится на активный и пассивный.
Приобретенный активный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или после введения вакцины (ослабленный микроб) в виде прививки.
Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении сыворотки - готовых антител.
Также пассивный иммунитет возникает при передаче антител ребёнку с молоком матери или внутриутробным способом.
Также иммунитет делится на естественный и искусственный.
Естественный иммунитет включает врожденный иммунитет и приобретенный активный (после перенесенного заболевания). А также пассивный при передачи антител ребёнку от матери.
Искусственный иммунитет включает приобретенный активный после прививки (введение вакцины) и приобретенный пассивный (после сыворотки)
Органы иммунной системы
1. Красный Костный Мозг - центральный орган кроветворения и иммуногенеза. Содержит самоподдерживающуюся популяцию стволовых клеток. Красный костный мозг находится в ячейках губчатого вещества плоских костей и в эпифизах трубчатых костей. Здесь происходит дифференцировка В-лимфоцитов из предшественников, и также здесь есть Т-лимфоциты.
2. Тимус - центральный орган иммунной системы. В нем происходит дифференцировка Т-лимфоцитов из предшественников, поступающих из красного костного мозга.
3. Лимфатические узлы - периферические органы иммунной системы. они располагаются по ходу лимфатических сосудов. В каждом узле выделяют корковое и мозговое вещество. В корковом веществе есть В-зависимые зоны и Т-зависимые зоны. В мозговом есть только Т-зависимые зоны.
4. Селезёнка - периферический и самый крупный орган иммунной системы. Селезёнка покрыта капсулой из плотной соединительной ткани, которая содержит гладко-мышечные клетки. Снаружи селезёнки - брюшина, а внутри - паренхима (рыхлая соединительная ткань). Она включает 2 отдела с разными функциями: белую и красную пульпу.
Белая пульпа составляет 20 %. Представлена лимфоидной тканью. Здесь имеются В-зависимые и Т-зависимые зоны. И также здесь есть макрофаги.
Красная пульпа составляет 80 процентов. Она выполняет следующие функции:
1. Депонирование зрелых форменных элементов крови.
2. Контроль состояния и разрушения старых и повреждённых эритроцитов и тромбоцитов.
3. Фагоцитоз инородных частиц.
4. Обеспечение дозревания лимфоидных клеток и превращение моноцитов в макрофаги.