Методика проведения занятий (по Ф. А. Ивановской).
Основанием для построения методики является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга
Исходя из этого, больной путем соответствующих бесед приводится к спокойному, уравновешенному настроению и активно и целенаправленно включается в работу над голосом и правильно организованное дыхание и артикуляция (вначале как одни движения, потом как шепот) служат основой для постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является постепенность в нарастании трудностей, точная дозировка заданий, сохранение основного дидактического правила — от легкого к трудному. В самом деле, тщетно пытаться вызвать голос сразу одной просьбой: «скажите «а», громче, еще, протяните» и т. д. Поэтому при восстановительной работе над голосом отводится заключительный этап занятий, гласные звуки берутся после согласных, звонкие согласные после глухих, громкая речь после шепота.
План занятий.
1. Вступительная беседа.
2. Гимнастика артикуляционного аппарата.
3. Дыхание.
4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных согласных (ф, с, ш, х).
5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных (в, з, ж, м, н, л, р), т.е. постепенное включение голоса.
6. Гласные.
7. Развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и тембра.
8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной речи и пении.
Содержание занятий составляют следующие упражнения:
1. Гимнастика артикуляционного аппарата:
челюсти:
а) опускание челюсти,
б) движение челюсти вправо — влево,
в) движение челюсти вперед;
губы:
а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,
б) подтягивание верхней губы («пф»),
в) опускание нижней губы («вы-вы»),
г) натягивание губ на зубы при открытом рте;
язык:
а) высовывание языка,
б) движение языка вперед и вниз за зубами,
в) движение языка вверх и вниз на губах,
г) круговое движение языка под губами,
д) укладывание языка «чашечкой»,
е) дутье на кончик языка,
ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,
з) промазывание широким языком нёба и др.
Речевое дыхание.
Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упорядочению дыхания.
Вот несколько первых упражнений.
1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.
При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не настаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому человеку свойственен индивидуальный тип дыхания.
2. Вдох — небольшая задержка (1—2 сек.) — выдох.
3. Вдох через нос — задержка (1—2 сек.) — выдох через рот (слегка приоткрытый).
4. Комбинированный вдох — задержка, выдох через нос.
5. Комбинированный вдох — задержка, выдох через рот (слегка приоткрытый).
Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиняется. Например, на «раз» — вдох, на «раз-два» — задержка, на «раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет логопед.
Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям:
1. Укрепляются губы на п(добиваться крепости взрыва).
2. Укрепляется кончик языка на т(добиваться крепости удара).
3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука).
4. Последовательные, движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк...
Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х,сначала отдельно на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь возможны различные вариации:
1) слоги со взрывными (пап, пат, пак),
2) слоги с проторными (фас, фаш, фак),
3) слоги смешанные (паф, фап, cam).
Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Например, вдох, на выдохе пап, вдох, на выдохе пап-пап; вдох, на выдохе пап-поп-пупи т.д. Гласные берутся только артикуляцией.
Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.
Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кот, ток, пакт, паук, кушак, фактам т. д.
Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.
Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.
После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н. м.
Для закрепления длительности звучания даются слоговые -упражнения:
1.Ав | ов | ув | ы | в | |||
2. Аз | оз | уз | ы | з | |||
3Аж | ож | уж | и т.д. | ||||
4Пав | паз | паж | пал | пар | пан | пам | |
пов | поз | пож | пол | пор | пон | пом | |
пув | пуз | пуж | пул | пур | пун | пум | |
пыв | пыз | пыж | пыл | пыр | пын | пым | |
пив | пиз | пиж | пил | пир | пин | пим | |
пев | пез | пеж | пел | пер | пен | пем |
и другие сочетания.
Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.
В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.
В дальнейшем к длительности проторных согласных прибавляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражнения в усилении и ослаблении:
Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осторожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.
Вот целый ряд таких упражнений:
вув | вов | вэв | выв | вив | вав |
вуз | воз | вэз | выз | виз | ваз |
вуж | вож | вэж | выж | виж | важ |
вул | вол | вэл | выл | вил | вал |
вур | вор | вэр | выр | вир | вар |
вун | вон | вэн | вын | вин | ван |
вум | вом | вэм | вым | вим | вам |
В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем переходим к длительности гласных. Вышеуказанные упражнения берутся уже в такой вариации:
Ву___в, во__в, вы__в, ви__в,ва__в и т.д.
Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации. Дальше укрепляются гласные» без согласных в различных сочетаниях:
2. уо | уэ уы | уи | уа |
оу | оэ оы | ои | оа |
эу | эо эы | эй | эа |
ыу | ыо ые | ыи | ыа |
иу | ио иэ | иы | иа |
ау | ао аэ | аы | аи |
3. уоэ | уоы | уои | уоа |
уэо | уэы | уэи | уэа |
>ио | уиэ | уиы | уиа |
уыо | уыэ | уыи | уыа |
уао | уаэ | уаы | Уаи |
4. уоэиа и т. д. |
Потом берутся упражнения для развития силы голоса на гласных:
у______у_________у----о______о______о-----э_____э______э
В дальнейшем после упражнений на чистых гласных переходим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработанным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «озвончаем» их и вводим новые слова и фразы.
Следующей идет работа по развитию гибкости голоса— упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ — голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.
Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желательно с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.
Заключительные занятия:
а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление, испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого являются басни;
б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);
в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (мажор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор); «Анчар» Пушкина (минор);
г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);
д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пении.
Сроки занятий варьируются и индивидуализируются в зависимости от тяжести заболевания и культурного уровня пациента от 1 до 8—9 мес. Конечно, при расстройствах голоса типа задержавшихся мутаций так называемых функциональных возможностей для развития голоса больше, чем, например, при афониях после трахеотомии. В таких случаях приходится довольствоваться иногда ложносвязочной грубой фонацией с тщательной проработкой дыхания и артикуляции.
Рекомендации:
1. При некоторых формах расстройства голоса необходимы, наряду с лечебными мероприятиями, логопедические занятия.
2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок.
3. Переход к фонации должен быть осторожным, после достаточной тренировки всего речевого аппарата.
4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене голоса у педагогов и лиц других профессий, связанных с постоянным пользованием громкой речью.
5. В целях профилактики специалистам по речи нужно включаться в работу по охране детского голоса.
Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так называемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса.