Успешное обучение невозможно без познавательного интереса.
3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы ни пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет делать по-своему). Переучивать не нужно.
У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные (например: жизнь; здоровье; общество; дети; работа; карьера и т.д.).
ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА.
Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
1) Соответствующим подбором содержания обучения; содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения (семья, друзья, общество).
2) Разнообразием форм обучения:
- лекция;
- деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры);
- проблемный метод;
- беседа и т.д.
Для достижения желаемого результата, обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
- отзывчивость и сердечность;
- способность понять проблемы пациента;
- высокий профессионализм, грамотная речь;
- умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
- умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
- мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.
СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
КОНСТРУКТИВНОСТЬ - проявляется в умении проектировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал, в каком объеме?).
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:
- педагогический такт
- внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)
- интеллектуальный уровень
- самостоятельность в действиях
- наблюдательность
- общительность
- настойчивость
- самообладание
- активность
- высокая профессиональная подготовка
- целеустремленность
- трудолюбие
- доброта
- отзывчивость
- ответственность
- терпимость
- чувство юмора
Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к усвоению информации зависит от:
> состояния здоровья;
> состояния сознания;
> умственных способностей (интеллекта);
> возраста пациента.
Итак, осуществляя процесс обучения на I-м этапе сестринского процесса (сестринское обследование) медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте должна:
> заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация).
> определить, чему учить, как учить, зачем учить.
Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента. Задачи обучения и применяемые способы различны для разных этапов сестринского процесса.
I-й этап сестринского процесса - обследование пациента и сбор информации.
II-й этап сестринского процесса - это определение проблем (диагностика).
Например: не знает, как самостоятельно измерять и контролировать АД.
Нет достаточной мотивации к обучению.
Если у пациента есть такие проблемы, как например острая боль; голод; жажда; высокое АД; резкое ослабление и т.д., тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, с их мастерством и искусством, даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут проблему. Пример: предупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.
III-й этап сестринского процесса - планирование.
Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе, заручиться его поддержкой, сотрудничать.
Постановка целей обязательна по двум причинам:
> дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;
> используется для определения результатов обучения.
Цели должны быть: конкретны, реальны, достижимы.
IV- й этап сестринского процесса- реализация намеченного плана.
Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении.
Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку - это важное условие для успешного обучения. Прежде всего необходимо определиться, как проводить обучение: группой, малой группой (парой), индивидуально
Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента. Лучше всего обучение проводить индивидуально, но это, как правило, не всегда удается. Имеет значение комфорт во время обучения (наличие удобной аудитории, свежий воздух, нормальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.).
ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ
Обучение всегда начинают с более простых навыков (например, умывание, одевание, прием пищи, пользование мочеприемником - повседневные навыки), а затем переходят к более сложным (например - пользование инвалидной коляской и техника измерения АД).
При обучении могут быть новые термины, непонятные для пациентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика: термин - и его значение.
Например:
поручни - приспособления для самостоятельного передвижения пациента;
тонометр - прибор для измерения давления; гипертония - высокое АД и т.д.
ШИРОКО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЕ АТЛАСЫ, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И Т.Д.
Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов. ВНИМАНИЕ!
• При обучении избегайте сложных медицинских терминов.
• Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием).
• Используйте большое количество примеров.
• Соблюдайте последовательность в обучении.
Схема обучения пациента:
1. Расскажите, что необходимо изучить.
2. Попросите все повторить.
3. Покажите все, что необходимо.
4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту
- выполните, по возможности, вместе.
5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.
Стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.
В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели своего здоровья (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их на календарике.
ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО
V- й этап сестринского процесса - оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью.
В конце процесса обучения по конкретной проблеме медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
> адекватная (совпадает с мнением медсестры);
> неадекватная (завышенная или заниженная);
> нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет).
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
I этап - сбор информации.
Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхозтехнике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120 мм рт. ст., Р = 100 уд. в мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр... Оказалось, он и его родственники не умеют измерять артериальное давление.
II-й этап - постановка сестринских проблем.
Приоритетная проблема: дефицит знаний по технике измерения АД.
III- й этап - планирование.
Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно научиться измерять АД в течение 2 дней.
Долгосрочная цель: пациент будет уметь самостоятельно измерять АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.
План:
1) Медсестра будет беседовать с пациентом по 10 минут в течение 2 дней с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно.
2) Медсестра расскажет пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД.
3) Медсестра поинтересуется финансовыми возможностями пациента и его семьи и даст совет, какой аппарат лучше приобрести для измерения АД (электронный, не нужен фонендоскоп).
4) Медсестра расскажет о технике проведения измерения АД и сама ее продемонстрирует, предложит все записать.
5) Медсестра предложит пациенту самому все рассказать.
6) Медсестра попросит пациента продемонстрировать технику измерения АД самому себе.
7) Медсестра вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день будет измерять АД, отвечая при этом на все возникающие вопросы, и будет поощрять успехи пациента.
8) Медсестра предложит пациенту через 10 дней продемонстрировать самостоятельно измерение АД, оценить результаты.
IV- й этап - реализация.
Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом.
V этап - оценка.
Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно и правильно оценивает результаты измерения.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения - __________.
2. Передача знаний и навыков медсестрой и усвоение их пациентом называется__________ педагогика.
Установите соответствие.
Методы обучения:Действия медсестры:
1) словесныйA. Демонстрация слайдов, медицинских атласов
2) наглядныйБ. Набор дозы пенициллина в шприц
3) практическийB. Изложение материала в виде беседы
Г. Беседа с демонстрацией видеофильма
4. Готовность пациента к усвоению информации зависит от состояния здоровья, умственных способностей, состояния сознания и_________пациента.
Установите соответствие.
Вид способности:Проявление способности:
1) организаторскиеA.Умение находить взаимоотношение с пациентом,
2) коммуникабельностьучитывая его индивидуальные особенности
3) экспрессивностьБ. Умение выразить свои чувства, мысли
4) конструктивность B. Умение проектировать развитие обучающего процесса,
как преподнести тот или иной материал
Г. Стремление к лидерству, умение выделить цели, задачи
6. Обучение в сестринском деле - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности____________и медсестры.
7. Необходимые личностные черты медсестры в процессе обучения:
а)расчетливость
б)самозабвенность
в) психологический такт
г) деспотизм
8. Умение выразить свои чувства, мысли или скрыть их выражается в способностях______.
9. Демонстрация лекарственных препаратов относится к ______методу обучения.
10. Медсестре лучше обучать пациентов:
а) индивидуально
б)группой
в) малой группой
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки проживает ее внучка, учащаяся 10 класса. Пациентка предъявляет жалобы на слабость, одышку, кашель с трудно отделяемой мокротой и ей кажется, что по вечерам у нее повышается температура тела, а иногда и днем познабливает.
Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь несколько горячее, чем в норме. Дыхание 18 в мин, пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный, пульс 90 в мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст. Медсестра посоветовала измерять температуру тела каждые 3 часа, обещала навестить ее снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка отвечает: "Да я не запомню, какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Сама не смогу, плохо вижу. Мне внучка поможет".
Задача 2
Пациентка Н., 40 лет, прикована к инвалидной коляске в результате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, которую она получила много лет назад во время выполнения прыжка с брусьев и неудачного приземления. Долго и упорно лечилась, перенесла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средство передвижения как по дому, так и вне дома. Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности ДВИГАТЬСЯ. Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коляске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх. При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные покровы бледные, дыхание 18 в мин, пульс 102 уд. в минуту аритмичный, АД 120/75 мм рт. ст. Врач назначил лечение и сказал: "Принимайте лекарство под контролем частоты пульса". При повторном посещении пациентки на дому медсестра выяснила, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, не знает.
Задачи 1 и 2 разберите по предложенному выше образцу.
ГЛОССАРИЙ
ВОСПРИЯТИЕ - наблюдение.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ -способность к общению, общительность.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА
МОТИВ - побудительный эффект.
ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении человека.
ПОЛИМОТИВАЦИЯ - несколько побудительных мотивов.
ПРИЕМ - совокупность действий.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры к пациенту или его окружению.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 10