Превосходные наблюдения и замечания.флоренс найтингейл об особенностях многих больных и об отношении к этому сестер милосердия.
"Искусство ухода за больными можно, конечно, в известной степени изучать из книг; но из них невозможно почерпнуть искусства думать обо всем необходимом, так как "необходимое" бывает различно в каждом отдельном случае".
"Сознание ответственности, все равно в больших или малых делах, ясно только немногим мужчинам, а равно и немногим женщинам. В чрезвычайных, равно как в малых повседневных несчастиях, довольно часто можно свести первоначальную причину к тому, что кто-нибудь не исполнил своей обязанности или по крайней мере не знаком с ответственностью своего положения".
"Разумеется, ответственность состоит не в том только, чтобы самому исполнять все должным образом, но также и в заботливости, чтобы все другие поступали точно также, и чтобы никто тому не препятствовал по незнанию или умыслу".
"На больного никакой шум и никакая суматоха не действует так сильно, как вызванные без всякой надобности. Они возбуждают в нем в высшей степени напряженное чувство ожидания чего-то неизвестного".
"Первое правило всякого порядочного ухода за больными заключается в том, что никогда ни с намерением, ни по неосторожности не следует будить больного. Если его первый сон совершенно растревожен, то можно быть уверенным, что он нескоро вновь заснет. Как оно не кажется странным, тем не менее верно, что больной, разбуженный после нескольких часов сна, легче засыпает вновь, нежели тот, которого разбудили через несколько минут после того, как он уснул".
"Здоровый человек, который спит днем, ночью будет спать не хорошо. У больных наоборот: чем больше им дают спать, тем продолжительнее их сон".
"Привычку некоторых шептаться в комнате больного можно назвать жестокостью, так как последний, наверное, неминуемо будет напрягаться, чтобы вслушаться в разговор".
"Больному в высшей степени противно, когда окружающие ходят на цыпочках и меняют свой голос. Гораздо лучше говорить своим настоящим, хотя бы и грубоватым голосом, нежели слабым или неестественным тоном, который положительно расстраивает больному нервы".
"Попадаются сестры милосердия, которые не могут затворить дверей, не производя оглушительного стука. Или же они отворяют их слишком часто, совершенно без надобности, потому что не подумают обо всем, что можно принести в один раз. Я сама собственными глазами видела ужас, выражающийся на лице одной больной каждый раз, когда входила сестра милосердия в комнату, причем она непременно натыкалась на ящик с углем".
"Далее, хорошая сестра милосердия должна позаботиться, чтобы в комнате больного двери не скрипели, окна не дребезжали, шторы и занавеси не болтались. Особенно внимание должно быть обращено на это обстоятельство, особенно в том случае, если больного оставляют на ночь одного".
"Всегда следует садиться против больного, чтобы избавить последнего от необходимости делать усилия для поворачивания головы в сторону говорящего. Ведь у всякого существует потребность смотреть в лицо тому, к кому он обращается со словом. Равным образом, разговаривая с больным стоя, мы его этим заставляем постоянно смотреть вверх. Сидеть необходимо как можно спокойнее и избегать в разговоре всякой жестикуляции".
"Гуляющего больного никогда не следует останавливать или обгонять, чтобы сказать ему что-нибудь. Трудно представить себе напряжение, которое необходимо выздоравливающему, чтобы остановиться лишь на несколько секунд и слушать".
"Всякое движение в комнате больного после того, как с ним попрощались, пожелав ему покойной ночи, влечет за собою тревожную ночь для него. Если к тому еще больной разбужен, то его, наверное, ожидает бессонная ночь".
"Обращаясь к больному, необходимо всегда выражаться точно и определенно, в особенности, если от него требуется ответ. Никогда не следует обнаруживать перед ним собственной неуверенности в чем-либо. Это особенно важно, когда дело идет о мелочах. Сомневаться можно про себя, а перед больным нужно иметь вид полной уверенности. Люди, не могущие отказаться от размышлений вслух и перечисляющие каждый раз все доводы за и против чего- либо, непригодны для ухода за больными".
"Нерешительность для больных нечто ужасное! Когда они видят окружающих в нерешимости, они предпочитают сами с большими затруднениями и напряжением собрать все свои мысли и прийти к какому-либо заключению".
"Входя или выходя из комнаты больного, нужно стараться делать это хотя решительно и скоро, но не внезапно, стремительно, а тем более очень шумно. С другой стороны, уходя для принесения ему чего-либо или удалившись из его комнаты, никогда не следует заставлять его ожидать долго возвращения вышедшего. Вообще нужно стараться выработать в себе в отношении больного краткость и определенность во всех вещах, но избегать при этом стремительности и торопливости. Конечно, только тот, кто умеет владеть собой, сумеет избрать средний путь между вялостью и суетливостью".
"Что касается чтения больному вслух, то опыт привел меня к заключению, что больной, который не может сам читать, не переносит обыкновенно и чужого чтения вслух".
"Но если при всем том необходимо что-либо ему почитать, то это нужно делать медленно. Сильно ошибаются, полагая, что больного чтение тем менее напрягает, чем скорее оно оканчивается, и поэтому читают ему, просто не переводя духа".
"Чтец причиняет истинную муку больному невнимательным, рассеянным чтением, тут и там прочитывая что-либо про себя, а под конец, давая ему заметить, что сделаны были некоторые пропуски".
"Только опытные сестры милосердия или люди, сами прошедшие школу тяжелой болезни, могут понимать, как страдают нервы и мысли больного, вынужденного постоянно видеть перед собой все те же четыре стены, тот же потолок и ту же обстановку на время, пока он обречен сидеть взаперти в одной или даже двух комнатах".
"Никогда не забуду я радостного чувства, которое замечала на лицах подобных больных при виде букета пестрых цветов. Точно также припоминаю, что когда я сама была больна, то после получения букета полевых цветов мое выздоровление начало быстро продвигаться вперед".
"Для самого больного представляется столь же мучительным, сколько и непонятным вопрос, почему он переживает гораздо больше мрачных нежели приятных мыслей, и не может разогнать их даже при сильном старании со своей стороны".
"Больному столь же невозможно двигать переломленным членом, как изменить направление своих мыслей без посторонней помощи. Эта неподвижность духа сама по себе составляет столь же характерное явление страдающего какой-нибудь внутренней болезнью, как неподвижность пораженного члена или перелом конечности".
"Следовательно, исключительно заботясь о полезной пищи и питье, мы еще мало делаем для больного. Необходимо также позаботиться и о настроении его духа, доставляя ему возможность созерцать приятное, принося ему цветы или вообще что-либо красивое. Впрочем, уже один свет много содействует этому, и мне по крайней мере кажется, что наблюдаемое у многих больных страстное ожидание рассвета имеет своей причиной общую жажду света, когда многие предметы делаются видимыми и упавший дух больного вновь поднимается".
"Далее прошу обратить внимание на то, что каждый и каждая из нас, здоровых людей, привык к тому или другому роду занятий, за исключением некоторых светских барышень, нервная система которых зато не лучше настроена, чем у больных. Так как мы не сознаем развлечения, доставляемого занятиями, то нам едва приходит в голову, что отсутствие их очень неприятно чувствуется многими выздоравливающими".
"И действительно, легкая ручная работа, как, например, непродолжительное писание или рисование (если больной к этому способен), произведет на него отличное влияние. В меньшей степени это приложимо к чтению, хотя именно оно-то часто и является единственным и доступным больному занятием". "Итак, всегда нужно позаботиться о доставлении больному того или другого развлечения. Почти излишне упоминать, что чрезмерные ручные работы так же могут раздражать его, как и совершенное отсутствие развлечений".
"Большинству слабых больных почти невозможно принимать твердую пищу до 11 часов утра, даже если бы до того они очень ослабели от голода".
"Но зато иногда какая-нибудь ложка крепкого бульона, супа, молочного супа с яйцом каждый час сохраняет голодного больного от полного упадка сил и подготовляет его к возможности дальнейшего приема твердой пищи".
"Если сестре милосердия поручено давать больному каждые 3 часа чашку какой-либо горячей пищи, но больной не в состоянии принять такое количество ее в такой форме, то она может попробовать давать ему через час по столовой ложке. Если же он и этого не переносит, то по чайной ложке каждые четверть часа".
"Слабые больные, иногда только вследствие нервного истощения, не способны глотать, и эта слабость еще более усиливается от настойчивого требования, к ним обращенного".
"Иногда если больные получают свою пищу в строго определенное время, когда они свободны от всяких занятий, то они не только в это время, но и в последующие 2 часа не в состоянии за нее взяться".
"Тем не менее, в особенности у хронических больных, важно точно определить время, когда они могут кушать, равно как подметить часы, когда они чувствуют всего слабее. Как-то, так и другое может со дня на день изменяться. Для всего этого требуется дар наблюдательности и терпения - достоинства, которыми должна обладать всякая хорошая сестра милосердия. Ими удается сохранить жизнь большему числу больных, чем это обыкновенно думают".
"Одно из самых частых последствий сильного ослабления от голода - бессонница, потому что больные обыкновенно спят соответственно тому, как едят".
"Больному можно сделать пищу окончательно противной, если в промежутках от одной трапезы до другой оставлять около его постели нетронутые им блюда в надежде, что, может быть, в течение этого промежутка у него явится желание что-либо съесть. Кушанье должно быть подано вовремя и вовремя же убрано; все равно, ел ли он или нет.
"Доказано, что больной тем легче справляется с кушаньем, чем меньше ему мешает при этом присутствие посторонних. Даже на случай, когда его приходится кормить из рук, сестра милосердия не должна ему позволять говорить и сама как можно больше должна молчать, в особенности обо всем, что касается кушаний".
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3
ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.
Студенты должны
ЗНАТЬ:
• необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле;
• основные понятия философии сестринского дела:
• пациент, сестринское дело, окружающая среда и общество, здоровье;
• определение сестринского дела, его миссию, цели и задачи, соотношения сестринского дела и общества, лечебного и сестринского дела;
• этические элементы философии сестринского дела,
обязанности, ценности и добродетели медсестры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Охарактеризуйте исторические изменения, которые претерпело сестринское дело в своем развитии до наших дней.
2. Ваше собственное представление о целях и задачах сестринского дела, его сегодняшнем и завтрашнем дне.
3. Дайте определение понятия "медицинская сестра".
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы шелуха погибшая" Н. Рерих