Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Роль Флоренс Найтингейл в сестринском деле

Основные вехи истории сестринского дела. Ф.Найтингейл – основоположница сестринского дела как науки. Российское общество Красного Креста.

История медицины своими корнями уходит в глубь веков. В современном понимании медицина стала наукой в Древней

Греции и, несомненно, связана с медициной древних куль­тур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Уже при рабовладельческом строе складываются два направ­ления врачевания: народная и храмовая медицина.

Золотой век Греции оставил нам имена великихврачевателей:

Асклепий(VI—V века до н.э.) — почитался богом врачебно­го искусства и вошел в историю медицины под именем Эску­лап. Асклепия изображали в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей. Змею считали символом мудрости, здоровья и бессмертия, поэтому эмблема медицины — змея, обвивающая чашу. От имени «Асклепий» произошло слово асклепионы — лечебницы — прообраз современных санатори­ев. В искусстве врачевания Асклепию помогали его дочери — Панакея (покровительница лекарственного врачевания, от ее имени произошло слово «панацея» — универсальное средство от болезней) и Гигея (ее имя вошло в историю разделом ме­дицины — гигиена). Согласно греческой мифологии врачи Махаони Подалирийсчитались сыновьями Асклепия.

Гиппократ(V век до н.э.) — знаменитый врач древности — родился на острове Кос. Легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколение.

По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знат­ному роду врачей. Гиппократ жил в период величайшего внут­реннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. Его наследие — труды, посвященные целостности организма, здо­ровому образу жизни, этические аспекты — не устарели до нашего времени. Это был врач-философ, сочетавший в себе врачебный опыт с большим пониманием людей и окружав­шей природы. Гиппократа справедливо называют «отцом ме­дицины». Работы Гиппократа явились основой для современной курортологии, гигиены, медицинской географии, диетологии. Созданная им школа положила начало фунда­ментальным принципам теории и практики медицины. Он неустанно заботился о достоинстве врача и питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство ме­дицины.

В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну — секреты этого искусства сохранялись внутри рода или семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. По­зднее рамки семейных школ расширились: в них за определен­ную плату стали принимать учеников — не членов рода.

Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войс­ках, служили при правителях или же странствовали из одного города в другой.

Опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских вра­чей обобщил в труде «Канон врачебной науки» великий средне­азиатский ученый, врач, философ Ибн Сипа(980—1037 гг.), прозванный в Европе Авиценной.«Канон» многие века был ру­ководством для медиков средневековой Европы, знание его со­держания считалось обязательным для каждого врача.

У народов Древнего мира за больными людьми ухаживали близкие и родственники. В основе медицины лежало враче­вание, но не было людей, профессионально занимающихся уходом.

Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Роль Флоренс Найтингейл в сестринском деле

История женского служения больным и раненым восходит к истокам христианства.

Когда на картах мира появилось государство Московия, в Европе уже веками существовали добровольные объединения лиц, посвятивших себя уходу за больными и ранеными. Хрис­тианская церковь с самого начала своего существования взяла на себя заботу о бедных и больных: обязанность эта лежала на диаконах и диаконисах (в переводе с греческого — служители).

Эпоха средневековья создала условия для появления боль­ниц и госпиталей, которые предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В XI—XIII веках во многих городах Западной Европы со­здаются общины женщин и духовные попечительства для боль­ных, госпитальные братья и сестры посвящали свою жизнь уходу за больными, престарелыми людьми.

Традиция женского медицинского служения возобновилась в XVII веке во Франции. Священник Викентий Поль органи­зовал первую общину и школу сестер милосердия,в которой будущие сестры получали теоретическую подготовку. Его опыт был распространен по многим странам Европы. Так был со­здан Инсппуг сестер милосердия— первая попытка организа­ции обучения сестричества.

В. Польввел в сестринском деле термины «сестра милосер­дия», «старшая сестра».

Опыт сестринского ухода стал востребованным многими странами в период военных действий.

Крымская война (1853—1856 гг.) потребовала качественно нового, квалифицированного ухода за больными и ранены­ми. Идея помощи раненым силами сестер милосердия яви­лась предпосылкой для организации Общества Красного Кре­ста. Основоположником организации стал гражданин Швей­царии Анри Дюнан. Он был поражен страданиями раненых и деятельностью англичанки Ф. Найтингейл, Н.И. Пирогова и его отряда сестер во время войны. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне (флаг родины Дюнана — белый крест на красном). Судьба не была благосклонна к А. Дюнану — он умер в нищете, так и не прикоснувшись к Нобелевской премии. Инициатором и вдохновителем созда­ния организации выступила Флоренс Найтингейл.

Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. в аристокра­тической английской семье во Флоренции, где она появилась на свет во время путешествия ее родителей. Образованием дочери занимался отец, он сам учил ее языкам: греческому, латинскому, французскому, немецкому и итальянскому, за­нимался сней историей, математикой и философией.

С ранних лет Флоренс была застенчивой и не по годам серьез­ной девочкой. Идея службы в госпитале пришла совсем нео­жиданно, как озарение. Она много путешествовала, изучала организацию работы в госпиталях. Ухаживая за своими род­ными, Флоренс начинает все больше осознавать необходимость специального образования для ухода за больными людьми, хотя общество того времени традиционно считало, что для ухода за больными не нужно никаких знаний— выполнение этих функций входило в обязанности каждой женщины. В 1849 году она посетила Институт диаконис в Кайзерверте (Германия) и возвратилась в Англию с твердым намерением стать сестрой милосердия.

В 1851 году Флоренс против воли родителей едет в Герма­нию в школу для обучения уходу за больными. Через два года она стала управляющей небольшой частной больницей в Лон­доне.

В марте 1854 года Англия и Франция объявили войну Рос­сии. Флоренс собирает отряд медсестер и 5 ноября 1854 г. прибывает на турецкий театр боевых действий. Появление женщин было воспринято врачами с большой неприязнью — медсестрам даже запретили входить в палаты.

Мисс Найтингейл и медсестры принялись за титанический труд: чистили бараки, устраивали печи, организовывали го­рячее питание, обмывали и перевязывали раненых, ухажива­ли за больными. Флоренс приводили в отчаяние случаи амо­рального поведения и пьянства медсестер, которых она была вынуждена отправлять домой. После 8 часов вечера мисс Най­тингейл запретила всем женщинам входить в палаты, в ноч­ные часы уход обеспечивали выздоравливающие солдаты. Каждую ночь она сама делала обходы, проверяя качество ухо­да за самыми тяжелыми больными. Так родился образ жен­щины с лампадой в руке — символ милосердия и сестринско­го дела.

Последовательное проведение в жизнь принципов санита­рии и ухода за ранеными принесло свои результаты: менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2%.

В своей книге «Записки о госпиталях» Ф. Найтингейл пока­зала связь санитарной науки с организацией госпитального дела.

Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела. А когда в 1855 году Флоренс за­болела крымской лихорадкой, то о здоровье женщины-леген­ды беспокоилась вся страна, включая королеву Викторию.

В конце 1856 года Флоренс вернулась в Англию и организо­вала сбор пожертвований с целью создания школы для подго­товки сестер милосердия. В 1860 году она открыла в Лондоне в госпитале первую современную сестринскую школу нового типа. Созданная мисс Найтингейл система подготовки мед­сестер послужила основой современного преподавания сест­ринского дела во всем мире; ее школа фактически стала моде­лью подготовки управленческого и педагогического звена сес­тринского персонала.

В своей книге «Записки об уходе» (1860 г.) она впервые:

■ выделила две области в сестринском деле — уход за боль­ными и уход за здоровыми;

■ дала определение сестринского дела;

■ показала отличие сестринского дела от врачебного;

■ провела анализ влияния санитарно-гигиенических фак­торов на состояние здоровья.

Вторая половина XIX века — возникновение сестринского дела как профессии. С этого времени можно говорить о разде­ле медицины гипургии — «уходе за больным».

В 1883 году Ф.Найтингейл была награждена Королевским Красным Крестом, а в 1907-м — орденом «За заслуги».

В 1901 г. Ф. Найтингейл ослепла. Умерла она в один год с А. Дюнаном (1910 г.) и похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне.

Имя Флоренс Найтингейл стало символом милосердия во всем мире. Всю свою жизнь она посвятила служению сест­ринскому делу. Благодаря этой женщине был поднят престиж профессии медицинской сестры, сестринское дело определе­но как наука и одновременно искусство, требующее опреде­ленной специальной подготовки. В Лондоне ей воздвигнут памятник.

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красно­го Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл—до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер мило­сердия во всем мире. Этой медалью награждают лучших сес­тер в день рождения Ф.Найтингейл. Первые медали в нашей стране были присуждены двум участницам Великой Отече­ственной войны: Герою Советского Союза фельдшеру Левченко Ирине Николаевне и хирургической сестре Савченко Лидии Филипповне.

Обязательство Ф. Найтингейл дают выпускники медицин­ских колледжей и училищ. Выпускники медицинских ВУЗов принимают присягу врача России.

Наши рекомендации