IV. Зрительно-пространственный гнозис, праксис
1.Часы 1.I 2. 3.II 4. 5. 6. 7.
III 8. 9.
Рисунок.
а.Куб , дом
Самостоятельный рисунок, копирование
б.Копирование с перешифровкой. Человечек, треугольник ________________________
Пробы Хэда
а) одноручные: прав. тыл к подбородкулев. рука - прав. бровь
правый тыл-левая щека - лев. рука-прав. ухо прав. ладонь - лев. щекалев. тыл - лев. щека
б) двуручные: лев.р. пр. щека - пр. тыл лев. локотьлев. тыл на пр. вертикальный кулак
лев. рука пр. ухо - пр. тыл лев. щека
Кинестетический гнозис
Проба на праксис позы пальцев рук с переносом позы.
Правая рука: 2-5 → 1+3 → 3 на2→4-5 → 1+4→
Левая рука: 2-3→4-5 → 1+3→2 на3 → 1+4→
________________
5.Оральный праксис
Подуть , Показать зубы , Поцокать , Язык за лев.щеку , Высунуть язык
_________________________________________________________________
V.Память
1. Зрительная память
Воспроизведение
Узнавание: 1_____2____3____4____5____6____7____8____9____10____
Оценка выполнения: прав.узнав._______; ложное узнав. _____; отсутств. узнав_____;
_______________________________
Слухоречевая память
Слова. 2 группы по три слова;
а) 1. холод рама клин 2. гость риск дождь;
б) 1. дом лес ночь 2. кот стол мост
в) 1.рана пена тина 2. мина сено шина
Интерференция счетом 100-7=
Отсроченно: 1? 2?
Оценка выполнения: объем воспр._______; контамин._______; персевер_____; порядок______;
парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.
Узнавание
а) гостьклон рискокно дождь тепло холод снег рамакость клинрост .
б) день котрощастолкоммостротдомпостлесстул ночь .
в) минанитьсеномылошинарама ранашило пенатрава тина бомба .
Оценка выполнения: прав.узнав._______; ложное узнав. _____; отсутств. узнав_____;
Слова. 5 слов: дом лес кот ночь стол
Оценка выполнения – кривая запоминания после 3 предъявлений
Предложения
1.В саду за высоким забором росли яблони 2.На опушке леса охотники убили волка
Оценка выполнения: объем воспр._______; контамин._______; персевер_____; потеря лексем______;
парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.
________________________________
Рассказы
Для непроизвольного запоминания чтение, затем пересказ
Хитрая лиса, Умная ворона
Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка, бросила муравью веточку. Он взобрался на нее и спасся.
Охотник расставил сети и поймал голубку. Когда он вынимал голубку из сетей, муравей подполз и укусил охотника за руку. Охотник выпустил сеть и голубка улетела
Галка и голуби. . Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли, но она не выдержала и закричала по-галочьи, тогда голуби ее узнали и выгнали. И она полетела к своим, но свои ее не узнали и тоже выгнали.
Оценка выполнения: мораль ; объем воспр._______; контамин._______; персевер_____;
потеря лексем______; парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.
____________________________________________________________________________________
VI.Речь
Слухоречевой гнозис
1.Фонематический слух:
Повторение звуков, слов
П- Б, С- З , Д-Т . Коса –коза, половник- полковник .
Бочка-почка-мочка-дочка . _________________________________________________
2.акустико мнестическая афазия (см. слухоречевая память)
3.амнестическая афазия (см. зрит.предметный гнозис, называние предметов)
__________________________________________________
Семантическая афазия
Понимание предложений с предлогами (ящик и бочка): на, под, перед, за, в.
Понимание логико-грамматических конструкций:
1. клеенка покрыта скатертью; 2. девочкой спасен мальчик;
3. машиной перевозится трактор; 4. дотронуться левой рукой до правого уха;
5. дотронуться правой рукой до правой брови; 6. показать ручку карандашом.
_____________________________________________
Афферентная моторная афазия
Повторение близких артикулем: м-б-п; д-н-л; с-ш-ж; к-х-г
Повторение слогов, слов и фраз, содержащих сложную артикуляционную структуру: тпру, стро, кораблекрушение, министерство внутренних дел, из-под топота копыт пыль по полю летит.
Прямой ряд + обратный ряд (месяцы, неделя) (отсутствие трудностей переключения при наличии артикуляционных ошибок указывает на наличие афферентной моторной афазии) 7.Эфферентная моторная афазия
Повторение слогов, слов и фраз: натуральный ряд чисел, четные числа, .
Повторная речь би-ба-бо, ба-би-бо, бо-би-ба
___________________________________________________
Динамическая афазия
Рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок (например «Разбитое окно»)
Рассказ на заданную тему (например, «Север»)
Называние глаголов: копать , гладить , рисовать , вязать , рубить .
_________________________________________________________________________________
VII.Мышление
Решение арифметических задач.
Оценка выполнения: понимание инструк.; операциональная сторона; удержание промеж.рез-тов, контроль
Исключение предметов или понятий (4-й лишний из нейропсихол.альбома) .
- 2. 3. 4.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор
Также см. Счет,
Понимание смысла сюжетной картинки
Решение матриц Равена, вариант А.
Ошибки: пространственные, регуляторные.
______________________________________________________________________________
VIII.Праксис
1.Графическая проба
Оценка выполнения: ошибки , в т.ч. персевер.
_________________________________________
2.Реципрокная координация.
Оценка выполнения: нормальное , со сбоями , поочередное, с уподоблением ,Асимметрия рук: лев/прав: отставание/сбои , передвижение , недоведение .
________________________________________
Также см.Проба на праксис позы пальцев рук с переносом позы,оральный праксис.
Письмо
«Мишкины шишки», «кораблекрушение», «из-под топыта копыт пыль по полю летит» и др. Оценка выполнения: ошибки, в т.ч. персеверации, зрительно-пространственные и др.
____________________________________________________________________
IX.Внимание
Таблицы Шульте 3-5 шт.
Встречные ряды (1,12) 1.
2.
Оценка выполнения: ошибки , в т.ч. персевер. ; простр.ош. ;
_________________________________________________________________________________