IV. Зрительно-пространственный гнозис, праксис

1.Часы 1.I 2. 3.II 4. 5. 6. 7.

III 8. 9.

Рисунок.

а.Куб , дом

Самостоятельный рисунок, копирование

б.Копирование с перешифровкой. Человечек, треугольник ________________________

Пробы Хэда

а) одноручные: прав. тыл к подбородкулев. рука - прав. бровь 

правый тыл-левая щека - лев. рука-прав. ухо прав. ладонь - лев. щекалев. тыл - лев. щека

б) двуручные: лев.р. пр. щека - пр. тыл лев. локотьлев. тыл на пр. вертикальный кулак 

лев. рука пр. ухо - пр. тыл лев. щека

Кинестетический гнозис

Проба на праксис позы пальцев рук с переносом позы.

Правая рука: 2-51+33 на2→4-51+4→ 

Левая рука: 2-3→4-51+3→2 на31+4→ 

________________

5.Оральный праксис

Подуть , Показать зубы , Поцокать , Язык за лев.щеку , Высунуть язык

_________________________________________________________________

V.Память

1. Зрительная память

IV. Зрительно-пространственный гнозис, праксис - student2.ru

Воспроизведение

Узнавание: 1_____2____3____4____5____6____7____8____9____10____ 

IV. Зрительно-пространственный гнозис, праксис - student2.ru

Оценка выполнения: прав.узнав._______; ложное узнав. _____; отсутств. узнав_____;

_______________________________

Слухоречевая память

Слова. 2 группы по три слова;

а) 1. холод рама клин 2. гость риск дождь;

б) 1. дом лес ночь 2. кот стол мост

в) 1.рана пена тина 2. мина сено шина

Интерференция счетом 100-7=

Отсроченно: 1? 2?

Оценка выполнения: объем воспр._______; контамин._______; персевер_____; порядок______;

парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.

Узнавание 

а) гостьклон рискокно дождь тепло холод снег рамакость клинрост .

б) день котрощастолкоммостротдомпостлесстул ночь .

в) минанитьсеномылошинарама ранашило пенатрава тина бомба .

Оценка выполнения: прав.узнав._______; ложное узнав. _____; отсутств. узнав_____;

Слова. 5 слов: дом лес кот ночь стол

Оценка выполнения – кривая запоминания после 3 предъявлений

Предложения 

1.В саду за высоким забором росли яблони 2.На опушке леса охотники убили волка

Оценка выполнения: объем воспр._______; контамин._______; персевер_____; потеря лексем______;

парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.

________________________________

Рассказы 

Для непроизвольного запоминания чтение, затем пересказ

Хитрая лиса, Умная ворона

Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка, бросила муравью веточку. Он взобрался на нее и спасся.

Охотник расставил сети и поймал голубку. Когда он вынимал голубку из сетей, муравей подполз и укусил охотника за руку. Охотник выпустил сеть и голубка улетела

Галка и голуби. . Галка услыхала, что голубей хорошо кормят, побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли, но она не выдержала и закричала по-галочьи, тогда голуби ее узнали и выгнали. И она полетела к своим, но свои ее не узнали и тоже выгнали.

Оценка выполнения: мораль ; объем воспр._______; контамин._______; персевер_____;

потеря лексем______; парафазии _____; тормож. ретроакт ____; проактивн ________.

____________________________________________________________________________________

VI.Речь

Слухоречевой гнозис

1.Фонематический слух: 

Повторение звуков, слов

П- Б, С- З , Д-Т . Коса –коза, половник- полковник .

Бочка-почка-мочка-дочка . _________________________________________________

2.акустико мнестическая афазия (см. слухоречевая память)

3.амнестическая афазия (см. зрит.предметный гнозис, называние предметов)

__________________________________________________

Семантическая афазия

Понимание предложений с предлогами (ящик и бочка): на, под, перед, за, в. 

Понимание логико-грамматических конструкций:

1. клеенка покрыта скатертью; 2. девочкой спасен мальчик;

3. машиной перевозится трактор; 4. дотронуться левой рукой до правого уха;

5. дотронуться правой рукой до правой брови; 6. показать ручку карандашом.

_____________________________________________

Афферентная моторная афазия

Повторение близких артикулем: м-б-п; д-н-л; с-ш-ж; к-х-г

Повторение слогов, слов и фраз, содержащих сложную артикуляционную структуру: тпру, стро, кораблекрушение, министерство внутренних дел, из-под топота копыт пыль по полю летит.

Прямой ряд + обратный ряд (месяцы, неделя) (отсутствие трудностей переключения при наличии артикуляционных ошибок указывает на наличие афферентной моторной афазии) 7.Эфферентная моторная афазия

Повторение слогов, слов и фраз: натуральный ряд чисел, четные числа,  .

Повторная речь би-ба-бо, ба-би-бо, бо-би-ба

___________________________________________________

Динамическая афазия

Рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок (например «Разбитое окно»)

Рассказ на заданную тему (например, «Север») 

Называние глаголов: копать , гладить , рисовать , вязать , рубить . 

_________________________________________________________________________________

VII.Мышление

Решение арифметических задач.

Оценка выполнения: понимание инструк.; операциональная сторона; удержание промеж.рез-тов, контроль

Исключение предметов или понятий (4-й лишний из нейропсихол.альбома) .

  1. 2. 3. 4.

Понимание переносного смысла пословиц и метафор

Также см. Счет,

Понимание смысла сюжетной картинки

Решение матриц Равена, вариант А.

Ошибки: пространственные, регуляторные.

______________________________________________________________________________

VIII.Праксис

1.Графическая проба

Оценка выполнения: ошибки , в т.ч. персевер.

_________________________________________

2.Реципрокная координация. 

Оценка выполнения: нормальное , со сбоями , поочередное, с уподоблением ,Асимметрия рук: лев/прав: отставание/сбои , передвижение , недоведение .

________________________________________

Также см.Проба на праксис позы пальцев рук с переносом позы,оральный праксис.

Письмо

«Мишкины шишки», «кораблекрушение», «из-под топыта копыт пыль по полю летит» и др. Оценка выполнения: ошибки, в т.ч. персеверации, зрительно-пространственные и др.

____________________________________________________________________

IX.Внимание

Таблицы Шульте 3-5 шт.

Встречные ряды (1,12) 1. 

2.

Оценка выполнения: ошибки , в т.ч. персевер. ; простр.ош. ;

_________________________________________________________________________________

Наши рекомендации