Нормы права, распространенные в народе

Народные знания

Нормы права, распространенные в народе

В различных регионах население при случаях, требующих суда, если нет возможности обратиться в суд или не желают иметь дело с официальными властями, прибегают к нормам права, распространенным в этом регионе. В подобном случае в деревне население организует народный суд, который рассматривает происшествие, опираясь на нормы права этого региона.

Эти суды, опираясь на правовые нормы этого региона, контролируют и направляют общественную жизнь. Вот некоторые вопросы, рассматриваемые данными судами: женитьба, развод, разделение наследства, взаимоотношения между соседями, определение границ полей, воровство, долговое право и прочее.

Меры наказания, определяемого подобным судом, следующие: выговор, общественное давление, изгнание из деревни, штраф на благо деревни и прочее.

Следует помнить, что современное право также корнями опирается на правовые нормы общества.

Народная экономика

Народные знания

Народная экономика

Народная экономика является определяющей основой культуры народа.

В деревнях Анатолии народная экономика в основном опирается на земледелие и животноводство.
Занятие, которым народ добывает себе пропитание, называют народной экономикой. Народная экономика, которая кажется не влияющей на культуру народа, на самом деле оказывает воздействие на все аспекты жизни народа, начиная от архитектуры и заканчивая верованиями.
Животноводство, пчеловодство, охота, занятия ремеслом и прочие занятия являются составляющими народной экономики.

Вот некоторые примеры того, как народная экономика отражается на верованиях народа:

- Сейте в апреле месяце. Перед тем как посеять, за месяц до посева, возьмите в дом по одному плоду того, что будете сеять (чтобы урожай был обильным).

- До того как посеять свое поле, не давайте семена соседям (чтобы изобилие не покинуло вас).
- В первую очередь необходимо посеять семена какого-нибудь сладкого плода, а горькие и острые культуры нужно сеять в самую последнюю очередь (чтобы не пропал вкус).

- Женщины, у которых начались месячные, не должны сеять или сажать дерево (чтобы изобилие не покинуло вас).
- На протяжении месяца мая к хвосту коровы необходимо привязать ленточку яркого цвета (чтобы удой не уменьшился).
- Во время града старики должны выйти на улицу. Считалось, что вместе с громом на землю сыплется изобилие.
- Старые ветки на деревьях нельзя обрезать за три дня до религиозных праздников и во время религиозных праздников.
- На Новый год в дом вводили быка. Считалось, что если бык войдет в дом правой ногой, то год будет урожайным.
- На Новый год хозяйка дома бросала на стены дома фасоль (считалось, что это принесет в дом изобилие).
- Для того чтобы пошел дождь и урожай был обильным, выходили на поле молиться. В регионах, где часто идут дожди, выходили на поле молиться, чтобы перестал дождь.

- Считалось, что утром в Новый год тот, кто первым принесет воды, станет богатым.

За несколько дней до Нового года все везли зерно на мельницу, чтобы войти в новый год с полными мешками муки (считалось, что если на Новый год мешки муки полны, то год будет сытным).

• Наши пастбища

Религиозные праздники

Так как религиозные праздники вычисляются по лунному календарю, ежегодно их дата меняется. Праздники Курбан байрам и Рамазан байрам, следуя изменениям календаря, празднуются на десять дней раньше, чем в предыдущем году. Рамазан байрам празднуется в первые три дня месяца шевваль, а Курбан байрам отмечается в течение четырех дней и начинается десятого числа месяца зульхиджа. Эти праздники народ до сих пор празднует, хоть и не так, как в прошлом.

Главной особенностью этих праздников являются встречи с родственниками, соседями и друзьями. Молодежь поздравляет старших, целуя их руку, а взрослые дарят им подарки. Пришедших поздравлять в Рамазан байрам угощают конфетами, и поэтому этот праздник также носит название «Праздник конфет». В Курбан байрам угощают мясом барана или бычка, принесенных в жертву. По свидетельству хорезмского ученого Аль-Бируни, жившего в Х веке, обычай предлагать гостям конфеты пошел после того, как Джем научился из стебля сахарного тростника делать их и начал раздавать их в день празднования Навруза. И если раньше сладостями угощали только на Навруз, то впоследствии этот обычай распространился на остальные праздники.

В Турции Курбан байрам в сравнении с Рамазан байрамом отмечается менее пышно. История этого праздника уходит во времена пророка Ибрагима, который по Божьему велению собирался принести своего сына в жертву, но Господь послал ему агнца, принесенного в жертву вместо мальчика. В честь этого события в исламе этот день был объявлен праздником.

Месяц зулькаада, находящийся между месяцем шевваль, на который приходится празднование Рамазан байрама, и месяцем зульхиджджа, в котором отмечают Курбан байрам, называют серединным месяцем. Браки, заключенные в этом месяце, считаются несчастливыми. В первый день лица, совершающие хадж, приносят жертву в местечке Мина в Мекке. По исламу жертвоприношение является обязательным для каждого мусульманина, имеющего возможность сделать это.

Есть несколько обычаев, связанных с жертвоприношениями. Часть этих обычаев является обязанностями по исламу, а другая часть - это обычаи народа. Например, в некоторых районах нашей страны барана до жертвоприношения купают, красят хной и украшают лентами. Окрашивание агнца перенято у иудеев, которые делали это в еще более древние времена, а украшение лентами - обычай, который до сих пор существует в некоторых регионах Центральной Азии. Третья часть мяса остается у того, кто принес жертву, остальное раздается соседям, родственникам и беднякам.

Главной особенностью Рамазан байрама и Курбан байрама являются пышные народные гулянья. Молодежь собирается на площадях, которые во время праздников напоминают ярмарки и где устраиваются разнообразные игры и конкурсы.

Рамазан байрам – это праздник, который отмечается после поста в месяц рамазан. Пост также имеет свои обычаи и традиции. Раньше люди, блюдущие пост, после вечерней трапезы, особенно когда пост приходился на летние месяцы, не спали, дожидаясь завтрака, называемого сахур. Следовательно, в промежуток времени между совершением намаза и сахуром они развлекались. Такие районы Стамбула, как Шехзадебаши, Диреклерарасы, Чемберлиташ и Диванйолу, напоминали праздничные ярмарки. Гулянья, присущие Рамазан байраму, начинались с представлений кукольного театра, пьесы которого описывали приключения Карагеза. В провинции, как правило, проводились собрания, на которых слушали ашугов, которые под аккомпанемент саза рассказывали сказки, пели народные песни.

Праздник скотоводов

Некоторые примеры из праздников животноводов

ОБРЯД, ПРОВОДИМЫЙ ВО ВРЕМЯ БРАЧНОГО СЕЗОНА У ОВЕЦ

Брачный сезон у овец длится с 1 октября по 20 ноября. За два месяца до этого бараны отделяются от основного стада. С началом брачного сезона во всех деревнях Анатолии, где занимаются животноводством, народ собирается на праздник животноводов. Жители деревни, собравшиеся на площади, играют на барабанах и флейте. Чабаны отпускают баранов, предварительно окрашенных хной, к стаду. В некоторых деревнях перед этим процессом имам читает молитву.

У населения бытуют поверья, связанные с этим праздником. Также в этот день исполняют некоторые ритуалы. Считается, что если перед праздником на спину барана посадить мальчика, родившиеся ягнята будут иметь мужской пол, а если посадить девочку, то ягнята будут иметь женский пол. Также считается, что если первый баран выберет себе овцу с черной шерстью – зима будет теплой, а если выберет овцу с белой шерстью, то зима будет суровой. Если баран выберет овцу с бурой шерстью, то зима будет в меру холодной. После этого процесса чабан должен сделать ритуальное омовение. Считается, что если чабан до ритуального омовения пройдет среди стада, то ягнята родятся больными. Также бытует поверье, что если кто-то будет ходить с пустым сосудом в руках, то у овцы не будет хватать молока, для ягненка.

Праздник Сая (Saya Bayramı)
Слово «сая» означает морду овцы. Празднуется этот праздник через сто дней после начала брачного сезона у овец. Продолжительность беременности у овец 150 дней. Считалось, что после беременности, через сто дней ягненок оживает, у него начинает расти шерсть в утробе матери. Этот день называют праздником Сая, который празднуется пышно. Ночью этого дня проводятся следующие мероприятия:

1 . Чабаны, дети и молодежь, надев на себя странные костюмы, ходят по домам, поют песни, говорят скороговорки и собирают чаевые.

2 . В некоторых регионах, чабаны, которые ходят по домам, устраивают маленькие спектакли, где главные герои «Араб» и «Старец». Эти двое постоянно дерутся друг с другом и в итоге «Старец» умирает. Чтобы воскресить «Старца», необходимо ему в рот положить еду, от чего он воскресает.

3 . После того как чабаны закончат ходить по домам, они приготавливают пищу из собранных продуктов и, собравшись вместе, ужинают. В этот день до утра играют на музыкальных инструментах и поют песни.

ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИПЛОДОМ У ОВЕЦ

Среди праздников чабанов, которые протекают в течение пятимесячного периода, этот ритуал является последним. Эти ритуалы проводятся через пятьдесят дней после праздника Сая. В это время у овец начинается окот. Этот период ошибочно считать праздником, в это время проводятся только некоторые ритуалы.

В вилайетах Малатья, Карс, Эрзинджан с рождением первых ягнят чабаны ходят по домам и собирают подарки с хозяев овец, находящихся в стаде. Чабану, который принесет в деревню первого ягненка, дают щедрые чаевые. В некоторых регионах во время рождения ягнят чабаны пасут стадо недалеко от деревни. Когда рождается ягненок, они через кого-нибудь передают весть хозяину. Владельцы овец в этот период приносят чабану подарки и различные кушанья.

Есть некоторые поверья и запреты, связанные с периодом окота у овец. В этот день нежелательно давать соседям соль или огонь. Также за два месяца до окота у овец нежелательно давать соседям дрожжи, соль и огонь.

Национальные праздники

Это праздники, которые отмечаются во всех городах и весях нашей страны (30 августа - День победы, 29 октября – День провозглашения республики). В эти праздничные дни устраиваются военные парады, народные танцы и гулянья. Во многих регионах нашей страны после того, как закончатся официальные празднования, народ собирается на площадях и продолжает праздновать. Барабан и флейта являются неотъемлемыми атрибутами народных гуляний на праздниках. Если в сельских районах Анатолии на праздниках все исполняют танцы своих регионов, то в крупных городах, в Стамбуле и в Анкаре, народ, присутствующий на празднествах, в основном смотрит танцы ансамблей, которые исполняют танцы различных регионов нашей страны, тем самым устраивая «фестиваль народных танцев». Во многих регионах нашей страны после официальных мероприятий по празднованию национальных праздников население собирается вместе и устраивает спортивные мероприятия.

В прошлые годы политические партии на национальных праздниках устраивали народные гулянья, тем самым способствуя более веселому времяпрепровождению населения. Таким образом, политические партии вносили свой вклад в развитие этих праздников.

Ритуал и празднования

Ритуалы, связанные с сельскохозяйственными и сезонными работами (Çifçinin torenleri)

Существуют некоторые ритуалы, связанные со вспашкой земли, с посевом, с жатвой и прочими сельскохозяйственными работами. Некоторые из этих ритуалов перешли в ранг праздников. Также в регионах, где развито садоводство, некоторые ритуалы, устраиваемые там, перерастают в праздники. Примером этого можно привести праздник, устраиваемый в Кемальпаша в период созревания черешни, праздник, устраиваемый в Гиресуне в период созревания фундука, или праздник, устраиваемый в Муте в период созревания абрикосов. То, что в этих регионах ритуалы перешли в праздник, объясняется тем, что со временем устраиваемые ритуалы забылись, и вместо ритуала начали проводить праздники на современный лад.

Некоторое ритуалы, проводимые в Восточной Анатолии, также можно причислить к ритуалам, перешедшим в праздники. В уезде вилайета Артвин Шавшат празднуют период уборки свеклы, в деревне Пасов устраивают праздник, называемый «сейран шенликлери», длящиеся три дня. В деревнях вилайета Гиресун устаивают праздник, называемый «Ат гёчю». Общая особенность для всех этих праздников то, что часть деревенского населения вместе с животными уходит на высокогорные пастбища, через определенный период начинается страда, и жители деревни, прежде чем взяться за новую работу, поднимаются к жителям, ушедшим вместе со стадом, и вместе с ними устраивают себе выходной или праздник.

В вилайете Эрзурум в конце июня - в начале июля, перед началом сенокоса, жители деревни собираются вместе и проводят празднества. Для этого не обязательно собираться на пастбищах. Гулянья и праздники устраивают у родников или в подобных местах. Общая особенность всех подобных праздников заключается в том, что во время данных праздников танцуют традиционные танцы региона, устраивают скачки и другие спортивные состязания.

Ёрюки также устраивают праздники перед тем, как покинуть зимовку и вместе со стадом перекочевать на летние пастбища. Перед тем как покинуть зимовку, ёрюки навещают могилы своих близких, устраивают праздничный обед и народные гулянья.

Поверья >Удача - неудача >
Удача - неудача В обществе бытуют некоторые поверья, причиной для которых стали порою страхи, существующие в обществе, порою совпадения, а порою безысходность. Эти поверья называют суевериями. Эти поверья появились с появлением первого человека и дожили до наших дней. Из этих поверий многие не имеют никакого отношения к научным, религиозным знаниям, их не объяснить обычаями и современными научными знаниями. Несмотря на то, что эти поверья никак не объясняются, к сожалению, продолжают жить в народной памяти и в настоящее время. В настоящее время причиной, которая не позволяет стереть суеверия из народной памяти, является то, что они с младенческого возраста вбиваются в детские головы старшими и некоторыми религиозными деятелями–невеждами. Суеверия, в которые верят люди, меняются в зависимости от человека, но все же существуют поверья, в которые верят многие. Поверья, бытующие у народа, связанные с душами, кладбищем и посещение усыпальниц святых: (Ruh, Mezarlık,Türbe ve Ziyaret Yerleri ile İlgili Halk İnançları) - Нельзя рубить деревья, растущие около усыпальниц святых, вырубивший понесет кару. - Нельзя выносить из усыпальницы святого какой-нибудь предмет, вынесший понесет кару. - Если при жертвоприношении в праздник Курбан байрам животное высунет наружу язык, то хозяин в течение этого года умрет. - Если в доме постоянно плачет ребенок, то в скором времени в этом доме кто-то умрет. - Считается, что после смерти, на 40 – 52 дни тело покойного разлагается и мышцы отделяются от костей. В этот период в доме покойного читают молитвы. - Считается, что в течение семи дней после смерти душа покойного навещает свой дом. - Если обувь перевернется вверх подошвой, то хозяин обуви в скором времени умрет. - Видеть во сне покойного - к добру, придут гости. - Если человек, перед тем как лечь спать, оставить свои носки у головы, то этот человек в ближайшее время умрет. - Если в дом снаружи занесут покойного, то в ближайшее время из этого дома вынесут три трупа. - Считается, что рисовать одушевленные предметы грех, так как с того света душа, нарисованного на картине будет требовать у художника, чтобы он вселил в нее душу. - Считается, что места, где находятся картины, не навещаются ангелами. - Личную одежду усопшего необходимо отдать людям, которые мыли тело покойного перед погребением. - Нельзя рубить деревья на кладбище. Считается, что в деревьях, растущих на кладбищах, живут джинны. - Нельзя спать на кладбище. - Считается, что необходимо на тело усопшего, умершего ночью, положить нож. - При похоронах нельзя передавать лопату из рук в руки. - Для того, чтобы айран стал хорошим, перед закваской необходимо в молоко бросить несколько листьев с кустарников, растущих на кладбище. - Считается, что разбитое зеркало приносить несчастье. - Считается, что в доме, где мыли тело покойного, должен гореть свет в течение трех суток. - Нельзя переворачивать обувь пришедших выразить свое соболезнование. - Бытует поверье, что если не заплатить деньги человеку, вырывшему могилу, то покойный будет чувствовать себя плохо. - Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу, когда читают с мечети призыв к намазу. - Нельзя с кладбища брать камни или землю. - Если воет собака, то это знамение на то, что в этом доме умрет человек. - Нельзя убираться в доме, стирать одежду и приносить в дом воду, пока не будет захоронен человек, умерший в этом доме. - Нельзя расширять вырытую могилу, считается, что возрастет смертность в этом месте. - Считается, что человек, надевающий одежду покойного, будет жить долго. - На кровать усопшего кладут луковицу, когда тело покойного выносят из комнаты, чтобы помыть перед погребением. - Саван нельзя разрезать ножницами или ножом. - Считается, что если перед тем, как вынести тело покойного из дома, через него перепрыгнет кошка, то покойный переродится в привидение. - Перед тем как совершать намаз на природе, перед собой необходимо положить какой-нибудь предмет (для того чтобы перед тобой не встало животное). - Нельзя курить на кладбище. - Если у кого-нибудь появились вши, то это знамение на то, что этот человек в скором будущем умрет. - Соседи, живущие вокруг дома покойного, должны вылить всю воду, находящуюся в доме. Считается, что если воду не вылить, смерть придет и в их дом. - Нельзя сворачивать матрас со стороны, куда кладут голову, вниз. Необходимо сворачивать матрас снизу вверх. Сверху вниз сворачивают только матрас, на котором умер человек. Поверья, связанные с животными: (Hayvanlarla İlgili Halk İnançları) - Змея, живущая в доме, является хранительницей этого дома. - Если убить змею и бросить в воду и если змея исчезнет в воде, то пойдут долгие дожди, которые превратятся в селевые потоки. - Если воет волк, то будет стужа или пойдет снег. - Если на крыше дома прокричит сова, то в этом доме кто-нибудь умрет или этот дом разрушится. - Когда воют волки, то для того, чтобы они не съели коров, на их пасти с неба падает еда. - Если в дом принесут что-нибудь тяжелое или в доме поднимут что-нибудь тяжелое во время, когда телится корова, то у коровы не будет молока. - Нельзя кормить в первый раз теленка молоком, вынесенным из дома, если теленок не высосет сам молока из вымени коровы, то у коровы прекратится молоко. - Доить молоко коровы на землю считается плохим признаком, животное заболеет. - Если в первый день отгона коров на летние пастбища посреди стада пройдет незнакомый человек, считается, что в этот год коровы не забеременеют, не будет приплода. - Если перед человеком прошла черная кошка – это к несчастью. Если заухает сова – это тоже к несчастью, необходимо бросить в сову горящим поленом. - Если человек на пути встретит зайца – это к несчастью, если возможно, то нужно отказаться от продолжения пути. - Если завоет шакал, нужно плюнуть на землю, считается, что если не плюнуть на землю, на этого человека обрушатся несчастья (по другому поверью, пойдет дождь). - Считается, что если человек перед брачной ночью случайно наступит на кота, то не сможет исполнить свой долг. - Если живую змею бросить в огонь, то пойдет дождь. - Если перед каким-нибудь домом закаркает ворона, то в этот дом принесут вести. - Если во сне увидишь скорпиона, это является добрым знаком. - Спать в одной комнате с кошкой нежелательно. Считается, что кошка крадет душу человека и укорачивает жизнь. - Считается, что если закаркает ворона, то пойдет снег. - Если в поздний час залает собака, прокукарекает петух или же замычит корова, считается недобрым знамением, будет беда (нападет враг, будет землетрясение или другое стихийное бедствие). - Если собака лает, смотря в небо, это знак того, что прольется кровь. - Убивать голубей, ласточек, аистов считается грехом. - Ягнят до продажи нельзя показывать незнакомым людям. - Добычу, добытую на охоте, нельзя отдавать другому, если отдаешь, взамен должен взять металлические деньги. - Считается, что если убить змею, то будет сопутствовать удача. - Считается, что если увидишь журавля, то это принесет неудачу. - Если сова сядет на крышу какого-нибудь дома, то это принесет неудачу этой семье. - Считается, что из-за того, что кошку по спине погладил Великий Халиф Али, она никогда не падает на спину. - Нельзя ломать кости жертвенной овце, принесенной в жертву в Курбан байрам. - Косточки и кровь жертвенной овцы нужно закопать в землю. Поверья, связанные с очагом и огнем: (Ocak ve Ateşle İlgili Halk İnançları) - Считается, что если плюнешь в огонь, если будешь сквернословить против огня или польешь огонь водой, то это обернется неудачей. - Если утром со своего очага кому-нибудь отдашь огонь, то твой очаг постигнет беда. - Джинны обходят место, где горит огонь. - После того, как огонь в очаге потухнет, джинны и привидения собираются вокруг очага. - Если неожиданно упала подставка под котел, это знамение на то, что этот дом в скором времени постигнет беда. - Если подставка под котел останется без котла, это значит, что в этом доме будет греться вода для омовения тела покойного. - Если в кастрюле просто так будет кипеть вода, то у этой семьи будет много врагов. - Вечером из дома нельзя отдавать огонь. - В доме, где не горит свет, погаснет семейный очаг. Также считается, что у хозяина дома после его смерти могила будет темной. - Нужно заболевших животных перенести над огнем. - Огонь нельзя тушить водой, нужно тушить землей. - Если даже огонь давно потух, нельзя спать рядом с золой. - Считается, что в золе играются джинны и черти. - Нельзя лить воду на золу. - Нельзя на навоз сыпать пепел. - Для того чтобы прекратился дождь, нужно поставить во дворе подставку под котел, а посередине подставки положить нож. - Считается грехом спать рядом с потухшей печью. - Нельзя спать рядом с золой, перепрыгивать через золу, придут черти. - Если огонь трещит, это признак того, что про человека, разжигавшего огонь, распускают сплетни. Поверья, связанные с земледелием и растениями: (Tarım ve Bitkilerle İlgili Halk İnançları) - Человек, упавший с акации, не будет долго жить. - Нельзя делать из акации люльку или гроб. - Человека, заснувшего под инжирным деревом, унесут черти. - Живущих под деревом грецкого ореха унесут черти. - Если на поле будет совершено прелюбодеяние, то не будет изобилия. - Если дети съедят косточки винограда или арбуза, то осиротеют. - Маслины считаются святым растением. - Спать одному под большим деревом считается дурным признаком. - На засечном поле нельзя мочиться или совершать половой акт. - Человеку, идущему сеять поле или косить пшеницу, если искупается и сделает омовение, будет сопутствовать удача. - Человек, лежащий под деревом грецкого ореха, будет неудачником. Считается, что дерево грецкого ореха, как рисунок, держит внутри себя все, что происходило рядом с ним, и это можно увидеть в стволе дерева, если срубить дерево. - Если пеленки, в которые пеленают ребенка, бросить на дикорастущее дерево, то ребенок будет нелюдимым. - Нельзя бросать на землю зерна граната, потому что гранат райское дерево. - Если в молоко или айран, при передаче его постороннему человеку, не бросить листик, то корову сглазят. - Нельзя лежать или сидеть под тутовым деревом, джинны повлияют на этого человека. - Если при размешивании ингредиентов для теста кусочек упадет на землю, то это признак того, что придут гости. - Если в доме много тыкв, то умрет кто-нибудь из этой семьи. - Если в доме много зерна, то в этом доме редко умирает человек. - Если человек заснет под оливковым деревом, то сон становится тяжелым. - Если человек заснет под деревом инжира, то сон становится тяжелым. Поверья, связанные с телом человека: (İnsan Vücuduyla İlgili Halk İnançları) - Если выпадет зуб, то этот зуб нужно бросить в место, где его никто не увидит, или же закопать в землю. - Охватывать коленки руками, сплести пальцы на руках или же скрестить руки на груди считается дурным признаком. Судьба человека ухудшается. - Если хрустят пальцы – это показывает то, что человек здоров. - При мытье рук необходимо начинать с правой руки. Если мыть сперва левую руку, это принесет неудачу. - При рукопожатии, или если передаешь что-нибудь, нужно использовать правую руку, левая рука считается приносящей неудачу. - Нельзя надевать носки, повернувшись к югу. - При надевании носков нужно сперва надевать носок на правую ногу. - Если чешется нос, это признак того, что про это человека распускают сплетни. - Если чешется правая ладонь, придут деньги, если чешется левая ладонь - к растрате денег. - Нельзя стричь ногти в темное время суток. - Нельзя жевать жвачку ночью, жвачка, которая жуется ночью, приравнивается к мясу мертвеца. - Если чешется ступня ноги – признак намечаемого пути. - Нельзя выкидывать волосы, которые упали при расчесывании волос, эти волосы должны храниться и их необходимо положить в могилу вместе с этим человеком. - Рубин и камни, имеющие рубиновый или красный цвет, помогают остановить кровотечение. - Если ребенок, не достигший года, пройдет между двумя людьми, не имеющими омовения, то на теле ребенка будет рана. - Если гудит в левом ухе, это признак того, что человек станет богатым. - Если гудит в правом ухе, это признак того, что человек здоров. - Если дергается глаз, это недобрый признак, кто-нибудь может умереть. - Считается грехом сидеть, вскинув ногу на ногу. - Если выпадет один из передних зубов с верхней челюсти, это признак того, что кто-то из родителей умрет. - Если с правой стороны верхней челюсти выпадет клык, это признак того, что умрет старший брат или дядя со стороны отца. - Если с левой стороны верхней челюсти выпадет клык, это признак того, что умрет ребенок, младший брат или сестра (для того чтобы вышеописанные поверья с зубами не исполнились, необходимо дать милостыню). - Если чешется ладонь, считается, что будут деньги. - Нельзя наступать на подстриженные волосы, если кто-нибудь наступит на них, то у этого человека будет болеть голова. - Если срезанные волосы унесут птицы и совьют из них гнездо, то у этого человека будет болеть голова. Поверья, связанные с небесными телами: (Gökcisimleri ile İlgili Halk İnançları) - Если кто-нибудь ночью под светом луны искупается в безлюдном месте, то будет блестеть, как луна. - Нельзя пить воду из источника, от которого отражается отблеск луны. Если человек выпьет такую воду, то обязательно на его голову придет беда. - Если падает звезда, то умирает человек. - Если ребенок родится в полнолуние, то он будет иметь хорошую судьбу. - Если в полнолуние родится девочка, то она будет красивой и блестящей, как луна. - Если ночью плюнуть в сторону луны или сквернословить про луну, то это принесет неудачу. - Если человек заснет на закате, то его жизнь сокращается. - В период солнцестояния нельзя заниматься земледельем или устраивать свадьбу. - Перед затмением солнца животные начинают нервничать, из-за того, что заранее знают об этом. - Солнце светит на прекрасное. - Овощи, посажанные при свете луны, дают хороший урожай. - Если новая луна концами смотрит на землю, то будет дождливый месяц. Если новая луна концами смотрит на небо, то месяц будет сухим. - Если на закате у кого-нибудь умер ребенок, то ему нельзя пить воду. - Нельзя начинать посевную или уборочную страду, пока не появится новая луна на небе. - Нельзя рубить деревья в те дни, когда на небе нет луны. Если в такие дни рубить деревья, древесина будет некачественной. - Нельзя вырывать зубы в дни, когда на небе нет луны. - В дни, когда нет на небе луны, нельзя ходить на высокогорные пастбища, спускаться с этих пастбищ в деревню, а также нельзя ходить в лес. - Нельзя есть на закате. У человека, кушающего на закате, ухудшается судьба. - У человека, который на закате ест еду, умирают родители. - Считается, что при падении звезд встречаются святые. Поверья, связанные с родами и с сорокадневным сроком после родов: (Doğum ve Kırkla İlgili Olan Halk İnançları) - Женщина, у которой после родов не прошло сорока дней, не должна уходить далеко от своего дома. - Женщина, у которой после родов не прошло сорока дней, не должна ночью выходить из дома. - Ребенку, которому сорок дней, под голову нужно класть Коран, талисман и нож. - В комнату женщины, у которой после родов не прошло сорока дней, нужно принести спички и веник. - Женщина, у которой после родов не прошло сорока дней, не должна оставаться одна. - Женщина, у которой истекает сорок дней со дня родов, должна навестить трех своих соседей и после этого может выходить за пределы дома. - Женщины, у которых не истекли сорок дней после родов, не должны встречаться между собой и не должны показывать друг другу своих детей. - Человек, который пришел увидеть ребенка, которому нет еще сорока дней, должен дать в подарок металлические деньги. - К ребенку, которому нет еще сорока дней, нельзя подпускать собаку или кошку, если к ребенку подойдут эти животные, то ребенок покраснеет. - Нельзя сравнивать женщину, у которой после родов не прошло сорока дней, с самкой оленя, потому что самки оленей рожают раз в семь лет, и женщина тоже в течение семи лет не сможет родить ребенка. - Нельзя оставлять одного ребенка, которому нет сорока дней, если рядом не положили нож, лук и чеснок. - Человеку, при котором есть деньги или есть что-то золотое, нельзя подходить к ребенку, которому нет сорока дней. Если такой человек подошел к ребенку, то он должен на некоторое время положить деньги или золото у головы ребенка. - Женщина, у которой не прошло сорока дней после родов, идя в гости к соседям, должна полить на землю воду, в которую были опущены листья акации, и только после этого входить в дом. - Если свадебный кортеж пройдет перед домом женщины, у которой не прошло сорока дней после родов, то у невесты не будет ребенка. - Нельзя приносить муку из мельницы в дом, где находится женщина, у которой не прошло сорока дней после родов. - Нельзя показывать ягнят, которым не исполнилось сорок дней, чужим людям. - У женщины, у которой не прошло сорока дней после родов, ночью у изголовья кровати должен гореть свет. Поверья, связанные с особенными (праздничными) днями: (Özel Günlerle İlgili Halk İnançları) - В первый день лета, в праздник Xыдыреллез, нельзя заниматься шитьем, рубить деревья, косить траву и убивать животных. Если преступить этот запрет, у беременных будет выкидыш. - Человек, у которого за день до праздника Курбан байрам умрет близкий, не должен заниматься шитьем. - За день до праздника Курбан байрам нельзя работать. - За день до праздника Курбан байрам и в дни праздников нельзя рубить деревья. - В первый день лета, в праздник Xыдрыллез, нужно открыть неоткрытые мешки с мукой. - За день до праздника Курбан байрам, в день арефе, нельзя в дом приносить дрова, потому что считается, что вместе с дровами в дом войдет и змея. - За день до праздника Курбан байрам, в день арефе, нельзя пользоваться мылом. - В первый день лета, в день праздника Xыдрыллез, водой, принесенной домой до восхода солнца, можно квасить айран, в закваске нет нужды. - Если человек в праздник Xыдрыллез до восхода солнца искупается в источнике воды, то будет здоровым. - В день праздника хыдрыллез до восхода солнца обязательно нужно принести домой кувшин, наполненный водою. Бытует поверье о том, что это вода оздоровляет людей. - В день ашуре нельзя рубить старые деревья. - В праздничный день нельзя бриться. - Ягнят нельзя считать до праздника Xыдрыллез. Поверья, связанные с камнями и водой: (Taş ve Su Kültüyle İlgili Halk İnançları) - Купанье ночью в озере считается дурным делом. Бытует поверье о том, что по ночам джинны и привидения купаются в озерах и крадут душу у тех, кто купается в озере ночью. - Ночью нельзя перепрыгивать через воду. Бытует поверье о том, что в лужах и водоемах живут джинны и привидения. - Тех, кто ночью выливает наружу воду, привидения наказывают. - Нельзя опускать нож в кипяток. - Плевать в воду нельзя, так как это приносит неудачу. - Нельзя спать рядом с источником воды, потому что ночью может прийти черт. - Нельзя спать на камне, который уходит глубоко под землю, может прийти черт. - Нельзя наступать на воду, в которой мыли белье. Бытует поверье о том, что в этой воде живет черт. Поверья, связанные с мглой и светом: (Karanlık ve Işıkla İlgili Halk İnançları) - Ангелы не приходят в то место, где вечером ели лук. - У человека, смотрящего ночью в зеркало, сокращается жизнь. - Ночью нельзя из дома давать кому-нибудь из соседей перец, лук и чеснок. - Ночью нельзя из дома давать кому-нибудь айран, молоко, сыр и прочие молочные продукты. При необходимости нужно на сосуд, содержащий эти продукты, класть кусок угля. - Считается, что свистеть ночью грех. - Ночью нельзя подметать перед порогом. - Ночью нельзя отдавать кому-нибудь соль. - Если ночью ребенок играет в игру «беш таш», то это знамение того, что нападут враги. Поверья, связанные с изобилием: (Bereketle İlgili Halk İnançları) - У человека, который съест хлеб, приготовленный из муки, только что принесенной из мельницы, умрет жена. - Если из дома кому-нибудь отдать дрожжи, то изобилие в этом доме пропадет. - Бросать крошки хлеба и наступать на них нельзя, пропадет изобилие в доме. - Из походной сумки человека, отправляющегося в дальние карая, нужно украсть кусочек хлеба. - Если у человека на теле будет зашита порванная одежда, то у этого человека ухудшится судьба. - Хлеб нельзя резать ножом, пропадет изобилие в доме. - Человек, который начинает есть, не произнося слова «Бисмиллах», не сможет наесться, потому что с этим человеком вместе его еду ест и черт. - Носки необходимо вязать, начиная с резинки, в противном случае носки быстро порвутся. - Ломать лопатку, после того как будет съедено мясо - улучшает судьбу человека. Поверья, связанные с домом: (Evle İlgili Halk İnançları) - Считается недобрым делом класть в фундамент дома камень черного цвета. - Про человека, сидящего перед дверью дома, будут распущены разные сплетни. - Нельзя спать рядом со стеной, человек может быть парализован. - Если в доме нет чистоты, то в этот дом вместо ангелов приходят черти. Таким образом, в этом доме не может быть счастья. - Если кто-то из членов семьи уезжает из дома в далекий путь, то в этот день дом не подметают и не принимают гостей. - Нельзя заходить в дом соседа, держа в руках веревку, используемую для перевозки каких-либо предметов. - Нельзя сидеть на пороге дома. Человек, сидящий на пороге дома, обеднеет. - Нельзя сидеть на пороге дома. Человек, сидящий на пороге дома, останется холостым. - Нельзя входить в дом соседа с веревкой в руках. В противном случае у соседа будет нехватка продуктов. - Нельзя сидеть на пороге дома, на пороге дома сидит черт. - Считается, что во время дождя сидеть на пороге дома грех. Поверья, связанные с природными явлениями: (Atmosfer Olaylarıyla İlgili Halk İnançları) - Для того чтобы прекратился град, нужно во двор бросить нож. - Если череп, выкопанный из могилы, бросить в воду, то пойдет дождь. - Тот, кто промокнет под дождем, когда справляет свадьбу черт (апрельский дождь), станет принадлежать чертям. - Апрельский дождь, как вода источника Земзем, приносит удачу. Промокание под апрельским дождем оздоровит человека. - Если во время грома укусить железо, то будет сопутствовать удача. - Если под радугой пройдет мужчина, то он превратится в женщину, если же под радугой пройдет женщина, то она превратится в мужчину. - Когда идет град, надо съесть несколько градинок, это считается полезным для здоровья. - Когда начинается град, то человек, имя которого Мехмед, или старший сын должен разделить градину ножом на две части. - Когда гремит гром, нужно взять нож и бросить его на крышу дома. - Когда идет град, для того чтобы прекратился град, нужно во двор дома вынести подставку под котел. - Когда сверкают молнии, нужно вонзить нож в землю. Поверья, связанные с сезонами года, месяцами и днями: (Mevsimlerle, Aylarla ve Günlerle İlgili Hak İnançları) - В первый день марта никто пос

Наши рекомендации