Нарушения антимонопольного законодательства участниками рынка
В настоящее время наблюдается тенденция установки аппаратов искусственная почка в территориях по договорам пожертвования, дарения, аренды и ответственного хранения оборудования от поставщиков медицинской техники учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации. Зачастую указанные договоры содержат условия, обязывающие ЛПУ закупать расходные материалы, рекомендуемые хозяйствующим субъектом. Такие действия являются маркетинговой стратегией компаний продвигающих оборудование на рынок, что позволяет им закрепить своё присутствие в конкретных территориях, обеспечив дальнейшее сотрудничество через поставки расходных материалов. Издержки предприятий, связанные с пожертвованием, дарением, арендой оборудования, впоследствии кратно компенсируются получаемой прибылью от поставок расходных материалов в условиях отсутствия конкуренции на торгах.
ФАС России 29.06.2010 провела Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции, на котором рассматривался вопрос о противоречии принципам добропорядочности, разумности и справедливости действий хозяйствующего субъекта, выраженных в предоставлении больницам в качестве предмета пожертвования аппаратов медицинского назначения, расходные материалы к которым должны быть поставлены хозяйствующим субъектом жертвователем.
В качестве одного из примеров поведения хозяйствующих субъектов действующих на рынке диализного оборудования и расходных материалов, рассматривались договоры пожертвования медицинского оборудования по передаче ЛПУ АИП «закрытого типа», для использования которых необходимо применять уникальный картридж кровопроводящих магистралей. В последующем Заказчик, имея АИП «закрытого типа», при проведении аукциона на право заключения государственных контрактов включает картридж кровопроводящих магистралей к указанному АИП в один лот с другими расходными материалами, что делает невозможным участие в торгах производителей других расходных материалов и приводит к ограничению конкуренции.
Таким образом, заключение договоров пожертвования, дарения, аренды оборудования, передачи в безвозмездное пользование имуществом обуславливает в дальнейшем заключение договора на поставку расходных материалов конкретного производителя диализного оборудования, устраняя конкуренцию на соответствующем товарном рынке. В случае выявления фактов заключения указанных договоров, ФАС России рекомендует территориальным антимонопольным органам рассмотреть возможность возбуждения в отношении таких хозяйствующих субъектов дел о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ФАС России в настоящее время ведется работа по разработке дополнений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции» в части запрета пожертвования, дарения, передачи в безвозмездное пользование имущества, использование которого невозможно без товаров, производимых стороной, передающей имущество, или иным лицом, входящим в ним группу лиц, или без товаров, являющихся невзаимозаменяемыми (если заключение договора пожертвования обуславливает в дальнейшем заключение договора поставки).
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказа и антимонопольного законодательства ФАС России считает необходимым руководствоваться позициями, изложенными в настоящем Разъяснении.
Примечание: критерии взаимозаменяемости АИП и расходных материалов подготовлены Управлением контроля социальной сферы и торговли ФАС России, согласованы с Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, а также членами рабочей экспертной группы (см. Приложение № 2).
Приложение № 1
Число выявленных больных ХПН на 1 млн. населения (показатель обеспеченности диализом в различных странах за 2007 г.)*
* http://ndt.oxfordjournals.org/content/22/suppl_7/vii185.full
Приложение № 2
ФАС России Управление контроля социальной сферы и торговли Начальник | Нижегородцев Тимофей Витальевич |
ФАС России Управление контроля социальной сферы и торговли Заместитель начальника | Федоренко Михаил Владимирович |
ФАС России Управление контроля социальной сферы и торговли Заместитель начальника отдела здравоохранения и социальной политики | Николаев Сергей Геннадьевич |
ФАС России Управление контроля размещения государственного заказа Заместитель начальника | Демидова Татьяна Павловна |
ФАС России Управление контроля размещения государственного заказа Заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с ТУ | Савченко Владимир Владимирович |
ФАС России Управление контроля размещения государственного заказа Главный cпециалист-эксперт отдела проверок | Буйлова Алла Николаевна |
Заведующий отделением нефрологии и диализа Центрального клинико-диагностического комплекса ГУ "НМХЦ им. Н.И.Пирогова" МЗ РФ | Анашкин Виталий Анатольевич |
Заведующий кафедрой нефрологии и ГД Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, профессор | Шилов Евгений Михайлович |
Главный врач Центра Диализа при ГКБ № 20 г. Москвы, Медицинский директор сети центров «Евромедик» в РФ, Заместитель председателя Российского диализного общества | Шило Валерий Юрьевич |
Заведующий отделением ГД ГКБ им. Боткина, профессор кафедры нефрологии РМАПО | Шутов Евгений Викторович |
Заведующий отделением гемодиализа ФНЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова | Строков Александр Григорьевич |
Главный специалист по нефрологии Департамента здравоохранения г. Москвы, Заведующий отделением нефрологических проблем трансплантации почки ФНЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова, Председатель Российского диализного общества Заведующий кафедрой нефрологии ФПДО МГМСУ, профессор | Томилина Наталья Аркадьевна |
Заведующий отделением ГД 83 КБ ФМБА, профессор кафедры терапии ФМБА | Федосеев Анатолий Николаевич |
Заведующий отделением ГД Медицинского центра УД Президента РФ | Денисов Алексей Юрьевич |