Экспериментальная работа. Изучение микропрепарата хронического гломерулонефрита (окраска по Массону).

Оснащение работы:слайды, микропрепараты, микроскопы.

Ход работы:

- включить освещение микроскопа;

- макровинтом поднять тубус и конденсор;

- по центру поставить объектив с малым увеличением;

- поместить микропрепарат на предметный столик;

- глядя на объектив сбоку, опустить его к микропрепарату;

- смотреть в окуляр и медленно вращать макровинт на себя до появления чёткого изображения;

- заменить малое увеличение объектива на большое (40х);

- с помощью микровинта добиться резкости изображения;

- рассмотреть и зарисовать рубцующиеся капиллярные клубочки;

- рассмотреть и зарисовать атрофичные канальцы;

- отметить склеротические изменения в паренхиме почки в виде прослоек разрастающейся соединительной ткани;

- на основании данных препарата сделать заключение о нарушениях функций нефрона;

- объяснить причины и последствия таких нарушений.

Самостоятельная домашняя работа

1.Проработать учебный материал по основной литературе (с. 92 – 98) и конспекту лекции.

2.Решить тестовые задания и ответы представить преподавателю.

Тесты для самоподготовки

1.Верно ли утверждение, что в патогенезе аутоиммунных заболеваний, развивающихся по IV типу, основную роль играют медиаторы тучных клеток?: а – да, б – нет.

2.Верно ли утверждение, что в патогенезе реакций IV типа основную роль играют медиаторы, высвобождаемые активированными Т-лимфоцитами?: а – да, б – нет.

3.Эффективно ли проведение специфической гипосенсибилизации – А – при атопических заболеваниях и Б – при ГЗТ?: а – да, б – нет.

4.Эффективно ли применение антигистаминных препаратов при ГЗТ?: а – да, б – нет.

5.Эффективно ли применение глюкокортикоидов А – при атопических заболеваниях и Б – при ГЗТ?: а – да, б – нет.

6.Аутоиммунные болезни могут быть вызваны: а – дефектами иммунной системы, характеризующимися появлением клона запретных антител к антигенам собственных тканей; б – денатурацией белков собственных клеток и тканей; в – образованием антител к белкам клеток и тканей органов, изолированных в онтогенезе от иммунной системы; г – образованием антител, перекрестно реагирующих с чужеродными и собственными белками; д – действием медиаторов тучных клеток.

7.Укажите основные механизмы патогенеза аллергии А – I типа, Б – II типа, В – III типа, Г – IV типа:

а – взаимодействие циркулирующих антител (IgG и IgM классов) с антигеном, фиксированном на мембранах клеток – мишеней при участии комплемента, фагоцитов и натуральных киллеров;

б – взаимодействие циркулирующих антител (IgG, IgM классов) с антигеном в избытке с образованием растворимых иммунных комплексов при участии комплемента;

в – взаимодействие сенсибилизированных лимфоцитов с антигеном;

г – взаимодействие фиксированных на клетках-мишенях антител (IgE, IgG классов) с антигеном без участия комплемента.

8.Укажите наиболее характерные патогенетические механизмы повреждения клеток при аутоиммунных заболеваниях: а – IgE – опосредованные реакции; б – антителозависимая клеточная цитотоксичность; в – опсонирование клеток-мишеней с последующим фагоцитозом; г – иммунокомплексные реакции; д – клеточно-опосредованные реакции с участием сенсибилизированных лимфоцитов; е – взаимодействие циркулирующих антител с антигенами, фиксированными на мембранах клеток-мишеней с последующей активацией комплемента.

9.Какие клетки составляют основу воспалительного инфильтрата при аллергии А – I типа, Б – IV типа?: а – нейтрофилы, б – лимфоциты, в – моноциты, г – эозинофилы.

10.Какие из перечисленных медиаторов играют основную роль в патогенезе аллергии А – I типа, Б- III типа, В – IV типа?:

а – гистамин, б – пероксиды, в – интерлейкин–2, г лейкотриены, д – фрагменты комплемента, е – фактор, активизирующий макрофаги, ж – Кинины, з – лизосомальные ферменты, и – лимфотоксин.

11.Укажите болезнь, соответствующую А –III и Б-IV типу иммунного поражения: а – контактный дерматит, б – сывороточная болезнь, в – острый гломерулонефрит, г – аллергический альвеолит, д – бактериальная аллергия, е – отторжение трансплантата.

12.Укажите явления, обусловливающие формирование иммунодефицитов: а – недостаточность антителообразования, б – дефект генерации Н2О2 мононуклеарами, в – дефект образования катионных белков гранулоцитами, г – дефект образования Т-хелперов, д – дефект образования Т-киллеров, е – дефекты системы комплемента, ж – дефекты экспрессии генов интерлейкинов.

13.Укажите клетки иммунной системы – основные мишени вируса СПИД:

а – В-лимфоциты, б – Т-киллеры, в – Т-супрессоры, г – Т-хелперы.

Занятие №10

Наши рекомендации