Цели помощи (по скалли и хопсону, 1979)

Самоусиление других (помощь другим в их усилении себя).

• Развитие осознавания (себя, других людей, окружающегомира).

• Формулирование собственных целей.

• Формирование ценностей.

• Развитие навыков.

• Поиск и получение информации (о себе, о других людях,о мире). Личностное развитие помогающего

• Развитие способности, уровня и диапазона навыков самоосознания.

• Мониторинг собственного самочувствия и развития.

• Использование своих умений и навыков для помощи другим в их развитии.

• Оказание и получение поддержки.

• Взаимодействие с индивидуумами и системами, приобретение опыта такого взаи­модействия, изменение их и собственные изменения под их воздействием.

Создание здоровых микро- и макросистем

изменение эмоционального статуса клиента; развитие способности к пониманию; принятие решений; осуществление принятых решений.

Модель М. Скалли и Б. Хопсона была выработана в ходе обучения консультированию более чем 3000 человек. Авторы придерживаются также явно выраженной клиент-центрированной ориентации и являются про­тивниками узкого профессионализма (и даже лицензирования) в консультирова­нии. Они считают, что существуют три основные цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие самого помощника и создание здоровых микро- и макросистемы для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель ~ личностное развитие помощника, так как видят здесь залог эффективности консультирования. Они не одиноки в этом мнении: ряд других авторов также подчеркивают, что помощник может помочь в той степени, обучить тому уровню осознавания себя и тем навы­кам, которыми владеет он сам. Помощникам необходимо осознавать и прояснять для себя свои собственные социальные, экономические, политические, нравственные и культурные ценности и быть способными иденти­фицировать и отделять их от ценностей своих клиентов. Дело в том, что помощни­ки, так же как и другие люди, видят в окружающих отражение своих собственных черт. — считают М. Скалли и Б. Хопсон, — поэтому для видения другого и пони­мания его необходимо видеть границу между образом себя и образом другого че­ловека. Это обеспечивает более высокую вероятность адекватной направленности и в конечном итоге эффективности оказываемой помощи. Но для того, чтобы быть в этом уверенным, помощнику необходимо постоянно осознавать динамику своего собственного личностного развития. Самоосознавание, которое служит принципи­ально важным профессиональным качеством помощника, является не резуль­татом (психотерапии, самоанализа и пр.) или стадией, которых нужно достичь, а процессом, который происходить в течение всей жизни человека. Осознавая этот постоянный процесс собственных изменений, мы таким образом обеспечива­ем и некоторый контроль над направлениями пашей работы с людьми. Кроме того, самоосознавание помощника позволяет ему яснее увидеть те свои навыки, которые нуждаются в дальнейшем развитии. Чем больше диапазон различных навыков, которыми владеет помощник, тем большему числу различных людей он сможет помочь.

Помощники обучаются и развиваются не только в процессе профессиональной подготовки, но и в процессе работы, если они умеют отражать собственный про­фессиональный опыт. Когда мы взаимодействуем с другими, мы, в свою очередь, подвергаемся воздействию их стороны и изменяемся в конце взаимодействия по сравнению с тем, какими мы были вначале. Те люди, группы, сообщества и систе­мы, с которыми мы взаимодействуем в процессе помощи, меняются (как бы ни были незначительны эти изменения), но эти изменения носят взаимный характер. Иногда этот опыт становится бесценным для самого помощника, что не уменьшает важность того факта, что помощнику всегда должна быть предоставлена возможность поддержки (со стороны коллег, супервизора), которой он может при необходимости воспользоваться. Он также должен развить в себе навык заботиться о себе и уметь отка­зывать в помощи, если он видит в этом угрозу собственно­му состоянию. Все это объясняет тот контекст, в котором ряд теоретиков говорят о личностном развитии помощника как о главной цели помощи.

Специальный интерес — особенно для нашего бурно развивающегося общест­ва — представляет понимание сущностиздоровых систем. Эти системы обладают рядом следующих качеств:

· существуют для того, чтобы служить развитию индивидуумов;

· ценят и поддерживают те виды поведения, которые несут в себе уважение, под­линность и эмпатию;

· поощряют своих членов к сотрудничеству, к тому, чтобы разделять общие цели;

· открыты для внутренних и внешних стимулов к изменениям;

· время от времени переоценивают свои цели, методы и эффективность;

· скорее динамические, чем статические в своем функционировании;

· оказывают и получают поддержку от своих членов;

· признают важным и приветствуют проявления потенциала членов системы и полагаются на этот потенциал;

· используют скорее стратегии разрешения проблем, нежели такие стратегии, как, например, поиск виновных;

· используют те методы, которые совпадают с преследуемыми целями;

· приветствуют ситуации, когда члены объединяют свои потенциалы и усилия, разделяют друг с другом общие цели и каждый член движется своим собствен­ным путем к общим целям;

· проявляют заинтересованность в обратной связи от членов, периодически оце­нивают свое функционирование и реагируют на результаты оценки;

· обеспечивают членам доступ к тем звеньям системы, от которых зависит суще­ствование членов;

· имеют эффективные и чувствительные линии коммуникаций внутри и вне системы;

· открыто исследуют возможные различия во мнениях и используют стратегии ведения переговоров, поиска компромиссных решений и заключений контрак­тов для достижения максимально возможного позитивного результата;

· всегда открыты для альтернативных идей и решений.

Приведенные характеристики здоровых функционирующих систем могут при­меняться для анализа и оценки систем любого рода и уровня: от семьи до государст­венной системы. В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать са­мый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в слу­чае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможныхисходов, или результатов:

• улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);

• изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоциональ­ного напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);

• способность принять решение; *

• способность осуществить принятое решение;

• подтверждение своих мыслей, чувств, решении;

• получение поддержки;

• приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;

• поиск и изучение альтернатив;

• получение практической помощи через прямые действия (помощника и дру­гих специалистов, которых привлек помощник);

• развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;

• получение информации;

• реагирование на действия других людей и ситуацию.

Каждая из пяти целей, приведенных в части «самоусиление других», взаимо­связана с другими четырьмя, хотя каждая оперирует различными сторонами пси­хической жизни субъекта.Осознавание помогает субъекту сохранять субъективно активную позицию даже при невозможности реально изменить ситуацию. Нали­чие целей позволяет направить осознавание в сторону принятия ответственности за свои желания и истинные цели своего поведения. Ценности (они, на наш взгляд, являются ядром любых личностных изменений) определяют то. ради чего субъект осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Отсутствие или неосознание собственных ценно­стей ведет к фиктивному, иллюзорному, а возможно, и к патологическому разви­тию личности. Ценность — это убеждение, которое было свободно выбрано из ря­да альтернатив после взвешивания последствий каждой альтернативы; человек оберегает, поддерживает ее и делится ею с общественностью; поведение человека строится в соответствии с его ценностью и носит последовательный и настойчи­вый характер. Человек, который строит свое поведе­ние на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает но благо здоровых систем, его деятельность носит проактивный (рroасtivе — направленный скорее на будущее, чем на прошлое) характер, он помогает другим людям увели­чивать и использовать их потенциал. Информация представляет собой материал, который субъект может использовать для осознавания себя и окружающего мира, а также для формирования собственных целей. Информация равноценна силе. Действительно, организации, сообщества и отдельные люди очень часто строят свою деятельность и безопасность па основе объема информации и ее источников, находящихся в их распоряжении. При этом нужно понимать, что информация - это не просто количество знаний, но и концепция того, как эти знания получать и как их использовать. Эти действия, равно как и другие: осознавание, формирова­ние целей и ценностей, требуют формирования навыков. Только навыки позволя­ют реализовать паши ценности в поведении (мы можем верить, что мы сами ответ­ственны за наше достоинство, но нам необходимо уметь достигать того, что мы считаем достойной ситуацией).

Для многих людей образование является ценностью, но даже для успешного обучения в школе ученик должен уметь планировать свои цели и действия, орга­низовывать время, читать и писать (как мы знаем, даже взрослые обладают этими навыками в различной степени), получать знания самостоятельно, принимать ре­шения, работать в группе и др. Это особенно важно помнить помощнику в процессе консультирования, предоставления информации, рекомендаций и советов: форми­рование навыков требует времени, терпения, поддержки и усилий, «даже» если речь идет об умении и навыке родителей, например, самим играть с ребенком (а не просто покупать ему игрушки или отправлять в деревню к бабушке, «где ему бу­дет хорошо»). Навыки (точнее, работа по их вырабатыванию) являются нашей платой за желаемые изменения. Хопсоп и Скалли предло­жили следующий перечень жизненных навыков и умений (life skills), которые яв­ляются нашими «издержками» во имя развития и процветания.

Я и ТЫ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с тобой):

• эффективно общаться;

• завязывать, поддерживать и завершать отношения;

• оказывать и получать поддержку;

• действовать в ситуациях конфликта;

• давать и получать обратную связь.

Я и ДРУГИЕ (навыки, которые мне нужны для взаимоотношений с другими):

• быть настойчивым;

• оказывать влияние на людей и системы;

• работать в группах;

• конструктивно выражать свои чувства;

• развивать силу и потенциал других людей.

Я (навыки, которые мне нужны, чтобы действовать и расти):

• читать, писать и считать;

• находить информацию и ее источники;

• конструктивно думать о проблеме и конструктивно разрешать ее;

• знать, использовать и развивать свой творческий потенциал;

• эффективно организовывать свое время;

• делать большую часть необходимого здесь и сейчас, в настоящем;

• исследовать свои собственные интересы;

• исследовать свои ценности и убеждения;

• ставить цели и достигать их;

• обустраивать, оборудовать свою жизнь;

• критически переоценивать свою жизнь;

• находить причины, которые заставляют меня делать то, что я делаю;

• быть позитивным относительно самогосебя;

• справляться с жизненными переменами, уметь адаптироваться к ним;

• принимать конструктивные решения;

• быть п реактивным;

• проживать свои негативные эмоции;

• иметь дело со стрессовыми ситуациями;

• достигать и поддерживать хорошее физическое самочувствие;

• управлять своей сексуальностью (получать удовлетворение, но не зависеть от нее).

Я и ОТДЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ

Образование:

• находить возможности и пути для обучения;

• выбирать, что изучать;

• учиться.

Работа:

• находить возможности работать;

• сохранять работу;

• менять работу;

• выживать в ситуации возможной безработицы;

• находить баланс между активной вовлеченностью в работу и остальными сфе­рами жизни;

• уйти на пенсию и находить удовольствие в пребывании пенсионером.

Дом:

• выбиратьстиль жизни;

• поддерживать и сохранять дом;

• жить с другими людьми.

Досуг:

• выбирать между различными вариантами проведения досуга;

• увеличивать, расширять свои возможности проводить досуг;

• при необходимости использовать свой досуг для приработков.

Сообщество:

• быть умелым, цивилизованным членом сообщества (например, не разрушать структуру сообщества и его систему потребления);

• развивать и использовать свое политическое сознание и самосознание;

• при необходимости пользоваться общественными структурами.

Что касается навыков собственно консультирования, то одни авторы подчер­кивают важность профессионализации этой области, поскольку считают утопиче­ской (и в ряде случаев вредоносной) концепцию возможности существования консультирования, свободного от какой бы то ни было системы ценностей, будь это личностные, гражданские, философские, политические или иные ценности. Другие авторы (например, Р. Нельсон-Джоунс, Л. Бреммер, чью точку зрения мы разделяем) подчеркивают важность осознания консультантом той психологиче­ской парадигмы, в которой он осуществляет помощь: не важно, какая теория, но она должна быть. Вызывает опасения, особенно в условиях нашего общества с сто стихийно складывающейся практикой оказания психологической помощи, одна из любопытных «крайне левых» позиций, заключающаяся в том, что профессио­нализация и лицензирование в области консультирования видятся потенциально вредными для общества. Приводится несколько аргументов в пользу этой точки зрения. Прежде всего профессионализация консультирования, как считается» под­разумевает, что существует особый, специфический род взаимоотношений между оказывающим и принимающим помощь. Противники же лицензирования как раз и подчеркивают, что консультирование является просто одной из общечелове­ческих форм отношений между людьми, формой, к которой общество должно стремиться в своем развитии. Кроме того, в лицензировании профессиональных консультантов они видят антидемократическую и противоречащую принципам гуманистической психологии тенденцию «навешивания ярлыков»: одни могут и имеют право оказывать помощь, другие — нет. (Безусловно, негативные последст­вия постановки диагноза или «навешивания ярлыка» хорошо известны в психо­логии: человек начинает ему соответствовать.) Поэтому они считают, что кон­сультирование не сводится только к профессиональному практикованию, что оно может быть в широком смысле образом жизни. Ряд консультантов по этим причи­нам принципиально не признают термин «психотерапия», поскольку, по их мне­нию, использование этого термина разделяет общество на тех, кто психически не­здоров и нуждается в помощи, и тех, кто ее оказывает.

Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи са­мим себе», как это определяет, например. М. Херберт. позволяет представить этот процесс следующим образом:

Консультант  
Использует   Помогает клиенту  
Навыки построения взаимоотноше­ний: • уважение; • подлинность; • эмпатия   Чувствован» себя ценным, понимае­мым и быть подготовленным дове­рять консультанту  
Консультант  
Использует   Помогает клиенту  
Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т. п.): • достигать договоренности с клиен­том и соблюдать договоренность; • задавать вопросы; • обобщать сказанное; • выделять главное и фокусировать­ся на нем; • отражать сказанное клиентом; • конкретизировать; • конфронтировать   Говорить и исследовать; глубже по­нимать что, как и почему;видеть возможные варианты; обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив  
Навыки планирования: 4 • формулировать цели; • планировать действия; • владеть стратегиями разрешения проблем   Развивать способность к ясному целеполаганию; формировать конкрет­ный план действий; осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать  

Таким образом, консультирование является процессом, в котором человек до­стигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности. М. Катц (Каtz, 1969) писал, что консультирование занимается не тем, чтобы научить лю­дей принимать мудрые решения, а тем, чтобы научить их принимать решения мудро. Именно таким образом можно достичь действительного самоусилeния (т. е. увеличения и более широкого использования собственного потенциала) клиента. В консультировании не поощряется пассивность и зависимость клиента. Напро­тив, создается ситуация, когда клиент чувствует себя принимаемым, услышан­ным, заслуживающим уважения и неоцениваемым. Это способствует развитию его доверия к самому себе и увеличивает его способность принимать собственные решения.

Так же как и в теории психотерапии, в теории консуль­тирования не утихают дискуссии между представителями различных школ. В части отношения к процессуальным характеристикам эти дискуссии можно кратко обозначить следующим образом:консультировать, анализировать или обучать?

Как более молодое по сравнению с психоанализом и психотерапией направление психологическое консульти­рование испытало влияние методологических различий в подходах к проблемам личностного развития и человеческого страдания. Психоаналитические корни мож­но найти в методах консультирования детей и родителей в ситуациях задержек развития ребенка; в раннем вмешательстве («еаrlу intervention — работа с младен­цем и его родителями); в консультировании по поводу расстройств питания (булимия, анорексия); в видах посттравматического консультирования, основанного на работе по разрядке предшествующих, часто детских, психологических травм (например, переоценочное соконсультирование X. Джекннса (Jackins, 1965)).

Ряд консультантов, представляющих когнитивно-бихевиоральный подход, на­стаивают, что эффективное консультирование является по существу обучением или переобучением клиента. Они считают, что консультирование может увели­чивать зависимость клиента от консультанта, если не ставить задачу обучения клиента жизненно важным для него навыкам. Так стали появляться программы обучения различным жизненным навыкам («Lifeskills Teaching Programmes»), на­пример: «Как быть неагрессивно настойчивым», «Как эффективно организовы­вать свое время», «Как завязывать, поддерживать и заканчивать взаимоотноше­ния», «Как быть позитивным по отношению к самому себе», «Как эффективно проживать жизненные изменения» и т. п. Подобные программы трансформируют понятие «компетентность» в понятие «способность обучаться» тем навыкам, ко­торые позволят человеку действительно взять на себя заботу о своей жизни и/или о жизни другого человека. Авторы этих программ также считают, что эффектив­ное обучение позволяет скорее предотвращать возможные кризисы, чем «лечить» и консультировать по их поводу (Норsоn, Sса11у, 1980).

Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амп­луа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.). так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в раз­личной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания по­мощи. Однако еще раз подчеркнем, что сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей, лежащих в основе оказываемой помощи.

Контрольные вопросы

1. Чем научный период в развитии социальной работы отличается от донауч-ного?

2. Какие дисциплины является пограничными с социальной работой?

3. Какова роль психологии в социальной работе?

4. Чем профессиональная помощь отличается от непрофессиональной?

5. Чем убеждения (например, социальных работников) отличаются от знаний и навыков?

6. Что делает определенную область знаний и практики профессиональной для общества?

7. Как изменялся предмет социальной работы по мере развития этой области?

8. Какие профессиональные дилеммы могут стоять перед представителями по­могающих профессий?

9. Нужна ли теория для уже развитой практики социальной работы?

10. Каковы профессионально важные качества социального работника?

11. Назовите важнейшие этические правила психолога. Какие из них могут быть неосуществимы и реальной практике па сегодняшний день?

12. Какая может быть ответственность за нарушение этических правил в профес­сиональной деятельности?

13. Что такое «здоровые» человеческие системы?

14. Каковы преимущества и ограничения групповых форм помощи?

15. Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество?

Глава 3 Психологические основы методологии социальной работы

Современный структурный подход в социальной работе

Наиболее ясно принципы современного структурного под­хода в социальной работе выражены в документах, регла­ментирующих деятельность социальных работников. Так, в требованиях и правилах для дипломированных социальных работников, принятых Британской ассоциацией социальных работников (ВАSW) в 1990 г., указывается, что квалифи­цированный социальный работник должен быть способным (ССЕТSW, 1990):

1) развивать осознание внутренних связей процессов угне­тения в обществе и расовыми, классовыми вопросами и вопросами пола;

2) понимать и противодействовать стигматизации и дискри­минации на основе различий пола, возраста, вероиспове­дания и принадлежности к секте, на основе факта инва­лидности, «неполноценности» (disability) и бедности;

3) проявлять и показывать осознание индивидуального или институционального расизма и пути борьбы с обоими с помощью антирасистских практик;

4) развивать понимание различий полов и демонстрировать антисексизм в практике социальной работы;

5) признавать необходимость и способствовать развитию по­литик и практик, которые являются антидискриминационным и направлены против угнетения.

Согласно этой позиции, все социальные работники в ходе основного профессионального тренинга должны развить по­нимание экономических, социальных и политических сил, действующих в обществе, в котором они будут работать. Бо­лее того, предполагается, что они будут действовать (а так­же демонстрировать и доказывать это) в соответствии с эти­ми знаниями и в их действиях будет проявляться знание тех структур, которые формируют жизни, выборы и возможности людей, которые могут стать клиентами социальной работы. Этот подход несет ясный отпечаток подхода социальных наук: социологии, политологии, социальной политики. Пред­ставители этого подхода критикуют тенденцию недооценивать роль знаний о струк­туре и функциях общественного устройства в профессиональной теоретической и практической подготовке социальных работников. Они считают неверным то, что, «игнорируя» структурные компоненты, общие для ситуации, в которых оказыва­ются клиенты, основная масса литературы по социальной работе фокусируется в первую очередь на методах и техниках работы с индивидуумами и группами. С их точки зрения, методы социальной работы представляют собой инструменты, с по­мощью которых социальный работник должен «исправлять» ситуации.

Именно эту тенденцию структурного подхода отражают требования к квали­фицированному социальному работнику последнего десятилетия: от него ожида­ют, что он будет развивать практики, которые сами по себе являются вызовом и альтернативой по отношению к любого рода проявлениям неравенства и неспра­ведливости в обществе, иными словами, от него требуют, чтобы он занимал актив­ную социальную позицию.

С этими требованиями не согласна часть специалистов в области обучения со­циальной работе, которые считают, что, поскольку исторически социальная рабо­та возникла как средство заботы о малоимущих, она всегда изначально игнориро­вала социальные, классовые, расовые и другие различия. Можно рассматривать эту тенденцию деполитизации социальной работы как намеренную и оправдан­ную: такая стратегия направлена на то, чтобы, как пишет Дж. Лишман, и эту точку зрения разделяют многие ведущие специалисты, «сердца и умы практиков были бы посвящены индивидуальным отклонениям, а их методы и техники оставались бы не деформированными реальностями общества, где они используются». Структурный подход предполагает, что социальный работник понимает механизмы различных видов неравенства, существующих в обществе, кроме того, в своей работе он оперирует знаниями о распределении сил и экономи­ческих ресурсов, он знает содержание этих ресурсов, каким интересам они служат. а также принимает участие в распределении части ресурсов. В рамках структурно­го подхода можно выделить два различных направления. Первое предполагает, что социальный работник понимает структурное status guo, в котором находится общество в целом и клиент в частности, и его профессиональная активность не на­правлена на разрушение этого положения. Так, М. Дэвис, автор теории о позитив­ной практике социальной работы, считает, что «социальная работа — это продукт неравенства и несовершенства общества» и целью государства, ее создавшего, яв­ляется гуманная защита для его наиболее уязвимых граждан. Следуя этому положению, он считает, что суть социальной работы заключается в поддержании; поддерживание стабильного, хотя и не статичного, общества, под­держивание прав и обеспечение возможностей для тех, кто в непланируемом, не­контролируемом сообществе не выжил бы. Его теория поддержания видит функции социального работника в «поддерживании механизма путем смазывания межличностных колес в обществе». Он считает, что существование и выживание социальной работы зависят от двух условий: первым является уваже­ние со стороны социальных работников к политической и экономической жизне­способности общества и лежащей в его основе политической философии. Вторым условием является то, что государство со своей стороны посвящает себя справед­ливому, законному и гуманному обществу, в котором нрава каждого человека, а особенно наиболее уязвимого его гражданина, являются предметом его заботы. При выполнении этих условий социальный работник не бросает вызов настояще­му положению дел в обществе; это не значит, что он не занимается распределени­ем ресурсов или не поднимает вопроса о дискриминации клиента. Адвокатура ос­тается одним из методов его работы, но сама работа отличается от любой другой политической активности любого члена общества тем, что она направлена по ор­ганизационным каналам, и социальный работник при этом является представите­лем государства и «носителем его мандата».

В донаучный период существовало только две модели помощи — утешение и наставление

Контрастным по отношению к этому является второе направление в структур­ном подходе, которое получило название радикальной социальной работы. Для представителей этого направления государство является служителем конкретных доминирующих интересов в обществе и не может играть нейтральную или гуман­ную роль по отношению к своим незащищенным членам. Поэтому, на их взгляд, следование предыдущей позиции означает, что социальный работник служит про­водником политики угнетения, дискриминации и такая его деятельность углубля­ет процессы стигматизации в обществе. Радикальные социальные работники, так же как и нерадикальные, считают, что социальный работник должен понимать распределение сил в обществе, но они видят его функции в противостоянии поли­тике угнетения; методами борьбы они считают профессиональные методы измене­ния отношений между службами социальной работы и ее пользователями: службы должны передать свою силу и возможности пользователям. Важная роль социаль­ного работника заключается также в том, чтобы обращать внимание общественно­сти и делать очевидными феномены дискриминации, которые общество не заме­чает. Речь идет о правах детей и подростков, женщин, различных меньшинств и т. д., но о правах не только формальных, но также и о различиях в субъективных ожиданиях, которые имеются у общества по отношению к различным социаль­ным, возрастным, половым и национальным группам. Важным также является общественноепризнание опыта и фактов невольной, неосознаваемойдискрими­нации и ущемления и обществе.

Для применения структурного подхода видится важным проведение анализа ситуации, с которой имеет дело социальный работник; такой анализ должен про­водиться на нескольких уровнях:

• структурном, который заключается в понимании феноменов и фактов нера­венства и того, как они подкрепляются за счет социальных, классовых, половых, возрастных, этнических, региональных, психологических (например, «умст­венная отсталость») и физических различий;

• организационном, который заключается в анализе потребностей, ресурсов и их распределения в соотношении к потребностям; анализе степени трудности си­туации, в которой оказались клиент или группа; выявлении путей, с помощью которых вмешательство социального работника обеспечит клиенту (клиентам) доступ к необходимым ресурсам;

• интеракционном, или психосоциалъном, который заключается в том, как могут быть поняты личные трудности клиента или группы с точки зрения эффекта влияния как внешних, структурных сил, так и личностных особенностей.

Данное описание схемы анализа является приемлемым как для поиска консен­суса (первое, нерадикальное направление в структурном подходе), так и для кон­фликтного анализа социальной структуры (радикальное направление).

Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе

Исторически функциональный подход возник в теории и практике американской

социальной работы как альтернатива предшествующему диагностическому под­ходу. Еслидиагностический подход у теоретиков ассоциируется с использовани­ем фрейдовской модели психосоциального детерминизма в социальной работе, то функциональный — с использованием модели О. Ранка и с последующим вклю­чением в этот подход других близких моделей. В. Йела описывает это следующим образом: «Взгляд на человека как на злополучный продукт взаимодействия внеш­них и внутренних сил уступил дорогу позитивному, обнадеживающему взгляду на него как на творца своей судьбы, способного, креативно используя этот внеш­ний и внутренний опыт. интегрировать свой опыт. Психология болезни была от­вергнута, занявшая ее место психология позитивного человеческого потенциала и способности изменяться дала импульс и направление для нового метода социаль­ной работы. Решительно отвернувшись от диагностической предубежденности относительно прошлого, функционализм поставил новый акцент на опыте, имею­щем место в настоящий момент, и на способности этого опыта освободить потенци­ал для роста. Концепция лечения была заменена концепцией сервиса: помощи, где используются динамические взаимоотношения между социальным работником как помощником и клиентом как детерминантой этого процесса». Центр изменений виделся теперь не в социальном работнике-терапев­те, а в клиенте. Даже термин «саsеworker», который первоначально подразумевал социального работника, использующего психодинамический подход (другого просто не существовало до 1950-х гг.) в работе со случаем, стал называться «функцио­нальной работой со случаем» в отлично от «диагностической», поскольку отражал процесс работы с ситуацией, а не ее описательный анализ.

В отличие от диагностического подхода с его оценкой глобальных параметров жизненного пути и развития личности клиента в рамках функционального подхода внимание концентрировалось на фазе, фрагменте общей проблемы клиента; вооб­ще проблема клиента определялась в соответствии с возможностями конкретной службы, агентства социальной работы, поскольку теория и практика показывали, что решение конкретной реальной, пусть частной, проблемы клиента освобождает его энергию и возможности справляться самому с другими своими проблемами. Функциональный подход остается психодинамическим в том смысле, что основы­вается на принципе усиления Эго; акцентируется на текущих отношениях с ли­цом, оказывающим помощь; в нем признается важная роль и неизбежность процес­сов сопротивления, внутренних конфликтов, контржеланий; но диагноз (при этом важно помнить, что в действительности дискуссия ведется но поводу социально-психологического, а не психоаналитического диагноза) представляет собой, по мнению ведущего специалиста в области консультирования и социальной работы Р. Нельсон-Джоунса, процесс, осуществляемый самим клиентом. При этом кли­ент использует услуги агентства, предоставленные ему социальным работником, и сам оценивает свои способности и нужды, принимая или отвергая условия и от­ветственность, с которыми он столкнулся в ходе использования этой службы и ра­боты со своими проблемами. Социальные работники принимают ответственность не за диагноз и не за исход отношений клиента и службы социальной работы, а за их собственную самодисциплину и заботу о процессе, который идет внутри этого, процессе, с помощью которого реципиент помощи становится способным свобод­но и устойчиво смотреть в лицо альтернативам, открытым для него. Конечно, ди­агностические наблюдения работника могут быть сообщены клиенту, но они не яв­ляются ни основой, ни сутью процесса помощи.

Одно из определении процесса социальной работы в рамках современного функ­ционального подхода предлагает Н. Смолли: «Процесс использования социаль­ным работником специального метода во взаимоотношениях с "другими", кото­рый ведет к последующему характерному процессу вовлечения в движение по направлению к взаимно утвержденной цели, если эта цель соответствует специ­альной программе данной службы социальной работы». Основ­нымипринципами социальнойработы в таком понимании, по мнению этого уче­ного, чей вклад высоко оценивается другими теоретиками, являются следующие:

1. Диагноз должен быть соотнесен с назначением сервисной службы, должен раз­виваться по мере оказания сервисной помощи, должен меняться вместе с изме­нением феномена (т. е. проблемы, жалобы, запроса и пр.) и должен быть извес­тен и понятен клиенту.

2. Временные фазы работы (начало, середина и завершение) должны быть полно­стью использованы в интересах клиента.

3. Использование возможностей агентства дает фокус, содержание и направление процессу социальной работы, обеспечивает понятность этого обществу и во­влекает клиента в процесс, характеризующийся постепенностью, структуриро­ванностью и конкретностью.

4. Сознательное использование структуры, связанной с функциями и процессом, создает или представляет форму взаимоотношений между работником и кли­ентом.

5. Все процессы социальной работы подразумевают взаимоотношения, при кото­рых делается выбор или принимаются решения челове

Наши рекомендации