Кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры

Кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора

по учебной работе, к.п.н., профессор

______________ О.Б. Соломахин

«___» _____________2012г.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

По Лечебной физической культуре

Направление подготовки: 034400.62физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

Профиль подготовки:лечебная физическая культура

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения ЗФО СП (3 года)

Набережные Челны - 2012

ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Целью производственной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки бакалавра адаптивной физической культуры, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Задачами производственной практики являются

1. Углубленное изучение организации работы по АФК.

2. Практическое совершенствование, расширение, углубление и закрепление знаний и навыков, приобретенных в процессе обучения в академии.

3. Совершенствование основных профессиональных умений и навыков, необходимых специалисту в работе.

4. Изучение и использование передового профессионального опыта в самостоятельной работе.

5. Формирование устойчивого интереса к профессии, потребности в непрерывном профессиональном образовании, творческого отношения к профессиональной деятельности и ответственности.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Клиническая практика

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная практика проходит в лечебно-профилактических учреждениях.

Практика проводится в 5 семестре, продолжительностью 2 недели, с объемом занятости не менее 108 часов для студентов ЗФО (сокращенная программа).

Общее руководство практикой осуществляет отдел практики, а непосредственное руководство и контроль - методисты-преподаватели кафедры спортивной медицины и адаптивной физической культуры.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной производственной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-4);

- умеет обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья двигательным действиям, позволяющим реализовывать потребности, характерные для конкретного вида адаптивной физической культуры (ПК-5);

- умеет определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-6);

- умеет планировать содержание уроков, занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ПК-7);

- готов применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ПК-8);__________________________________________

- умеет формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической культуры (ПК-9);

- умеет изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании и построении занятий (ПК-10);

- умеет работать в междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-22);

- умеет проводить с занимающимися комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления у них нарушенных или временно утраченных функций (ПК-23);

- готов к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов измерений и (или) рекомендаций членов междисциплинарной команды (ПК-24);

- способен производить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок (ПК-25);

- способен обеспечивать условия для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением или временной утратой функций организма человека (ПК-26);

- умеет развивать оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека с целью частичной или полной замены навсегда утраченных функций в результате того или иного заболевания и (или) травмы (ПК-28);

- умеет развивать физические качества, обучать новым способам двигательной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья, исходя из нарушенных или навсегда утраченных функций (ПК-29);

- умеет проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) (ПК-32);

- умеет проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ПК-33);

- способен составлять финансовые документы учета и отчетности в сфере адаптивной физической культуры, работать с финансово-хозяйственной документацией (ПК-39);

- способен разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структурных подразделениях (ПК-40);

7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
   
  подготовительный этап 1. Участие в установочной и итоговой конференциях, собраниях и методических занятиях бригады, консультациях. 2. Ознакомление с материально-технической базой реабилитационного учреждения (помещения, медицинский кабинет, зал ЛФК, спортивный зал и т.д.). 3. Ознакомление с персоналом учреждения - директор (завуч), инструктор-методист по ЛФК, врач учреждения. Ознакомление с документами планирования и учета реабилитационной и оздоровительной работы реабилитационного учреждения. 5. Ознакомление с организацией и проведением коррекционно-оздоровительной работы, принципами комплектования групп для проведения занятий ЛФК. 6. Составление индивидуального плана прохождения практики. .127 Индивидуальный план работы практиканта. Дневник практиканта. План работы отделения (кабинета) ЛФК. Должностная инструкция на инструктора-методиста ЛФК или массажиста.
  Основной Учебно-методический 1. Разработка тематического плана занятий по ЛФК на период практики 2. Просмотр и анализ занятий лечебной гимнастики (ЛГ), проводимых инструктором. 3. Разработка планов-конспектов занятий по ЛГ и сеансов массажа 4. Проведение занятий по лечебной физической культуре в качестве помощника инструктора. 5. Самостоятельное проведение занятий по ЛГ и сеансов массажа. 6. Составление планов-конспектов занятий по лечебной гимнастике. 7. Проведение контрольного занятия по лечебной гимнастике и сеансов массажа. 74 Расписание занятий ЛФК и сеансов массажа, проводимых практикантом Расписание занятий ЛФК и сеансов массажа. Конспекты занятий по ЛГ (не менее 15-ти). Конспекты занятий процедур массажа (не менее 3).
  Научно-исследовательский 1. Изучение медицинских карт пациентов, занимающихся в группе ЛГ. 2. Проведение анализа занятия по ЛГ на основе педагогического наблюдения. 3. Проведение хронометрирования занятия по ЛГ. 4. Проведение пульсометрии занятия, составления графика динамики пульса. 5. Составление индивидуальной программы комплексной реабилитации пациента. 6.Исследовать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и нервной системы 34 Хронометраж и пульсометрия занятия ЛГ Индивидуальная программа комплексной реабилитации пациента.
  Оздоровительно-реабилитационный 1. Составление плана оздоровительно-реабилитационных мероприятий на период практики. 2. Составление сценария проведения оздоровительно-реабилитационного мероприятия. 3. Проведение мероприятий по оздоровлению пациентов (беседы, консультации для детей, воспитателей и родителей). Сценарий оздоровительно-реабилитационного мероприятия План-конспект беседы с больными (не менее 2)
  заключительный Подготовка отчётной документации и сдача материалов практики. Отчетная документация  

8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕН­НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

1. Изучение медицинских карт пациентов, занимающихся в группе ЛГ.

2. Проведение анализа занятия по ЛГ на основе педагогического наблюдения.

3. Проведение хронометрирования занятия по ЛГ.

4. Проведение пульсометрии занятия,составления графика динамики пульса.

5. Составление индивидуальной программы комплексной реабилитации пациента

6. Исследовать функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и нервной системы (гониометрия, соматоскопия, соматометрия).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Набережночелнинский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Факультет «Адаптивная физическая культура, сервис и туризм» заочная форма обучения

Кафедра «Спортивной медицины и адаптивной физической культуры»

Направление: «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

»

Профиль: «Лечебная физическая культура»

Группа 36

Валиев Айрат Исхакович

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Оценка за практику_____________________

Методист филиала______________________

К.п.н., доцент Коломыцева О.В..

Набережные Челны 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Характеристика с базы прохождения практики, заверенная подписью руководителя, методиста базы практики и печатью.

2. Направление на практику

3. Общие сведения о базе практики.Справка по анализу материально-технической базы отделения (кабинета) ЛФК.

4. Индивидуальный план работы практиканта, утверждённый методистом.

5. Дневник практиканта

6. Характеристика нормативно-правовых документов организации.

7. План работы отделения (кабинета) ЛФК.

8. Расписание занятий ЛФК и сеансов массажа, проводимых практикантом

9. Расписание занятий ЛФК и сеансов массажа.

10. Конспекты занятий по ЛГ (не менее 15-ти).

11. Конспекты процедур массажа (не менее 3).

12. Пульсометрия занятия ЛГ.

13. Хронометрия занятия ЛГ.

14. Индивидуальная программа комплексной реабилитации пациента.

15. План-конспект беседы с больными (не менее 2)

16. Отчет по результатам эксперимента выпускной квалификационной работы.

17. Анализ качества профессиональной деятельности практиканта.

18. Картотека использованной методической литературы.

19. Отчет студента по педагогической практике.

Видео и фото отчет (в форме презентации в программе PowerPoint).

ХАРАКТЕРИСТИКА

практиканта __________________________________________________

(Ф.И.О.)

студента(ки) ____________________ курса _________________ группы

_____________________________________________________________,

проходившего практику по специальности в_______________________

_____________________________________________________________ (организация)

____________ с _______________ по ____________________ 20___ год

За период практики показал(а) себя ___________________________

(отношение к практике, уровень теоретической подготовленности, знание нормативно-правовых и регламентирующих работу документов, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность).

Проведенные студентом(кой) занятия по лечебной гимнастике показали _____________________________________________________

(оценка уровня владения педагогическими умениями и навыками, умение управлять групповой, творческий подход и методика построения и проведения занятий, соответствие подбора упражнений и дозировки диагнозу и состоянию больного, уровень технической подготовленности, отношение занимающихся к инструктору-методисту).

Проведение научно-исследовательской работы показало, что практикант____________________________________________________

(степень владения методами получения, обработки и фиксации полученной информации, умение анализировать, обобщать и излагать выводы по исследуемой проблеме).

Проведение санитарно-просветительской работы показало _____________________________________________________________

(умения и навыки в оформлении наглядной агитации, активность и творчество при проведении бесед, оказание помощи медицинскому персоналу).

Оценки за практику:

Организационная работа _____________________________ _____________

Оздоровительно-реабилитационная работа _____________

Научно-исследовательская работа ______________________ _____________

Отчетная документация ______________________________ _____________

Отношение к практике

и трудовая дисциплина_______________________________ _____________

Общая оценка за практику ____________________________ _____________

Главный врач _______________________________________ _____________

Врач ЛФК __________________________________________ _____________

Методист академии __________________________________ _____________

« __»_________________ 20___ г.

(характеристику заверить гербовой печатью)

справка по анализу материально-технической базы отделения (кабинета) лфк

Отразить следующие разделы:

- наличие спортсооружений, их состояние;

- наличие инвентаря, оборудования, их использование и хранение;

- санитарно-гигиеническое состояние мест проведения реабилитационных мероприятий;

- оказание платных услуг населению;

- перспективы развития;

- предложения по улучшению, развитию и состоянию материально-технической базы.

Индивидуальный план работы студента

№ П/П Содержание работы Сроки выполнения Отметка о выполнении

Содержание работы планируется по разделам:

1. Организационная работа.

2. Оздоровительно-реабилитационная работа.

3. Методическая работа.

4. Научно-исследовательская работа.

5. Санитарно-просветительская работа.

6. Другие виды работ.

Индивидуальный план работы разрабатывается совместно с методистом практики и базой практики.

Дневник практиканта

дата Содержание работы оценка

план работы отделения (кабинета) лфк

на

(сроки практики)

№ П/П Содержание работы Сроки выполнения Ответств. за выполнение Отметка о выполнении

План работы составляется по разделам.

I. Организационная работа

II. Оздоровительно-реабилитационная работа

III. Методическая работа

IV. Научно-исследовательская работа.

V. Санитарно-просветительская работа

Расписание занятий ЛГ

Нозологическая группы   Дни и часы занятий
  пн.   вт   ср   чт   пт   сб   вс.

Конспект занятия ЛГ

Диагноз, стадия заболевания, двигательный режим, возраст больного, занятия ФК и спортом _____________________

_______________________________________________________

Задачи занятия __________________________________________

_______________________________________________________

Место проведения _______________________________________

Инвентарь ______________________________________________

Дата проведения _________________________________________

Части занятия Содержание занятия Дозировка Организационно-методические. указания.

Оценка за конспект

Методист ЛФК

План-конспект беседы с больными

(не менее 2)

Тема ____________________________________________

План беседы: ____________________________________

_________________________________________________

Краткое содержание ______________________________

Вопросы для усвоения ____________________________

Использованная литература ______________________

Оборудование службы ЛФК

- специальное оборудование отделения (кабинета) ЛФК

- полностью соответствует профилю больных, решаемым лечебным задачам; стандартное, либо частично изготовлено самостоятельно

- в большей части соответствует, большая часть изготовлена из подpучныхсpедств самостоятельно, либо частично соответствуют или отсутствуют важные части инвентаpя

В целом оборудование, аппаратура, инструментарий, используемые службой ЛФК

- полностью адекватно¦

- частично адекватно

- не адекватно

уровню сложности, качеству и объему деятельности, требованиям безопасности для персонала и больных

Примерный перечень оборудования отделения (кабинета) лечебной физкультуры

Наименование количество
Медицинские аппараты и приборы
1. Весы медицинские 1 шт.
2. Динамометр ручной 2-3 шт.
3. Динамометр становой 1 шт.
4. Ростомер 1 шт.
5. Лента измерительная 1 шт.
6. Калипер (для измерения толщины кожно-жировых складок) 1 шт.
7. Плантограф (для измерения подошвенной поверхности стоп) 1 шт.
Угломер 1 шт.
9. Спирометр 3 шт.
10. Пневмотахометр 1-3 шт.
11. Тонометр 3 шт.
12. Фонендоскоп 3 шт.
13. Электрокардиограф (портативный) 2 шт.
14. Секундомер (пульсотахометр) 3-5 шт.
15. Велоэргометр с встроенным сфигмоманометром 1 шт.
16. Универсальный велоэргометр или универсальный тредмил с прогаммным управлением (БОС) 1 шт.
17. Стабиллограф 1 шт.
18. Нейромиограф 1 шт.
19. Эргометр (сидячий) с программным управлением для измерения сил мышц конечностей (БОС) 1 шт.
Спортивный инвентарь и специальное оборудование зала ЛФК и тренажерного зала:
1. Ковровое покрытие В зависимости от площади
2. Зеркальная стенка Одна из стенок
3. Гимнастическая стенка 2-4 шт.
4. Гимнастическая скамья 1- 2 шт.
5. Параллельные брусья 1 шт.
6. Кушетка медицинская с подвижным головным концом 5 шт.
7. Гимнастические палки 8-10 шт.
8. Гантели разного веса (0.5-2.0кг.) 8-10 шт.
9. Набивные мячи (от 1 до 5кг.) 4-6 шт.
10. Мяч баскетбольный 1-2 шт.
11. Мяч волейбольный 1-2 шт.
12. Мяч резиновый 8-10 шт.
13. Мяч теннисный 2-4 шт.
14. Эспандеры (различные) 2-4 шт.
15. Мешочки с песком (0.5-1.0кг.) 8-10 шт.
16. Набор мелких предметов (кубики, мозаика т.д. для разработки движений в пальцах кисти) 2 набора
17. Надувные мячи и игрушки 8-10 шт.
18. Эластичные (резиновые) бинты 8-10 шт.
19. Скользящие поверхности (пластиковые) 4-6 шт.
20. Наклонные плоскости с креплением за гимнастическую стенку 1-2 шт.
21.* Корзина баскетбольная 1-2 шт.
22.* Сетка для игры в волейбол (в игровом зале) 1 шт.
23.* Ракетки и воланы для игры бадминтон 2-4 шт.
24.* Стол и спорт.принадлежности для настольного тенниса 1 набор
Тренажеры и механоаппараты:
1. Для мышц и суставов верхних конечностей 1-3 шт.
2. Для мышц и суставов нижних конечностей 1-3 шт.
3. Для мышц и суставов туловища (спины, брюшного пресса) 1-3 шт.
4. Велотренажер 2-3 шт.
5. Гребной тренажер 1 шт.
6. Тредмил (бегущая дорожка) 1 шт.
7. Многопрофильный тренажер 1 шт.

В последние годы были изданы приказы по отдельным направлениям физической реабилитации.

Приказ МЗ СР РФ от 22.08.2005 № 534 «О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы о мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы».

«1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)

N п/п Наименование оборудования Минимально необходимое количество
Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа
1. Стол для кинезотерапии и массажа
2. Маты напольные
3. Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного размера, веса, фактуры, гимнастические палки, булавы, гантели, ортезы)  
4. "Шведская стенка"
5. Параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе  
6. Тренажеры для восстановления движений в конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры)
7. Психофизиологические комплексы для тренинга с биологически обратной связью, в том числе компьютернаястабилометрия
8. Программно-аппаратный комплекс анализа движений "Биомеханика"
9. Рефлекторно-нагрузочные устройства типа "Гравистат"
Оборудование для физиотерапевтического отделения
1. Аппараты для гальванизации
2. Парафинонагреватели для озокерито-, парафинолечения
3. Комплекс для гидротерапии
4. Аппарат типа "Амплипульс"
5. Аппарат ультразвуковой терапии
6. Аппарат для лазеротерапии
7. Аппарат типа "Миоритм"
8. Аппарат типа "Искра"

2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)

N п/п Наименование оборудования Минимально необходимоеколичество
1. Функциональные кровати
2. Прикроватные функциональные кресла
3. Столы для кинезотерапии, массажа
4. "Шведская стенка"
5. Набор ступенек для обучения ходьбе
6. Ортезы
7. Программно-аппаратный комплекс анализа движений "Биомеханика"
8. Психофизиологический комплекс для тренинга с биологически-обратной связью
Физиотерапевтическое оборудование
1. Парафинонагреватель для теплолечения
2. Приборы для гальванизации
3. Аппарат "Амплипульс"
4. Аппарат "Искра"
5. Аппарат ультразвуковой терапии
6. Аппарат типа "Миоритм"
7. Аппараты для лазерной терапии
Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой реабилитации
1. Специализированные стенды для социально- бытовой реабилитации  
2. Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций  
3. Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности  
4. Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук  
5. Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.)  
6. Персональные компьютеры с игровыми программами
Оборудование для логопедического кабинета
1. Магнитофон кассетный
2. Диктофон
3. Метроном
4. Зеркала
5. Персональные компьютеры с программами восстановления высших психических функций, в том числе речи
6. Тонометр
7. Набор логопедических зондов и шпателей
8. Видеомагнитофон
9. Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.)  
Методические пособия
1. Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы  
2. Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр  
3. Учебно-методическая литература для пациентов - сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради  

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению:034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровьяи профилю подготовки лечебная физическая культура .

Автор к.п.н., доцент Коломыцева О.В.

Рецензент(ы) ______________________________________________________

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры спортивной медицины и адаптивной физической культуры от _________________, протокол № _____ и одобрена на заседании _________________________________от________________________ года, протокол № ________.

Кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора

по учебной работе, к.п.н., профессор

______________ О.Б. Соломахин

«___» _____________2012г.

Наши рекомендации