Патофизиология челюстно-лицевой боли

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Боль – одна из самых частых причин обращения больного к врачу. Возникновение боли рассматривается как проявление болезни. Однако ощущение боли может предшествовать развитию патологии, и тогда боль выполняет сигнальную функцию, предупреждая о возможности повреждения. Знание причин возникновения и механизмов развития различных видов боли, в первую очередь тригеминальной и мио-фасциальной, умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу-стоматологу.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;

- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;

- механизмы развития лицевой боли;

- принципы медикаментозной коррекции боли.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы "Патофизиология боли" необходимо знать:

- анатомо-гистологическое строение нервной системы;

- общую физиологию центральной нервной системы;

- механизмы формирования различных видов чувствительности;

- основные виды простой и сложной чувствительности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли.

2. Особые виды боли.

3. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли.

4. Лицевая боль:

а) тригеминальная боль;

б) темпоро-мандибулярная и миофасциальная боль;

5. Принципы медикаментозной коррекции боли.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина. – М.: МЕДпресс, 2000. – Т. 2. – С. 494–525.

3. Патофизиология / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. – М.: Академия, 2007. – Т. 2. – С. 172–179, С. 187–202.

б) дополнительная:

1) Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М., 2002. - Т. 2. –
С. 415-422.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 351-359.

3. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – Т. 2. – С. 567–578.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли.

2. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли.

3. Причины и механизмы развития соматической боли.

4. Причины и механизмы развития висцеральной боли.

5. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов.

6. Особые виды боли и механизмы их формирования.

7. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы.

8. Медиаторы антиноцицептивной системы.

9. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы.

10. Причины и механизмы развития пароксизмальной тригеминальной боли.

11. Причины и механизмы развития непароксизмальной тригеминальной боли.

12. Невралгия и нейропатии тройничного нерва.

13. Причины и механизмы развития миофасциально-артрогенной лицевой боли.

14. Причины и механизмы развития лицевой боли при поражении височно-нижнечелюстного сустава.

15. Патофизиологические основы коррекции боли.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить в виде схемы сравнительную характеристику пароксизмальной и непароксизмальной тригеминальной боли.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.

2. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).

3. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Высшая нервная деятельность включает сложные рефлекторные реакции, обеспечивает наиболее совершенное приспособление организма к внешней среде и определяет социальную ценность человека. Расстройство высшей нервной деятельности может быть вызвано патогенным воздействием как биологических, так и социальных факторов. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения высшей нервной деятельности, влияние типа высшей нервной деятельности пациента на течение и исход заболевания, а также умение правильно оценивать клинические данные необходимы врачу-стоматологу.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- этиологию и патогенез общих расстройств высшей нервной деятельности;

- основные проявления и механизмы их развития при нарушениях высшей нервной деятельности;

- общие закономерности расстройства ВНД при травматическом поражении КГМ.

Наши рекомендации