Патофизиология челюстно-лицевой боли
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Боль – одна из самых частых причин обращения больного к врачу. Возникновение боли рассматривается как проявление болезни. Однако ощущение боли может предшествовать развитию патологии, и тогда боль выполняет сигнальную функцию, предупреждая о возможности повреждения. Знание причин возникновения и механизмов развития различных видов боли, в первую очередь тригеминальной и мио-фасциальной, умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу-стоматологу.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;
- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;
- механизмы развития лицевой боли;
- принципы медикаментозной коррекции боли.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения материала темы "Патофизиология боли" необходимо знать:
- анатомо-гистологическое строение нервной системы;
- общую физиологию центральной нервной системы;
- механизмы формирования различных видов чувствительности;
- основные виды простой и сложной чувствительности.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли.
2. Особые виды боли.
3. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли.
4. Лицевая боль:
а) тригеминальная боль;
б) темпоро-мандибулярная и миофасциальная боль;
5. Принципы медикаментозной коррекции боли.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина. – М.: МЕДпресс, 2000. – Т. 2. – С. 494–525.
3. Патофизиология / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. – М.: Академия, 2007. – Т. 2. – С. 172–179, С. 187–202.
б) дополнительная:
1) Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М., 2002. - Т. 2. –
С. 415-422.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 351-359.
3. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2009. – Т. 2. – С. 567–578.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли.
2. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли.
3. Причины и механизмы развития соматической боли.
4. Причины и механизмы развития висцеральной боли.
5. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов.
6. Особые виды боли и механизмы их формирования.
7. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы.
8. Медиаторы антиноцицептивной системы.
9. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы.
10. Причины и механизмы развития пароксизмальной тригеминальной боли.
11. Причины и механизмы развития непароксизмальной тригеминальной боли.
12. Невралгия и нейропатии тройничного нерва.
13. Причины и механизмы развития миофасциально-артрогенной лицевой боли.
14. Причины и механизмы развития лицевой боли при поражении височно-нижнечелюстного сустава.
15. Патофизиологические основы коррекции боли.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Составить в виде схемы сравнительную характеристику пароксизмальной и непароксизмальной тригеминальной боли.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.
1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.
2. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).
3. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Высшая нервная деятельность включает сложные рефлекторные реакции, обеспечивает наиболее совершенное приспособление организма к внешней среде и определяет социальную ценность человека. Расстройство высшей нервной деятельности может быть вызвано патогенным воздействием как биологических, так и социальных факторов. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения высшей нервной деятельности, влияние типа высшей нервной деятельности пациента на течение и исход заболевания, а также умение правильно оценивать клинические данные необходимы врачу-стоматологу.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- этиологию и патогенез общих расстройств высшей нервной деятельности;
- основные проявления и механизмы их развития при нарушениях высшей нервной деятельности;
- общие закономерности расстройства ВНД при травматическом поражении КГМ.