Наркомании. патофизиологические механизмы развития алкоголизма
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Проблема борьбы с наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом является одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем в большинстве стран мира в связи с их широким распространением и высокой смертностью от них среди различных групп населения. Поэтому знание формирования наркоманической зависимости - явлений психической и физической зависимости и патогенетической терапии этих явлений необходимо каждому врачу, включая педиатров, для успешного их лечения и профилактики.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самостоятельного изучения материала студент должен знать:
- сущность понятия наркоманической зависимости и механизмы ее формирования, а именно патофизиологические основы психической и психологической зависимости;
- основные механизмы влияния экзогенного этанола на организм человека, а также формирования толерантности и абстинентного синдрома;
- особенности наркоманий детского и юношеского возраста;
- основные принципы патогенетической терапии и профилактики наркоманий.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения материала этой темы студент должен знать:
- биохимические механизмы метаболизма этанола;
- механизмы поддержания полупроницаемости клеточных мембран и распределения ионов;
- основные нейромедиаторные системы ЦНС и их эффекты.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Сущность понятия наркоманической (лекарственной) зависимости по определению экспертов ВОЗ. Классификация веществ, злоупотребление которыми вызывает формирование зависимости: седативные и гипнотические (алкоголь, барбитураты, бензодиазепины); опиоиды (героин, морфин и другие анальгетики); каннабинолы (марихуана, гашиш); центральные симпатомиметики или стимулирующие препараты (кокаин, амфетамин и другие); галлюциногены (диэтиламид лизергиновой кислоты); ингалянты (аэрозоли).
2. Пути метаболизма этанола в организме человека. Фазы и механизмы острого действия этанола (мембранотоксическое, нейромедиаторное, метаболическое, гипоксическое, микроангиопатическое). Механизмы эмбриотоксического и фетотоксических эффектов этанола.
3. Алкоголизм как хроническое заболевание, вызванное злоупотреблением алкоголя. Понятия "толерантность" и "абстинентный синдром", патофизиологические механизмы их формирования.
4. Органная патология при алкоголизме: поражение ЦНС, печени, желудочно-кишечного тракта, сердца.
5. Фетотоксическое действие этанола. Алкогольный синдром плода, сущность, механизмы формирования. Социальные последствия алкоголизма.
6. Принципы патогенетической терапии острого и хронического отравления этанолом. Принципы терапии наркоманий (купирование абстинентного синдрома, устранение психической зависимости, поддерживающая терапия).
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патофизиология / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. – М.: Академия, 2007. – Т. 1. – С. 111–121.
3. Северьянова Л.А., Бобынцев И.И. Самостоятельная работа студентов по патофизиологии. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – С. 12–13.
б) дополнительная:
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. В 2-х томах. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - Т. 1. - С. 624-657.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Понятие наркоманической зависимости. Классификация наркоманий.
2. Особенности всасывания и распространения этанола по органам и тканям.
3. Образование эндогенного этанола и основные пути метаболизма эндогенного и экзогенного этанола. Значение этанола и его метаболитов в здоровом организме.
4. Основные фазы развития острого алкогольного отравления, их зависимость от дозы этанола.
5. Основные механизмы (теории), объясняющие действие этанола и ацетальдегида в живом организме.
6. Мембранотоксическое действие этанола при однократном введении.
7. Молекулярные (метаболические) эффекты этанола при однократном введении.
8. "Медиаторные" эффекты этанола при однократном введении в организм.
9. Механизм развития фаз возбуждения, торможения и наркотической при остром алкогольном отравлении.
10. Алкоголизм, стадии развития.
11. Механизмы формирования психологической зависимости, суть "опиатной гипотезы". Формирование "порочного круга".
12. Понятие толерантности к алкоголю, механизмы ее формирования.
13. Абстинентный синдром при алкоголизме, механизмы его формирования.
14. "Порочный круг" формирования физической зависимости от алкоголя.
15. Молекулярные механизмы формирования толерантности к алкоголю.
16. Мембранотоксические эффекты при хроническом действии алкоголя.
17. Дисбаланс медиаторных систем при хроническом действии алкоголя на организм человека.
18. Проявления абстинентного синдрома, механизмы их развития.
19. Особенности развития наркоманий у подростков. Проблемы мотивации при подростковых наркоманиях.
20. Ингаляционные психоактивные вещества – подростковая проблема.
21. Механизмы повреждения кардиомиоцитов при действии этанола.
22. Токсико-аллергическое поражение сердца при алкоголизме, основные синдромы.
23. Особенности патологии печени, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и крови при алкоголизме. Микроангиопатическое действие этанола.
24. Влияние этанола на потомство. Алкогольный синдром плода.
25. Принципы коррекции острого действия этанола на организм. Патогенетическая терапия алкоголизма.
26. Основные принципы терапии наркоманий.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
1. Составить схему эффектов этанола при остром его действии.
2. Составить схему эффектов, составляющих основу толерантности к алкоголю.
3. Нарисовать схему "порочного круга" психической и физической зависимости от этанола при хроническом действии.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.
1. Проверка выполнения обязательного задания.
2. Контроль самоподготовки по тестовой методике.
3. Самостоятельное выполнение практических работ по изучению действия этанола на животных.
4. Самостоятельное решение проблемных задач.
5. Фронтальный разбор теоретического материала и решения проблемных задач.
ООД
к выполнению работы "Изучение острого действия экзогенного этанола
на электрическую активность сердца и клетки крови кролика"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка кролика к эксперименту. 2. Выполнение эксперимента. 3. Оценка результатов. 4. Анализ результатов. 5. Оформление протокола. | 1. Кролика взвесить, определить общее состояние и фиксировать в станке в положении на спине. Зарегистрировать ЭКГ (лучше с области верхушечного толчка) и взять из краевой вены уха кровь для определения количества эритроцитов в исходном состоянии. 2. Внутривенно медленно ввести 20% раствор алкоголя из расчета 2 г чистого этанола на 1 кг веса кролика. Во время введения алкоголя и после его введения в течение 2 часов вести наблюдение за общим состоянием кролика и производить регистрацию ЭКГ через 5, 10, 15 и далее через каждые 15 мин в течение всего периода наблюдения. Повторный забор крови для определения количества эритроцитов сделать через 1,5-2 часа после введения алкоголя. Определение количества эритроцитов провести на ФЭК, методика которого описана в разделе: "Изменение общего количества крови. Полицитемии. Анемии". 3. Обратить внимание на изменение ритма сердца и интервала ST на ЭКГ, а также на изменение количества эритроцитов. 4. Объяснить механизмы влияния этанола на состояние и электрическую активность кардиомиоцитов и на клетки крови. 5. Протокол оформить по общей схеме. Наклеить в тетради отрезки исходной электрокардиограммы и полученной после введения алкоголя, а также количественные показатели крови. Объяснить механизмы полученных изменений, сделать выводы. |
ООД
к выполнению работы "Влияние алкоголя на поведение крыс"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Подготовка крыс к эксперименту. 2. Выполнение эксперимента. 3. Оценка результатов. | 1. Использовать в опыте двух крыс, взвесить их. Наблюдать исходное поведение, обращая внимание на характер движений, исследовательскую активность. 2. Ввести крысам интраперитонеально 25% раствор этанола из расчета: одной крысе 1,5 г на 1 кг массы тела; второй крысе 4,5 г на 1 кг массы тела. Через 5-10 мин после введения наблюдать за поведением крыс, обратить внимание на фазовый характер развивающихся нарушений. 3. Выделить фазы развития острого алкогольного опьянения у крыс и зависимость их продолжительности и выраженности от дозы алкоголя. |
4. Анализ результатов опыта. 5. Оформление протокола. | 4. Объяснить механизм нарушений, развивающихся у крыс после введения этанола, в частности механизмы двигательных расстройств и развития алкогольного наркоза. 5. Описать полученные данные, учитывая фазовость развития нарушений и их зависимость от дозы алкоголя. Объяснить механизмы действия этанола, сделать выводы. |
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО
КРОВООБРАЩЕНИЯ И МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ.
ТРОМБОЗ И ЭМБОЛИЯ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Расстройства периферического кровообращения сопутствуют многим заболеваниям человека, являются одним из звеньев патогенетической цепи развития патологических процессов и определяют характер их течения. Поэтому знания причин возникновения и механизмов развития основных форм расстройства периферического кровообращения позволяют осуществлять целенаправленную их профилактику и лечение. Важное значение типовые нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции имеют и в практике стоматолога.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самостоятельного изучения материала студент должен знать:
- причины возникновения и механизмы развития различных форм расстройства периферического кровообращения и микроциркуляции;
- основные проявления и последствия ишемии, артериальной и венозной гиперемии, их развития;
- причины возникновения и механизмы развития тромбоза и эмболий;
- патофизиологические принципы профилактики и лечения тромбоза и эмболий;
- ознакомиться с содержанием практических работ и быть готовым к их выполнению.