Механизм применения балльной шкалы оценок

Формы текущего контроля

Формы текущего контроля Баллы Максимум за семестр  
 
 
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ(проверка «остаточных» знаний)  
1. Входной контроль. Основные понятия  
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ(проверка знаний и умений по курсу)  
2. Посещение и конспектирование лекций  
3. Работа на семинарах (выступление и обсуждение, участие в инновационных технологиях) 0-2  
4. Реферат  
5. Письменная работа  
6. Доклад – анализ о последней ЧС в мире  
7. Практические задания  
8. Творческие задания  
9. Кластер понятий и категорий по одному из структурных блоков содержания дисциплины 0-5  
10. Промежуточный тест-контроль  
11. НИП  
12. Итоговый контроль (пост-тест)  
Итого минимум:  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (бонусы)
НИРС (конференции, конкурсы – выставки, олимпиады)
или:
Конспект основных положений законов и нормативов
Презентация тем курса по выбору
Итого максимум:

Для аттестации по данной дисциплине студент должен набрать от 45 до 100 баллов (кредитов).

Оценка осуществляется по 100-балльной шкале; при этом максимальная сумма баллов, которую обучающийся может набрать в течение семестра по дисциплине в ходе текущего (рубежного) и промежуточного контроля составляет 100 баллов, которые складываются из:

· максимального количества баллов на текущую (внутрисеместровую, рубежную) аттестацию – 60 баллов;

· «бонусных» баллов (от 0 до 10), которые могут быть добавлены обучающемуся за активную работу при освоении компетенций, предусмотренных дисциплиной;

· максимального количества баллов на промежуточную аттестацию (зачет) – 30 баллов.

Студенту, набравшему в результате текущей работы по дисциплине менее 40 баллов, и не сдавшему до даты зачета задолженности по дисциплине, в ведомость выставляется «0» баллов. Студент, выполнивший все учебные поручения и набравший в семестре не менее 60 баллов, допускается до экзаменационной сессии.

Оценка на экзамене – максимум 30 баллов, которые суммируются с баллами семестра. В итоге студент, получивший не менее 61 балла, считается аттестованным. Если результат экзамена оценивается менее чем 10-ю баллами, то зачет считается несданным, студенту в ведомость выставляется «0» баллов и оценка «незачтено».

100-балльная система оценок переводится в пятибалльную в соответствии со следующей шкалой:



Балл по дисциплине Традиционная система оценок Соотнесение с системой оценок ECTS*
Экзамен Зачет
90-100 отлично зачтено А – отлично
80-89 хорошо В – очень хорошо
70-79 С– хорошо
60-69 удовлетворительно D –удовлетворительно
50-59 неудовлетворительно не зачтено E – посредственно
30-49 FX – условно неудовлетворительно
0-29 F– неудовлетворительно

* European Credit Transfer System (Европейская система перевода зачетных единиц)

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Под ред. проф. Э. А. Арустамова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 448 с.

2. Халилов, Ш. А.Безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. для вузов / Ш. А. Халилов, А. Н. Маликов, В. П. Гневанов. – Саратов : Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2009. – 588 с.

Дополнительная:

3. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории при ЧС: учеб. пос. / Ред. В. В. Денисов. – М. : ИКЦ «МарТ», 2003. – 608 с.

4. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях / Б. С. Мастрюков. – М. : «Академия», 2008. – 336 с.

5. Гончарова, О. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. для студентов всех специальностей очной формы обучения / О. В. Гончарова, Г. Н. Сидоров, В. Н. Лойко. – Омск : Типография «С-Принт», 2007. – 159 с.

6. Лойко В. Н. Безопасность жизнедеятельности: основы курса: учеб. пос. для студентов всех специальностей заочной и заочной сокращенной форм обучения / В. Н. Лойко, О. В. Гончарова, Г. Н. Сидоров. – Омск : Типография «С-Принт», 2007. – 132 с.

7. Семехин, Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности для гуманитариев. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 416с.

Рекомендуемая:

8. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учеб. пос. / П. П. Кукин и др. – М. : Высшая школа, 2001. – 431 с.

9. Васильев, П. П. Безопасность жизнедеятельности. Экология и охрана труда: учеб. пос. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 188 с.

10. Все худшее, что с вами может случиться. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М. : Рипол Классик, 2001. – 320 с.

11. Гончарова, О. В. Экология: учеб. пос. / О. В. Гончарова, Г. Н. Сидоров. – СПб. : ЛиСС, 2004. – 98 с.

12. Гражданская оборона: Нормативные акты. – М. : ПРИОР, 2000. – 64 с.

13. Гринин, А. С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 288 с.

14. Гринин, А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 336 с.

15. Лепехин, Е. А. Современные термины и понятия терроризма и безопасности: глоссарий / Е. А. Лепехин, С. Е. Метелев, Т. В. Некрасова, А. А. Соловьев. – Омск : Издатель Васильев А. А., 2007. – 282 с.

16. Метелев С. Е. Терроризм и антитеррористическая деятельность: учебно-метод. пос. – Омск : Типография «РОСЗИТЛП», 2006. – 259 с.

17. Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: учеб. пос. – В 2-х кн. – М. : Высшая школа, 2004.

18. Правила пожарной безопасности. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 240 с.

19. Хван, Т. А. Безопасность жизнедеятельности / Т. А. Хван, П. А. Хван. – Ростов н/Д, 2003. – 416 с.

20. Шойгу С. К. От абсолютной безопасности – к приемлемому риску // Экология и жизнь. – 2000. – № 3 (15). – С. 6–8.

7. Информационное, материально-техническое обеспечение дисциплины

7.1. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины

· Ресурсы Internet

1. Альянс СНГ «За биобезопасность». URL: http://www. biosafety.ru

2. Безопасность Труда и Жизни. Сетевая версия газеты. URL: http://www.gazeta.asot.ru

3. БЖД. URL: http://allbzhd.ru/

4. БЖД. URL: http://bezhede.ru/

5. Виртуальный консалтинговый центр «Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность». URL: http: //www.ottb.ru

6. Гигиенические нормативы. URL: http://www.tehdoc.ru/ hygiene.htm; http://www.doclist.ru/docs/gigienicheskie _normativy_gn.html)

7. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». URL: ttp: //www.novtex.ru/bjd

8. Журнал «ОБЖ». URL: http://www.school-obz.org/

9. ЗНАКИ – предназначенные для охраны жизни людей (Санкт-Петербург). URL: http://www.trans-znak.ru

10. Знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства (Санкт-Петербург). URL: http://www.infoznak.ru

11. Интернет-Академия безопасного труда – Институт охраны труда, промышленной безопасности, социального партнерства и профессионального образования (Санкт-Петербург). Система проверки знаний «Экзаменатор» по общим вопросам охраны труда. Информационные листки опасностей. Энциклопедия по охране и безопасности труда (на русском языке). URL: http://www.safework.ru

12. Информационно-аналитический противонаркотический портал. URL: http://narcomania.com/life/

13. Информационный портал о наркотиках, наркомании, зависимости. URL: http://www.narcot.ru/

14. Информационный портал УГПУ по ОБЖ и БЖД: Безопасность, образование, человек.

URL: http://www.bezopasnost.edu66.ru/

15. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009). URL: http://www.nchkz.ru/lib/56/56325/ index.htm

16. Межрегиональная торговая компания «Сорбент». Бытовые фильтры для очистки воды. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) – респираторы, противогазы. URL: http://www.mtksorbent.ru

17. Наркомания. Порталы. URL: http://drugs.report.ru/_5 FolderID_221_.html

18. Наука и образование против террора. URL: http:// scienceport.ru/

19. Научно-технический портал «Технологии и системы безопасности» Академии ГПС МЧС России. URL: http://www.ipb.mos.ru/

20. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «Экология, акустика, охрана труда». URL: http://www.ntc-ecology.ru

21. Независимый научно-технический портал. Техника. Изобретения. Технологии. Физика. URL: http://www. ntpo.com

22. НРБ 99 «Нормы радиационной безопасности». URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/6/6853/index.htm

23. НРБ-99/2009 (скачать). URL: http://www.ekosf.ru/ component/option,com_remository/func,startdown/id,146/

24. ОБЖ.RU: образовательный портал. URL: http://www. obzh.ru/

25. Объективно о наркомании. URL: http://www. narcozona.ru/

26. Оказание ПМП, видео. URL: http://www.03-ektb.ru/pervaya-pomosch/okazanie-pervoy-meditsinskoy-pomoschi-video-instruktsii-po-okazaniiu-pervoy-pomoschi-pervaya-meditsinskaya-pomosch

27. Олимпиада по ОБЖ. URL: http://www/eidos.ru /olymp/obg/

28. Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь. URL: http://www.0bj.ru

29. Охрана труда и БЖД. URL: http://www. ohrana-bgd.narod.ru

30. ПМП. URL: http://pervaya-pomosch.com/

31. ПМП. URL: http://www.meduhod.ru/deseases/firstaid. shtml

32. ПМП. URL: http://www.reanimmed.ru/

33. ПМП при ДТП. URL: http://www.avtotut.ru /law/1medhelp/

34. ПМП. Школа выживания «Омега». URL: http://project-omega.narod.ru/med.htm

35. Приборы и СИЗ для экологии, гражданской обороны, охраны и безопасности труда. URL: http://www.ufadelf .ru/urteks

36. Сайт штаба БЖД. URL: http://bgd.iate.obninsk.ru/ next.htm

37. Сайты по безопасности жизнедеятельности. URL: http://eun.chat.ru/obg1.htm

38. Санитарные нормы и правила. URL: http://www.tehdoc .ru/sanitary.htm)

39. Справочник Охрана труда и пожарная безопасность 19.10.2008. URL: http://www.otipb.ucoz.ru

40. Управление по внедрению средств индивидуальной защиты (Санкт-Петербург). Нормативные документы по охране труда и промышленной безопасности. URL: http://www.uvsiz.spb.ru

41. ФГУЗ «Российский Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ» Роспотребнадзора России. URL: http://www. rpohbv.ru

42. Центр охраны труда, радиационной и экологической безопасности СО РАН. URL: http://www.sbras. nsc.ru/cotreb

· наглядные пособия:

1) инструкция о мерах пожарной безопасности в здании ОИ (филиала) РГТЭУ;

2) план эвакуации при пожаре (на этажах);

3) информационный стенд по ГО и ЧС в фойе 1 этажа ОИ (филиала) РГТЭУ;

4) Оказание ПМП

5) Действия населения при авариях и катастрофах

6) Действия населения при стихийных бедствиях

7) Единая государственная система предупреждения (РСЧС) РФ

8) Нормативно правовые акты по ГО и ЧС

9) Умей действовать при пожаре (2 шт.)

10) Информационный стенд «Терроризм – угроза обществу»

11) Комплекты плакатов:

1. Основы ГО и защита от ЧС

2. Уголок гражданской защиты

3. Терроризм – угроза обществу

12) Плакаты:

1. СКЗ /СИЗ (2 шт.)

2. Химическое оружие / Ядерное оружие (2 шт.)

3. Современные обычные средства поражения / Бактериологическое оружие (2 шт.)

4. Инфекционные заболевания /Личная гигиена (1 шт.)

5. ГО РФ / Единая государственная система предупреждения (РСЧС) РФ (1 шт.)

13) Карты:

1. Геохронологическая таблица/Половозрастная пирамида

2. Зоогеографическая карта мира / Климатическая карта мира

3. Распространение солнечного света и тепла на Земле / Строение Земли и земной коры

4. Урбанизация, плотность населения мира / Агроклиматические ресурсы России

5. Экологические проблемы мира / Великие географические открытия

14) Приборы и оборудование:

¨ Средства медицинской защиты:

1. Медицинская аптечка

2. Бинты и вата

3. ИПП

¨ Средства индивидуальной защиты:

1. Противоэнцефалитный костюм

2. Противогазы

3. Респиратор

4. ОЗК (общевойсковой защитный костюм)

5. Перчатки

6. Защитные маски

¨ Приборы

1. Химической разведки ПХР по определению зарина, зомана, V-газов

2. Радиационной разведки ДП-22-В для измерения гамма-излучения

3. Огнетушители

4. Минный тральщик (веревка, «кошка»)

5. Спусковое устройство для эвакуации

15) Взрывные устройства:

1. Макеты мин (противопехотная, противотанковая)

2. Диверсионная растяжка

3. Дистанционное взрывное устройство

· педагогические контрольные материалы:

o тесты,

o задания для письменной работы;

· Аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).

7.2. Используемые образовательные технологии

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности»:

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (на семинарских занятиях № 2, 14).

Презентация(от англ. Presentation – представление, преподнесение, изображение) – способ наглядного представления информации, как правило, с использованием аудиовизуальных средств. Презентация на базе информационно-коммуникационных технологий содержит в себе текст, иллюстрации к нему, гиперссылки (лекции).

Механизм применения балльной шкалы оценок - student2.ru Учебно-методический комплекс по дисциплине включает: учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной в РГТЭУ структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебно-методического пособия; методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины, методические рекомендации по проведению семинарских занятий, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению, тестовые материалы для контроля знаний студентов; методические рекомендации и тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения (основная образовательная программа и сокращенная основная образовательная программа) и т.д.); рекомендуемые элементы (план лекций, методическое обеспечение курса и т.п.); дополнительные информационные ресурсы (ссылки на сайты). См. данный УМК по БЖД в печатном виде и в метабазе.

Система электронного обучения(E-learning, сокращение от англ.Electroning Learning)– обучение с помощью Интернет и мультимедиа. Включает: 1) самостоятельную работу с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона и т.п.; 2) получение консультаций, советов, возможность дистанционного взаимодействия; 3) своевременную круглосуточную доставку электронных учебных материалов.

Электронная почта(Е-mail)–быстрый, простой и дешевый способ связи людей или групп людей при помощи локальной сети компьютеров или через Интернет, позволяющий обмениваться сообщениями без применения бумажных носителей. Является частью предыдущей технологии. Помимо самих писем, можно «прикреплять» к сообщениям документы и другие файлы. Используется для общения и обмена информацией как студентами между собой, так и с преподавателем в период прохождения изучения всего курса обучения и выполнения заданий.

8. Методические указания для студентов

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы Список литературы Форма контроля
Раздел 1. Основы общей экологии. Биосфера
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона Российской Федерации (ГО РФ) · Входной контроль. · Посещение лекций. · Выступление на семинарах.   Основная литература: 1, с. 239-244; 2, с. 5-20, 414-421. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3-7, 12-14, 17(1), 17(2). - Проверка входного теста«Основные понятия». - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах.  
2. Чрезвычайные ситуации и их классификация · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Практическое задание. · Творческие задания. Основная литература: 1, с. 13-431; 2, с. 21-23, 125-139, 176-405, 441-449. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3, 4, 6-8, 11, 13, 14, 19. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах и оценивание участия в дискуссии. - Оценивание практического задания «Адаптация». - Оценивание творческой работы «Динамика моей работоспособности».
3. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Кластер понятий и категорий по одному из структурных блоков содержания дисциплины. Основная литература: 1, с. 239-249, 291-303; 2, с. 449-473, 479-523 Дополнительная и рекомендуемая литература: 3, 4, 7, 14, 17(1), 17(2), 20. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Оценивание кластера.    
4. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (управление в чрезвычайных ситуациях) · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Творческое задание. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Оценивание творческого задания «Проектирование мероприятий по защите населения и окружающей среды от ЧС».  
5. Защита населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Реферат. Основная литература: 1, с. 85-93, 200-203; 2, с. 152-165, 421-428, 455-457. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3-7, 9, 11, 13, 14, 17(2), 19. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Оценивание реферата.  
6. Контроль радиационной обстановки, определение мер по защите населения при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах (АС) · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Письменная работа. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах с элементами дискуссии. - Проверка письменной работы.
7. Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Доклад – анализ о последней ЧС в мире. Основная литература: 1, с. 68-74, 117-127, 197-200; 2, с. 135-152, 361-366, 428-431, 455-457. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3-7, 11, 13, 14, 17(2), 19. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Оценивание доклада.
8. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Промежуточный тест-контроль. Основная литература: 1, с. 203-209, 365-372, 416-431; 2, с. 165-176. Дополнительная и рекомендуемая литература: 4-6 8, 9, 13, 14, 17(1), 17(2), 18, 19. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Проверка теста.
9. Защита населения и территорий в условиях электромагнитного загрязнения окружающей среды техногенными источниками · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. Основная литература: 1, с. 74-85, 142-147; 2, с. 326-361, 366-386. Дополнительная и рекомендуемая литература: 7, 8, 13, 14. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах.
10. ЗЗащита населения и территорий в условиях землетрясений · Посещение лекций. · Выступление на семинарах.   Основная литература: 1, с. 217-222; 2, с. 21-76. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3- 5, 7, 9, 10, 13, 14. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах.  
11. Защита населения и территорий в условиях наводнений · Посещение лекций. · Выступление на семинаре. · Письменная работа. Основная литература: 1, с. 226-230; 2, с. 21-27, 62-71. Дополнительная и рекомендуемая литература: 4, 5, 7, 10, 14. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Проверка письменной работы.
12. Защита населения и территорий в условиях природных пожаров · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. Основная литература: 1, с. 231-233; 2, с. 21-27, 71-73. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3, 4, 7, 14. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах.
13. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Научно исследовательский проект. Основная литература: 2, с. 421-444. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3-7, 14, 17(2), 19. - Конспект. - Проверка конспекта. - Оценивание выступлений на семинарах. - Оценивание НИП (реферат, презентация и доклад).
14. Защита населения и территорий в условиях эпидемий · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Конспект основных положений законов и нормативов. Основная литература: 1, с. 233-236; 2, с. 76-92, 255-265, 268-273. Дополнительная и рекомендуемая литература: 3-7, 10, 11, 14, 17(1), 17(2). - Проверка конспекта и оценивание участия в дискуссии. - Проверка конспекта основных положений законов и нормативов.
15. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Письменная работа. Основная литература: 1, с. 278-290; 2, с. 92-125. Дополнительная и рекомендуемая литература: 4- 7, 15, 16, 17(2), 19. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Проверка письменной работы.
16. Общие сведения о медицине катастроф. Медицинская помощь при травмах · Посещение лекций. · Выступление на семинарах. · Практические задания. · Итоговый контроль (пост-тест). Основная литература: 2, с. 473-479. Дополнительная и рекомендуемая литература: 4-8, 10, 17, 19. - Конспект. - Оценивание выступлений на семинарах. - Оценивание практического задания по оказанию ПМП. - Проверка теста.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

1. Общие требования

1.Работа должна быть представлена в срок.

2.На титульном листе указывается название института, дисциплина, по которой выполнена данная работа, номер варианта (выбирается по первой букве фамилии студента), кто выполнил (курс, специальность, группа, номер зачетной книжки, полностью Ф.И.О.) и кто проверил (Ф.И.О.), место и год выполнения (приложение 2 для очной формы обучения, приложение 3 для заочной и заочной сокращенной форм обучения).

3.Работа должна быть аккуратно оформлена.

4.Работа может быть выполнена как от руки (почерк должен быть разборчивым), так и распечатана на одной стороне листов белой бумаги формата А4 (210×297 мм), помещенных в скоросшиватель.

5.В печатном тексте должны быть: стиль нормальный Times New Roman, размер 14; межстрочный интервал одинарный; красная строка – 0,75–1,0; выравнивание – по ширине; автоматический перенос слов.

6.Объем работы – 15 страниц машинописи.

2.Построение текстового документа

1. Работа должна состоять из следующих структурных элементов:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложение – необязательный элемент (Материал, дополняющий основную часть текстового документа, оформляют в виде приложений. В приложения могут быть включены: иллюстрации вспомогательного характера; таблицы с данными, дополняющими основные результаты; схемы, чертежи; бланки анкет; распечатки с ПК; тексты программ для ПК, разработанных в процессе выполнения работы.)

2.Заголовки структурных элементов располагают симметрично тексту, печатают прописными буквами, не подчеркивая, не ставя в конце точки или двоеточие, не нумеруя.

3.Текст основной части документа разбивают на разделы. Заголовки разделов начинают с абзацного отступа, печатают с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их отделяют точкой. Разделы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляют перед заголовком раздела.

4.Текст разделов при необходимости разбивают на подразделы, пункты и подпункты, которые нумеруют в пределах каждого раздела:

1, 2, 3 и т.д. ‑ нумерация разделов

1.1; 1.2; 1.3 и т.д. ‑ нумерация подразделов первого раздела

1.1.1; 1.1.2; и т.д. ‑ нумерация пунктов в первом подразделе первого раздела.

5.Заголовки подразделов и пунктов печатают по центру с учетом абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая.

6.Заголовки структурных элементов, разделов и подразделов отделяют от текста интервалом в одну строку.

7.Каждый структурный элемент и раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

8.Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

9.На каждой странице следует оставлять поля (2–2,5 см).

10.Должен быть составлен план/содержание (вопросы плана работы с указанием страниц), ответ на каждый пункт которого должен быть конкретным и четким (приложение 4). Следует обратить внимание на полноту и пропорциональность изложения основных разделов работы.

11.Во введении студент обосновывает актуальность темы и конкретные задачи, которые должны быть рассмотрены.

12.Изложение материала должно быть последовательным и логическим. Разделы работы должны соответствовать вопросам плана. Текст должен содержать полное изложение темы в сжатой форме.

13.На приводимые в тексте цитаты необходимо делать в квадратных скобках ссылку на источник, имеющийся в списке литературы [6, с.128].

14.При наличии сокращений, они должны быть расшифрованы при первом употреблении в круглых скобках.

15.Должны быть раскрыты основные понятия и термины, используемые в процессе работы.

16.Работа должна заканчиваться заключением: обоснованным выводом студента с изложением своей точки зрения по рассмотренным вопросам, вытекающим из содержания работы.

3. Формулы и уравнения

1.На формулы, таблицы, рисунки должны быть обязательные ссылки в тексте. Таблицы и рисунки располагаются по центру и не выходят за рамки текста.

2.Формулы выделяют из текста в отдельную строку. Если формула не умещается в одну строку, то ее переносят на следующую строку на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.

3.Формулы нумеруют по порядку арабскими цифрами в пределах документа. Номер указывают в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы.

4.Формулы, помещаемые в таблицах, не нумеруют.

5.Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводят непосредственно под ней.

6.Пояснения каждого символа приводят с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где», без абзацного отступа.

4. Оформление иллюстраций

1.Иллюстрации используют в тексте документа, чтобы придать излагаемому материалу ясность и конкретность.

2.Иллюстрации располагают непосредственно после упоминания в тексте, на следующей странице, а также в приложении в качестве вспомогательного материала.

3.Все иллюстрации нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа и обозначают словом «Рисунок». Иллюстрации могут иметь тематическое наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование.

4.Для оформления подрисуночного текста допускается применять шрифт размера 12 и менее.

5.Если рисунок не умещается на одной странице, допускается переносить его на другие страницы. При этом тематическое наименование помещают на первой странице, поясняющие данные ‑ на каждой странице и под ними пишут «Рисунок¼, лист¼».

5.Оформление таблиц

1.Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числового или текстового материала.

2.Таблицу помещают непосредственно под текстом, в котором дана ссылка на нее.

3.Все таблицы, если их в тексте более одной, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа.

4.Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким.

5.Над таблицей по центру без абзацного отступа помещают слово «Таблица», затем – номер таблицы, через дефис – название таблицы.

6.Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф ‑ со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

7.Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы.

8.При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

9.Текст в таблице допускается выполнять шрифтом размером 12 и менее через один межстрочный интервал.

10.Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф допускается отдельные понятия заменять буквенными обозначениями, если они пояснены в тексте, приведены на иллюстрациях или даны в приложении.

11.Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице величины, то ее обозначение указывают один раз справа над таблицей.

12.Если числовые значения величин в графах таблицы выражены в разных единицах физической величины, то их обозначение указывают в заголовке каждой графы через запятую.

13.Если необходимо пояснить отдельные слова, числа, символы, предложения, приведенные в таблице, эти данные обозначают «звездочкой». «Звездочку» ставят непосредственно после того числа или слова, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Пояснения располагают сразу после таблицы.

14.Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части и помещают их одну под другой, или рядом, или на следующей странице, при этом слово «Таблица», номер и наименование таблицы пишут над первой частью, а над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера.

Пример

Таблица 3 – Концентрация химических элементов в морских организмах (по Меро, 1969)

Элемент Концентрация элемента, мг/кг Коэффициент обогащения Морской организм
в морской воде в организме
Железо 0,01 водоросли

Продолжение таблицы 3

Цинк 0,01 кости рыб
Йод 0,06 водоросли

Окончание таблицы 3

Свинец 0,00003 кости рыб
Медь 0,03 кости рыб

6. Список использованных источников

1.Список использованных источников помещают в конце текстового документа после элемента «Заключение».

2.Словосочетание «Список использованных источников» печатают на новой странице в виде заголовка прописными буквами симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.

3.Документы в списке располагают в следующей последовательности:

- законодательные документы (законы, нормативно-правовые акты);

- стандарты и другие нормативные документы;

- справочные материалы;

- учебная литература, статьи из журналов, сборников научных трудов и т.д.;

- интернет-источники.

4.Внесенные в список документы нумеруют арабскими цифрами по порядку.

5.При ссылке в тексте на документ из списка указывают его порядковый номер согласно списку и номера страниц, откуда взята информация. Номер и страницы указывают в квадратных скобках [3, с. 5-7; 9, с. 325].

6.Сведения о каждом документе в списке использованных источников оформляют в виде библиографического описания:

- при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания без кавычек, место издания, название издательства и год издания, общее количество страниц;

- при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование статьи, через две черты название журнала, год и номер выпуска, страницы;

- при ссылке на интернет-источники указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, адрес сайта (приложение 5).

Подробнее правила оформления см. на сайте вуза в Стандарте предприятия по оформлению документации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец оформления титульного листа реферата для очной формы обучения (основная образовательная программа)

Механизм применения балльной шкалы оценок - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец оформления титульного листа контрольной работы для заочной (основная образовательная программа) и заочной (сокращенная основная образовательная программа) форм обучения

Механизм применения балльной шкалы оценок - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ВТОРОГО ЭЛЕМЕНТА ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА «СОДЕРЖАНИЕ»

Содержание  
Введение (обоснование актуальности темы, цель работы, ее задачи)…………………………………………    
1. Понятие чрезвычайных ситуаций (ЧС)………………………………………..  
2. Классификация ЧС. ЧС мирного времени.…………………………………………  
3. ЧС на транспорте: водном, воздушном, железнодорожном, автомобильном………………………………………..    
4. 5. Дорожно-транспортные происшествия. Статистика по России и г. Омску………………………………………….  
6. Оказание первой помощи и транспортировка пострадавших ……………………..  
7. Обеспечение безопасности на транспорте…………………………………………..  
     
Заключение (выводы по вопросам темы, личное отношение к рассмотренным аспектам обеспечения безопасности жизнедеятельности)…………………….  
Список литературы…………………………….    

Курсивом выделены обязательные атрибуты введения и заключения. В плане их не указывать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ШЕСТОГО ЭЛЕМЕНТА ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»

Механизм применения балльной шкалы оценок - student2.ru

Автор-составитель: Гончарова Оксана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент.

e-mail: [email protected]


Наши рекомендации