Производственно - технологической

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

производственно - технологической - student2.ru «КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

(профессиональной практике 72 час)

( по профилю специальности)

Раздел: «Сестринское дело в хирургии и основы реаниматологии»

Специальность: «Сестринское дело» (базовый уровень)

Квалификация: Медицинская сестра

Красноярск 2008г.

Рассмотрено цикловой Составлена в соответствии

Методической комиссией с Государственными требованиями

«____»________2008 г. к минимуму содержания и уровню

Протокол №____ подготовки выпускников по

Председатель ЦМК специальности 0406 «Сестринское дело»

Фукалова Н.В.__________ Директор колледжа

Ипполитова О.К. ___________________

«_____»___________200__г.

Автор: Бодров Ю.И.

Рецензия

На рабочую программу производственно-технологической, (профессиональной практики)

Раздел: «Сестринское дело в хирургии основы реаниматологии”

Специальность:“Сестринское дело” (базовый уровень)

Квалификация: медицинская сестра

Представленная программа рассчитана на студентов 3 - курса, проходящих производственно-технологическую, (профессиональную практику) в ЛПУ города и края. На практическую деятельность по хирургии отводится 72 часа, (в случае прохождения монопрактики – 216 часов). В программе подробно освящены все виды практической деятельности студентов, находящихся на производственно-технологической практике в хирургическом отделении ЛПУ (по основам хирургической деятельности, оказанию первой доврачебной помощи и распознаванию наиболее распространенных хирургических заболеваний, а также даны рекомендации по закреплению навыков ведения медицинской документации). В программе уделено особое внимание, вопросам техники безопасности на рабочем месте, действующим приказам МЗ России, регламентирующих работу медсестры, профилактике хирургических инфекций и отражена роль медсестры при осуществлении этапов сестринского процесса с учетом регионального компонента.

Программа включает все основные виды практической деятельности, которые необходимы медсестре в ее дальнейшей работе в учреждениях здравоохранения.

Программа рассмотрена на заседании ЦМК., отделения “Сестринское дело” и полностью соответствует минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Сестринское дело» (базовый уровень среднего профессионального образования), составлена с учетом требований изложенных в отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, и рекомендована к внедрению в практическое использование

Рецензент: Зав. отделением «Сестринское дело» ___________ Гапонова Т.Э.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Производственно-технологическая (профессиональная) практика по «Сестринскому делу в хирургии и основам реаниматологии» является завершающим этапом обучения студентов на 3 курсе колледжа. Проводится после освоения студентами программы теоретического и практического курсов и сдачи всех видов промежуточной аттестации. Данная программа предусмотрена государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Сестринское дело» (базовый уровень среднего профессионального образования) и составлена с учетом требований изложенных в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки РФ» от 5.11 97 года, отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации.

Программа ставит своей целью закрепить на практике, знания, умения и навыки, полученные на практических занятиях и в аудиториях колледжа, правильно оформлять медицинскую документацию (сестринскую историю болезни, дневник практики, творческую работу, цифровой и текстовой отчет),

Что является крайне важным элементом в подготовке медицинской сестры.

Это дает возможность в будущем самостоятельно составлять планы сестринского ухода, тем самым, обеспечивая качественный уход за пациентом.

Широкое использование всех принципов работы с медицинской документацией, позволяет в дальнейшем, приобрести устойчивые навыки в работе, дает возможность овладеть способом анализа полученных знаний и более успешно решать свои профессиональные задачи в различных областях здравоохранения.

В процессе прохождения практики студенты закрепляют практические умения по основам хирургической деятельности для оказания первой доврачебной помощи и распознавания наиболее распространенных хирургических заболеваний, наряду с умением наблюдать и оценивать состояние больного. Для этого, в соответствии со стандартом в области хирургии студент должен

Знать:

1. Систему организации хирургической, онкологической и травматологической помощи с учетом регионального компонента.

2. Сестринский процесс при уходе за пациентами с хирургическими заболеваниями и травмами.

3. Особенности сестринского процесса при хирургических заболеваниях и травмах у детей.

4. Сестринский процесс при уходе за онкологическими больными.

5. Особенности сестринского ухода за инкурабельными больными.

6. Основы асептики и антисептики и инфекционную безопасность пациента и мед персонала.

7. Основные вопросы трансфузиологии.

8. Основы травматологии.

9. Сестринский процесс при периоперативном уходе.

В соответствии с полученными знаниями студенты должны

Уметь:

1. Оказать доврачебную медицинскую помощь при неотложных состояниях в области хирургии

2. Осуществлять и документировать отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с хирургическими заболеваниями и травмами.

3. выполнять все назначения и врача, быть его помощником, понимая содержание проделываемой врачом работы.

Без этого нельзя найти правильное свое место в коллективном, творческом, самоотверженном труде, каким является современная хирургия.

В процессе обучения студенты в совершенстве должны научится следующим

Навыкам:

1. Уметь составлять наборы инструментария для операции

2. Проводить взятие посевов из раны

3. Научится наблюдению и уходу за больными в предоперационном и послеоперационном периоде

4. Определять группу крови, проводить пробы на совместимость, переливать кровь.

5. Наложение повязок всех видов

6. Проводить совместно с врачом местную анестезию

7. Иммобилизация всех типов

8. Осуществлять временный и окончательный гемостаз

Программа в таком объеме создана впервые и требует более глубокого анализа и коррекции в процессе практического применения, необходимо постоянно акцентировать внимание на влияние регионального компонента.

Порядок прохождения практики:

В первый день практики студенты должны:

· пройти инструктаж по Т.Б., который осуществляет непосредственный руководитель практики;

· составить план прохождения практики;

· тщательно изучить инструкцию по санитарно-эпидемическому режиму в ЛПУ и соответствующие приказы МЗ РФ, регламентирующие деятельность медицинской сестры;

· изучить применяемые в спецподразделениях поликлиники и стационара (операционно-перевязочных, процедурных и иных кабинетах), дезинфицирующие растворы, способы их приготовления, сроки годности и условия хранения.

При работе в условиях поликлиники, а также стационара ЛПУ, студенты обязаны, строго соблюдать правила техники безопасности.

Рабочий день студентов длится 6 часов. Студенты обязаны отработать одно ночное дежурство. По ходу практики студенты ведут дневник, в котором описывают весь рабочий день, подводя (цифровой) итог работы в виде проведенных лично или увиденных манипуляций, в которых принимали участие.

Дневник и сестринская история болезни предоставляется на итоговую государственную комиссию, для рассмотрения и соответствующей оценки. Дневник должен содержать итоговый отчет о проделанной работе за время практики и цифровой отчет о выполненных манипуляциях за весь период. Данные документы контролируется непосредственным руководителем практики, заверяются печатью ЛПУ и подписью непосредственного руководителя практики.

По окончании практики проводится аттестация практической подготовки студента в лечебном учреждении, в отделении соответствующего профиля.

На аттестацию студенты обязаны предоставить:

1. Дневник П.П.

2. Характеристику, подписанную непосредственным руководителем практики и заверенную печатью ЛПУ.

3. Сестринскую историю болезни, которая должна содержать обоснованный диагноз курируемого пациента, объективное и субъективное обследование пациента, а также планирование и реализацию сестринской помощи, проведенные данному пациенту.

Критерии, из которых и складывается оценка за работу по практике:

1. Практические навыки.

2. Теоретическая подготовка.

3. Активность и интерес, проявленный студентом во время прохождения практики.

4. Внешний вид.

5. Выполнение внутреннего распорядка и соблюдение графика работы студентом.

Итоговая оценка складывается из оценки за работу, оценки за ведение дневника, сестринскую историю болезни и полученную в результате дифференцированного зачета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ

№ п/п Наименование видов, разделов и тем практики Количество
Дней Часов
1. Хирургический кабинет поликлиники
2. Приемное отделение хирургического стационара
3. Операционно-перевязочный блок хирургического отделения
4. Пост медицинской сестры отделения (одно ночное дежурство)
Итог  

Содержание программы.

Студенты, проходящие П.П. «Сестринское дело в хирургии и основы реаниматологии», согласно требованию Государственного образовательного стандарта 0406 «Сестринское дело» и учебного плана по дисциплине должны:

Представлять:

1. Методы проведения эндоскопических процедур:

· бронхоскопия;

· ларингоскопия;

· ректороманоскопия;

· торакоскопия;

· артроскопия;

· фиброгастроскопия;

· цистоскопия.

2. Порядок диспансерного наблюдения пациентов хирургического профиля.

3. Современные способы обработки рук:

· ультразвуком;

· газовая;

· гамма - лучевая.

4. Гемодиализ.

5. Гемосорбция.

6. Плазмаферез.

7. Лазерная техника в хирургии.

При работе в хирургическом кабинете поликлиники, студенты должны

Знать:

1. Медицинскую документацию регистратуры.

2. Пять этапов сестринского процесса:

· создание информационной основы о пациенте;

· выявление проблем пациента и сестринская диагностика;

· планирование ухода;

· осуществление сестринских вмешательств;

· оценка результатов ухода;

3.Документацию хирургического кабинета поликлиники.

4. инструкцию по технике безопасности.

1. При работе в хирургическом кабинете поликлиники студенты должны

Уметь:

№ п/п Вид деятельности Умения Навыки
1. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим (приказ №720 МЗ СССР от 31.07.78., п. №2) +  
2. Соблюдать Т.Б. при работе с аппаратурой и хирургическим инструментарием. +  
3. При работе в кабинете на приеме под руководством непосредственного руководителя практики, студенты отрабатывают этапы сестринского процесса +  
4. Ведение документации при регистрации пациентов хирургического профиля.   +
5. Ведение сестринской медицинской документации на приеме.   +
6. Вести диалог с пациентом и его родственниками.   +
7. Выявление проблем пациента.   +
8. Планирование оказания помощи, реализация ухода, оценка полученного результата. +  
9. Наложить асептическую повязку.   +
10. Обработка рук современными способами.   +
11. Подготовка пациента к диагностическим исследованиям. +  
12. Проводить пробы на качественность предстерилизационной подготовки хирургических инструментов.   +
Укладывать материал в бикс и готовить к стерилизации.   +
14. Накладывать все виды мягких повязок.   +
Работать со стерильным столом.   +
16. Подавать инструменты и перевязочный материал врачу.   +
16. Проводить предстерилизационную подготовку хирургических инструментов.   +

3. При работе в приемном отделении хирургического стационара, студенты должны

Знать:

1. Должностную инструкцию медицинской сестры приемного отделения.

2. Документацию приемного отделения.

3. Порядок приема и движения пациентов по хирургическому стационару.

4. Инструкцию техники безопасности приемного отделения.

4. При работе в приемном отделении хирургического стационара студенты должны

Уметь:

№ п/п Вид деятельности Умения Навыки
1. Соблюдать санитарно-эпидемический режим приемного отделения (Приказ № 720 МЗ СССР от 31.07.78.) +  
2. Соблюдать Т.Б. при работе с аппаратурой и хирургическим инструментарием. +  
3. Вводить поливалентную противогангренозную сыворотку. +  
4. Вводить противостолбнячную сыворотку.   +
5. Вести диалог с пациентами и их родственниками.   +
6. Осуществлять санитарную обработку пациента.   +
7. Осуществлять забор крови из вены для исследований.   +
8. Выполнять все виды инъекций.   +
9. Транспортировать пациента в отделение и функциональные кабинеты, операционную, отделение реанимации и т.д.   +
10. Выполнять врачебные назначения.   +
11. Готовить пациента к различным лабораторным исследованиям.   +
12. Оказывать неотложную помощь пациентам хирургического профиля.   +
13. Определять признаки клинической, биологической смерти, соблюдать правила обращения с умершим телом. +  
14. Проводить оксигенотерапию.   +
15. Брать кровь из вены для исследований.   +
16. Определять групповую принадлежность по стандартным сывороткам, целиклонам.   +
17. Проводить инфузионную терапию.   +
18. Проводить пробы на совместимость при переливании крови (под наблюдением врача)   +
19. Готовить плазму и кровь к использованию. +  
20. Осуществлять уход за подключичным катетером.   +
21. Набирать дозы инсулина, гепарина, гормонов.   +
22. Катетеризировать мочевой пузырь (женщины).   +
23. Готовить пациента к операции.   +
24. Вести журнал учета наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. +  
25. Вести наблюдение за пациентом в послеоперационном периоде.   +
26. Применять пузырь со льдом у послеоперационного больного.   +
27. Кормить послеоперационных и тяжелобольных.   +
28. Осуществлять премедикацию.   +
29. Проводить остановку всех видов кровотечения.   +
Проводить предстерилизационную обработку хирургических инструментов.   +
31. Проводить пробы на качественность проводимой предстерилизационной обработки хирургических инструментов.   +
32. Обрабатывать чистую и гнойную рану.   +
33. Уметь подавать инструменты и перевязочный материал врачу.   +
34. Вводить воздуховод.   +
35. Проводить ИВЛ и НМС.   +
36. Работать со стерильным столом.   +

3. При работе в операционно-перевязочном блоке, студенты должны

Знать:

1. Должностную инструкцию операционной, перевязочной и процедурной медицинской сестры.

2. Инструкцию по Т.Б. при работе в операционно-перевязочном блоке.

3. Методы асептики, применяемые в операционно-перевязочном блоке.

4. Организацию работы и оснащение операционной, перевязочного и процедурного кабинета.

5. Оснащение материальной комнаты, гипсовой, автоклавной.

6. Приборы, инструменты и средства малой механизации в операционно-перевязочном блоке.

7. Методы подготовки пациента к операции.

8. Методы инфузионной терапии, инфузионные среды.

9. Признаки клинической, биологической смерти.

10. Этапы сердечно-легочной реанимации, показания, противопоказания к применению СЛР.

5. При работе в операционно-перевязочном блоке, студент должен

Уметь:

№ п/п Вид деятельности Умения Навыки
1. Выполнить обязанности операционной, перевязочной сестры. +  
2. Осуществлять уборку операционно-перевязочного блока, с соблюдением приказа № 720 МЗ СССР от 31.07.78.   +
3. Обрабатывать и стерилизовать хирургический инструментарий.   +
4. Изготавливать перевязочный материал.   +
5. Укладывать перевязочный материал, операционное белье в бикс, и готовить к стерилизации.   +
6. Стерилизовать биксы и осуществлять контроль стерильности.   +
7. Осуществлять контроль качества ПСО инструментария.   +
8. Утилизировать отработанный материал.   +
9. Надевать стерильную одежду на себя и врача.   +
10. Проводить стерилизацию и предстерилизационную подготовку (перчаток, пластмассовых и иных изделий медицинского назначения).   +
11. Накрывать стерильный стол и работать с ним.   +
12. Вести документацию операционно-перевязочного блока.   +
13. Проводить туалет раны, накладывать асептическую повязку.   +
14. Ассистировать врачу при проведению ПХО раны, обработке ожоговой, гнойной поверхности. +  
15. Обрабатывать руки хирургическим способом, (в том числе современным).   +
16. Готовить раствор антисептика и работать с ним.   +
17. Подавать инструменты и перевязочный материал врачу.   +
18. Накладывать все виды мягких повязок.   +
19. Накладывать швы. +  
20. Снимать швы.   +
21. Обрабатывать инструменты после чистых и гнойных манипуляций.   +
22. Готовить гипсовые лонгеты.   +
23. Применять гипсовые лонгеты. +  
24. Составлять набор инструментов и перевязочного материала при различных оперативных вмешательствах.   +
25. Приготовить шину Беллера и другие транспортные шины к эксплуатации и применять их на практике.   +
26. Оказывать первую помощь при различных наружных и внутренних кровотечениях.   +
27. Транспортировать больного в операционную, операционную перевязочную, перекладывать на операционный стол.   +
28. Уметь контролировать основные жизненно-важные функции организма пациента во время операции и после операции.   +
29. Определять признаки жизни и смерти.   +
30. Обрабатывать операционное поле.   +
31. Обрабатывать стомы.   +
32. Проводить инфузию растворов в операционной. +  

6. При работе на посту медицинской сестры хирургического отделения студенты должны

Знать:

1. Должностную инструкцию медсестры хирургического отделения.

2. Организацию и оснащение сестринского поста.

3. Инструкцию по Т.Б. постовой медсестры хирургического отделения.

4. Лечебно-охранительный режим хирургического отделения.

5. Медицинскую документацию, которую ведет постовая медсестра хирургического отделения.

6. Правила приема и сдачи дежурств.

7. При работе на посту медицинской сестры хирургического отделения, студенты должны

Уметь:

№ п/п Виды деятельности Умения Навыки
1. Соблюдать санитарно-эпидемический режим приемного отделения (приказ № 720 МЗ СССР от 31.07.78.) +  
2. Соблюдать Т.Б. хирургического отделения. +  
3. Вести документацию медсестры отделения.   +
4. Готовить дезинфицирующие растворы, применять их, знать сроки годности, способы хранения.   +
5. Проводить дезинфекцию предметов ухода за больными.   +
6. Осуществлять все этапы СЛР.   +
7. Проводить обеззараживание рук современным способом.   +
8. Транспортировать и перекладывать больного, осуществлять профилактику пролежней.   +
9. Пользоваться стерильным биксом.   +
10. Готовить к эксплуатации функциональную кровать, шину Беллера, груз для вытяжения.   +
11. Менять нательное и постельное белье у тяжелобольного.   +
12. Проводить гигиенические мероприятия в постели тяжелого больного.   +

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ (Сестринской истории) БОЛЕЗНИ.

При прохождении технологической практики по специальности «Сестринское дело в хирургии и реаниматологии» студент пишет сестринскую историю болезни.

Выбор пациента для курации предоставляется самому студенту. Он может воспользоваться рекомендацией непосредственного руководителя практики (старшей медицинской сестры отделения) или рекомендацией методического руководителя.

Целесообразно выбирать пациента, который недавно поступил в отделение, чтобы студент имел возможность общаться с ним ежедневно.

Студент должен самостоятельно провести СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА: собрать жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни, произвести осмотр, перкуссию, пальпацию, аускультацию.

На основании собственного сестринского исследования и сестринского анализа данных дополнительного исследования пациента студент должен провести СЕСТРИНСКУЮ ДИАГНОСТИКУ:

- сформулировать настоящие проблемы,

- выделить из них главные, приоритетные

- сформулировать потенциальные проблемы.

планирование сестринской помощи пациенту, включает в себя следующее:

1. Формулирование краткосрочной и долгосрочной целей сестринской помощи.

2. Составление плана сестринской помощи (независимые сестринские вмешательства, зависимые, взаимозависимые).

Для уточнения своего собственного представления о заболевании пациента разрешается знакомиться с врачебной историей болезни. При этом не рекомендуется переписывать врачебные суждения в сестринскую историю болезни.

При прохождении практики студенту рекомендуется представиться лечащему врачу пациента и, в дальнейшем, присутствовать при врачебном обходе, участвовать в проведении некоторых диагностических и лечебных процедур.

Во время курации пациента студент должен проводить с ним беседы о целесообразности соблюдения правил здорового образа жизни, о возможности отказа от вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами), о диетическом питании, о вреде гиподинамии и др.

Реализация сестринской помощи, предполагает участие студента в проведении сестринских процедур и манипуляций с обязательной оценкой эффективности сестринской помощи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕСТРИНСКОМУ

(Обследованию) ПАЦИЕНТА.

1. Представьтесь пациенту. Сядьте на стул рядом, ведите беседу вежливо, задавайте уточняющие вопросы, позволяющие воспроизвести динамику заболевания.

2. Узнайте имя и отчество, фамилию пациента, его возраст, время поступления в стационар.

3. Узнайте жалобыпациента в настоящее время.

4. Уточните его жалобы в момент поступления в стационар.

5. При отсутствии жалоб на здоровье у пациента уточните, нет ли жалоб на здоровье со стороны органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения и т.д. Уточните причину, по которой его направили в стационар.

6.Соберите анамнез болезни пациента

При этом обязательно уточните следующее:

1. Когда началось заболевание. Если пациент четко указывает дату начала болезни, то следует уточнить словами: « …а до этого момента Вы были совершенно здоровы?». Этот вопрос позволит выявить истинное начало болезни.

2. Как началось заболевание, какие симптомы появились.

3. Как протекало заболевание. Обращался ли пациент к врачу. Если обращался, то какой диагноз установил врач, какое назначил лечение. Если не обращался, то, какие симптомы болезни прогрессировали.

4. Если лечение было назначено, то, какие лекарства принимал больной, был ли эффект от лечения. Уточните переносимость медикаментов, не было ли аллергических проявлений.

5. При наличии у больного хронического заболевания, уточните, как часто возникали обострения болезни, как они протекали, сопровождались ли госпитализацией в стационар, каков был эффект от лечения, какова длительность ремиссий, проводилось ли лечение в стадии ремиссии заболевания, насколько сохранялась трудоспособность пациента в моменты ремиссии болезни.

6. При наличии у больного хронического заболевания, уточните, когда началось последнее обострение болезни, как протекало, какие обстоятельства привели больного в стационар.

7. При сборе анамнезе болезни необходимо выяснить, ПОЧЕМУ больного направили в стационар.

8. Уточните, проводилось ли обследование в амбулаторных условиях, какие выявлены результаты.

Проведите осмотр пациента.

При этом уточните следующее:

1. Состояние сознания (ясное, заторможенное, ступор, сопор).

2. Положение больного (активное, пассивное, вынужденное).

3. Конституцию больного.

4. Состояние, чистоту и цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек.

5. Состояние костей и мышц больного.

Проведите пальпацию лимфоузлов пациента.

При этом уточните следующее:

1. Состояние подчелюстных, шейных, надключичных, подключичных, подмышечных, паховых, подколенных лимфатических узлов. Если при пальпации не удается определить наличия лимфатических узлов, то, можно написать в сестринской истории болезни фразу: «Периферические лимфатические узлы не пальпируются».

2. Если лимфатические узлы пальпируются, то, необходимо указать их размер, консистенцию, спаянность с кожей, подвижность, болезненность. Например, « В правой подмышечной области пальпируется лимфатический узел, размером 1см. на 2см., мягко-эластической консистенции, не спаянный с кожей, подвижный, безболезненный».

Проведите сестринское исследование органов и систем пациента.

Используйте следующую схему:

1. Состояние органов дыхания:

- наличие жалоб со стороны органов дыхания,

- наличие затрудненного вдоха или выдоха,

- форма грудной клетки, ширина межреберных промежутков,

- симметричность грудной клетки при вдохе и выдохе,

- данные пальпации: например, « голосовое дрожание проводится равномерно по всем легочным полям», или « голосовое дрожание усилено над правой нижней долей», или «голосовое дрожание ослаблено над всем левым легким».

- данные перкуссии: границы легких, данные сравнительной перкуссии, характер легочного звука. Например, «границы легких не изменены», или « над всеми легочными полями определяется ясный легочный звук», или « над нижней долей правого легкого определяется укорочение легочного звука», или « над всем левым легким при перкуссии определяется тупой звук».

- данные аускультации: характер дыхания, наличие сухих или влажных хрипов. Например: « при аускультации легких патологии не выявлено, дыхание везикулярное», или « при аускультации над нижней долей правого легкого выслушивается крепитация на фоне жесткого дыхания», или « при аускультации над всеми легочными полями на фоне жесткого дыхания выслушиваются рассеянные сухие хрипы разной тональности: свистящие, жужжащие», или « в левом легком дыхание ослабленное», или « над левым легким дыхание не проводится».

Состояние органов кровообращения:

При этом уточните следующие жалобы:

- наличие жалоб со стороны сердца и сосудов,

- наличие видимых изменений со стороны сердца и сосудов:

« сердечный горб», «видимый верхушечный толчок», «набухание шейных вен» и т.д.

- данные пальпации области сердца: пальпируется ли верхушечный толчок, нет ли патологических пальпаторных симптомов, например, симптома «кошачьего мурлыканья»,

- данные перкуссии сердца: границы относительной и абсолютной тупости сердца.

- данные аускультации сердца: ритм сердца, состояние тонов сердца, наличие акцентов, патологических шумов и их локализация.

- цифры артериального давления, частоты сердечных сокращений,

- характеристика пульса: частота, ритм, наполнение, напряжение.

2. Состояние органов пищеварения:

- наличие жалоб со стороны органов пищеварения,

- состояние акта глотания,

- состояние языка: цвет, выраженность сосочков, наличие налета,

- состояние стула,

- Состояние органов брюшной полости: участие живота в акте дыхания, симметричность живота в акте дыхания, поверхностная пальпация живота, глубокая пальпация живота, перкуторные границы печени, пальпация печени. В случае, если печень пальпируется, то необходимо определить её размеры, консистенцию, наличие ровной или неровной поверхности, состояние края печени, её болезненность.

В случае, если пальпируется селезенка, то, необходимо определить её размеры, консистенцию, ровную или неровную поверхность, болезненность.

В случае, если пальпируется какое-либо опухолевидное образование в брюшной полости, то, необходимо определить его локализацию, размеры, консистенцию, болезненность, подвижность.

При пальпации живота необходимо отметить наличие метеоризма, асцита или других патологических симптомов.

3. Состояние мочеполовых органов:

- наличие жалоб со стороны мочеполовых органов,

- наличие или отсутствие дизурии: учащенного, болезненного мочеиспускания, резей, болей при мочеиспускании,

- отметить, пальпируются ли почки,

- отметить выраженность симптома Пастернацкого

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕСТРИНСКОМУ АНАЛИЗУ

(данных дополнительного)

ИССЛЕДОВАНИЯ.

Для полного представления о состоянии больного, кроме субъективных и объективных данных, медицинская сестра должна проанализировать данные дополнительного исследования, проведенного в амбулаторных условиях и в стационаре.

1. Анализ крови. Рекомендуется выписать общий анализ крови из врачебной истории болезни и сравнить все показатели с должными величинами. Проанализировать имеющиеся отклонения от нормы .

2. Анализ мочи. Рекомендуется выписать из врачебной истории болезни анализ мочи и сравнить все показатели с должными величинами. Проанализировать имеющиеся отклонения от нормы.

3. Анализ кала на яйца глистов, копрологическое исследование. Проанализировать имеющиеся отклонения от нормы.

4. Проанализировать имеющиеся отклонения от нормы при Флюорографии органов грудной клетки, при Рентгеноскопии и Рентгенографии желудка, при ЭНДОСКОПИЧЕСКИХ исследованиях внутренних органов и при других исследованиях.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО (сестринской) ДИАГНОСТИКЕ

1. На основании проведенного сестринского исследования и сестринского анализа, данных дополнительного исследования пациента проводится сестринского анализа, т.е. выявление проблем пациента и формулирование сестринского диагноза.

2. Сестринский диагноз - это проблема пациента, осмысленная медсестрой. Например, « голодная боль в эпигастрии» - это проблема пациента. « Голодная боль в эпигастрии, обусловленная наличием язвы в двенадцатиперстной кишке» - это сестринский диагноз, выставленный на основании сестринского исследования пациента и на основании анализа данных ФГС и рентгеноскопии, Рентгенографии желудка и ДПК.

3. Сестринский диагноз отличается от врачебного. Врачебный диагноз - это суждение врача о болезни, а сестринский - это суждение медсестры о реакции пациента на болезнь. Врачебный диагноз постоянный, а сестринский диагноз меняется многократно, в соответствии с тем, как меняется реакция организма пациента на болезнь.

4. В сестринской практике различают следующие проблемы пациента: - настоящие, т. е. существующие в настоящее время.

- приоритетные, т.е. главные. Если эти проблемы не решить, то может наступить ухудшение состояние здоровья пациента или его смерть.

- потенциальные, т.е. те, которых в настоящее время нет, но они могут появиться, если пациенту не оказана помощь, или она оказана неквалифицированно.

5. Выделение настоящих, приоритетных, потенциальных проблем пациента очень важно, поскольку медицинская сестра не в состоянии решить сразу все проблемы больного. Необходимо выделить главные, приоритетные. Именно их следует решить в первую очеред

Наши рекомендации