В какой фазе развития типа вы находитесь?
Существуют два способа выяснить, как протекает ваше развитие типа. Прежде чем приступить к одному из них, вам следует обратиться к вашей иерархии функций, которую вы уже видели в соответствующей таблице. Предлагаем вам выписать ее и для удобства положить рядом с собой. Это поможет вам применить общую информацию о развитии типа к вашему индивидуальному типу личности.
Чтобы получить ориентировочное представление о текущей стадии вашего развития типа, отметьте свой возраст на размещенной ниже линейке. Если ваш случай достаточно типичен, то вы, по-видимому, в данное время развиваете у себя ту функцию, что обозначена над засечкой, соответствующей вашему возрасту. Напоминаем: это лишь ориентировочная оценка. Развитие каждого человека происходит по индивидуальному графику.
Временной график развития
Временной график развития типа может быть полезным только в общем плане. Никому не дано проснуться в день двадцатипятилетия и заявить: "Ага, пора начинать развитие третьей функции!" Разные люди на разных этапах жизни уделяют внимание то одним, то другим сторонам своей личности. Даже представители одного типа личности одного возраста не совпадают полностью. Возрастные вехи указаны на графике лишь приблизительно.
Другой путь проверки вашей стадии развития типа — определение круга ваших интересов и системы воззрений. Определяя их, не замыкайтесь на работе, поскольку именно "свободное время" мы чаще отдаем тому, к чему нас тянет, и бываем такими, какими хотим быть.
Прочитайте приводимые ниже описания развития сенсорики, интуиции, логики и этики. Тогда вы увидите, какое из описаний больше всего соответствует вашей личности. Можете определить, какая из функций развивается у вас на настоящем этапе вашей жизни? Может быть, вам будет легче дать ответ на этот вопрос, если вы составите список ваших интересов последнего времени или спросите хорошо знающего вас человека, что характерное для вас он замечал в последнее время.
Установив, какая из функций развивается у вас в настоящее время, обратитесь к иерархии функций. При желании сравните полученный результат с данными временного графика развития типа.
Признаки развития типа
Развитие сенсорики
В целом, люди, развивающие в себе сенсорику, начинают фокусировать большее внимание на текущем моменте, день за днем отслеживать происходящее.
Вот что может обнаружиться среди новых подходов к жизни:
— Большее внимание к зрительным и звуковым образам, вкусовым, обонятельным и осязательным ощущениям
— Новое понимание природы
— Возросший интерес к деталям и фактам, повысившаяся точность и аккуратность
— Более реалистичный взгляд на вещи, более внимательное отношение к срокам реализации проектов и к необходимым для их осуществления обстоятельствам
В числе новых интересов могут оказаться следующие:
— Кулинария
— Строительство
— Искусства и ремесла
— Пристрастие к музыке
— Физкультура
— Туризм
— Садоводство
— Чтение нехудожественной литературы
— Внимание к подробностям
— Возросшее внимание к цифровым данным
Развитие интуиции
В целом, люди, развивающие в себе интуицию, делаются более открытыми к переменам и к видению вещей в новом свете.
Вот что может обнаружиться среди новых подходов к жизни:
— Повышение интереса к подтекстам и к значениям символов
— Появление или углубление интереса к духовным вопросам и к вопросам, относящимся к смыслу жизни
— Большее доверие к работе воображения
— Размышления о взаимосвязях людей и вещей, интерес к всеобщей картине мира
В числе новых интересов могут оказаться следующие:
— Искусство, дизайн
— Религия
— Исследования, научные изыскания, продолжение образования, приобретение научных степеней
— Решение задач, мозговой штурм
— Изобретательство
— Литературное творчество
— Чтение художественной литературы
— Путешествия с целью приобретения знаний о других культурах
— Выстраивание долгосрочных планов
Развитие логики
Люди, развивающие в себе логику, в целом становятся в большей степени способны к объективности при обработке информации.
Вот что может обнаружиться среди новых подходов к жизни:
— Большее стремление к справедливости и равенству
— Новый взгляд на причинно-следственные связи и логические последствия поступков
— Более критические оценки людей и ситуаций
— Возросший интерес к эффективности и компетентности
В числе новых интересов могут оказаться следующие:
— Права других людей
— Переговоры, функции третейского судьи
— Игры, требующие стратегического мышления (преферанс, шахматы и т. п.)
— Дискуссии
— Разборчивость при выборе приобретаемых товаров
— Политика
— Повышение персональных стандартов
— Знание стандартов других
— Стремление проявлять последовательность
Развитие этики
В целом, люди, развивающие в себе этику, становятся внимательнее к тому, как их поступки влияют на окружающих. Часто их приоритеты приобретают более личностный характер.
Вот что может обнаружиться среди новых подходов к жизни:
— Возросшее значение эмоциональной поддержки окружающих, внимание к нуждам других людей
— Более бережное отношение к дружбе, готовность поделиться с другими тем, что пережито и прочувствовано
— Больший интерес к общению, умение слушать других
— Умение оценивать чужие заслуги
В числе новых интересов могут оказаться следующие:
— Деятельность на добровольной основе
— Наставничество
— Восстановление отношений со старыми знакомыми
— Организация или посещение каких-либо мероприятий, собраний
— Эмоциональная помощь
— Откровенные, вдумчивые беседы
— Литературное творчество
— Ведение дневника
— Выражение признательности окружающим
Предположим, к примеру, что вы относитесь к типу INFJ. Вам пятьдесят два года. Ваша иерархия функций такова:
? 1. интуиция (доминантная)
? 2. этика (вспомогательная)
? 3. логика (третья)
? 4. сенсорика (четвертая)
Вы всегда отлично умели видеть подтексты и скрытые смыслы (интуиция), позднее научились использовать эти сведения при принятии взвешенных решений на основе ваших личных ценностей и понимании позиций других людей (этика). С годами вы научились предвидеть логические последствия своих решений (логика). А недавно вы пристрастились к изучению кулинарных книг и записались на курсы поварского искусства. Кроме того, вы теперь находите пустяковые несоответствия, которых раньше не замечали, в получаемых счетах. Возможно, это признаки развития сенсорики.
Сенсорика — ваша четвертая функция. Вероятно, после пятидесяти у вас началось развитие четвертой функции — в соответствии с временным графиком развития типа.
Все еще сомневаетесь?
Если вы приступили к чтению данной главы, уже имея ясное представление о своем типе личности, и серьезно подошли к предложенным способам проверки, то весьма вероятно, что в своем развитии типа вы движетесь "в правильном направлении". Должно быть, вы ощущаете этапы, уже пройденные вами на жизненном пути, равно как и понимаете причины происшедших перемен. Если же вам сложно четко определить, какая из функций развивается у вас в настоящее время, не отчаивайтесь.
Если вы не уверены, к какому типу личности относитесь, попробуйте выстроить иерархию функций для того типа (или типов), который может быть вашим. (Для этого вам потребуется таблица иерархии функций). И тогда вы получите ясное представление как о своем типе, так и о стадии развития, на которой вы сейчас находитесь.
Возможно, впрочем, что вы верно определили свой тип личности, но ваше развитие проходит особенным образом, и временной график развития не имеет к вам ни малейшего отношения. И это тоже нормально! И все же не забывайте про эту главу только из-за того, что у вас — индивидуальный график развития. Ведь даже сама идея о развитии типа будет для вас полезна. Вам стоит лишь провести небольшое самостоятельное исследование, и тогда вы поймете, на какой стадии находитесь и куда движетесь.